Файл: Лабораторная работа 1. Бизнесмодель итаутсорсинговой компании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №1.

Бизнес-модель ИТ-аутсорсинговой компании.
Цель работы – разработать бизнес-модель ИТ-аутсорсинговой компании, осуществляющей свою деятельность на территории Краснодарского края.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Термин аутсорсинг происходит от английских слов "outsourcing - outside resource using" – использование внешних ресурсов, привлечение ресурсов извне. Суть понятия заключается в передаче на выполнение отдельных функций или бизнес-процессов внешней организации, располагающей для этого необходимыми ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. В рамках заключенного соглашения активы предприятия, относящиеся к отдаваемым функциям и бизнес-процессам, персонал, управленческая ответственность могут временно передаваться сторонней организации.

Аутсорсинг можно определить, как "перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене".

Аутсорсинг позволяет эффективно распределить внутренние и внешние ресурсы, средства организации для успешного достижения её бизнес-целей. Основой концепции является разделение функций предприятия на основные и второстепенные, и дальнейшая передача второстепенных функций внешней организации, которая специализируется на этих функциях и более эффективно решает поставленные перед ней задачи. Часто аутсорсинг рассматривается как инструмент сокращения затрат, а также способ, дающий предприятию возможность сконцентрироваться на основных видах деятельности. Пригодными для аутсорсинга считаются зрелые функции, в которых не используются инновации, дающие организации конкурентные преимущества. Не рекомендуется передавать на аутсорсинг стратегическое развитие предприятия, построение и развитие архитектуры, бизнес процессы, которые имеют стратегическое значение и представляют собой ключевые компетенции предприятия.

Основными причинами применения аутсорсинга как стратегии управления являются:

  • стремление сосредоточить ресурсы собственного предприятия на "центрах прибыли" — профильных бизнес-процессах, в рамках которых создается основная продукция;

  • повышение качества услуг;

  • отсутствие или недостаток собственных квалифицированных специалистов;

  • получение доступа к новым передовым технологиям и техническим знаниям;

  • снижение расходов.


Антонимом термина "аутсорсинг" является понятие "инсорсинг" – передача новых функций на выполнение внутренним подразделениям предприятия или расширение деятельности подразделений для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов. Примерами инсорсинга может служить использование базы данных клиентов, полученной при продажах определенного вида товара для продаж или продвижения другого товара, сдача в аренду незадействованных в производстве площадей. Инсорсинг позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности. При применении этого подхода в штатной структуре предприятия может быть создано отдельное подразделение с автономным управленческим учетом, оказывающее специализированные услуги, как другим внутренним подразделениям предприятия, так и внешним контрагентам. Чаще всего инсорсинг применяют для процессов, связанных с финансами, трудовыми ресурсами и информационными системами.
На сегодняшний момент существуют различные подходы к определению ИТ- аутсорсинга. В них данное понятие рассматривается как с разных позиций практики аутсорсинга (снижения затрат, качества обслуживания, набора услуг, доступа к умениям и навыкам, рисков, степени технологической зрелости), так и различных теоретических основ (экономической теории, теории транзакционных издержек, теории управления, теории принятия решений и др.).

ИТ-аутсорсинг можно определить, как "существенный вклад внешних поставщиков в физические и (или) кадровые ресурсы, связанные с ИТ-инфраструктурой клиентской организации в целом или ее (инфраструктуры) отдельными компонентами" или "решение предприятия о передаче части или всех функций обслуживания корпоративной ИС внешнему поставщику (или поставщикам) услуг для того, чтобы компания могла достичь своих целей".

Обобщая теоретические разработки, можно сделать вывод, что, как правило, под ИТ-аутсорсингом понимается передача части или всех ИТ-функций внешнему поставщику услуг на условиях заключенного долгосрочного соглашения, в рамках которого проводится передача или продажа ИТ-активов в совокупности с переводом персонала на оговоренный период.

На многих предприятиях, не относящихся к рынку информационных технологий, роль ИТ-подразделения заключается в выполнении важных, но непрофильных функций, обеспечивающих и поддерживающих основную деятельность предприятия. Поэтому ИТ-функции часто рассматриваются как кандидаты для передачи на аутсорсинг. При этом особое внимание уделяется снижению затрат на ИТ при одновременном обеспечении необходимого уровня производительности, качества, доступности и гибкости ИТ-услуг конечным пользователям.


Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), в своих исследованиях выделяет два основных вида аутсорсинга: аутсорсинг бизнес-процессов (BPO - business process outsourcing) и аутсорсинг в области информационных технологий (ИТ-аутсорсинг)


Рисунок 1 - Классификация аутсорсинговых услуг
Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП, ВРО - Business Process Outsourcing) – это передача права владеть и управлять каким-либо бизнес-процессом внешней организации для решения задач бизнеса предприятия. Данный вид аутсорсинга направлен на обеспечение более высокой эффективности бизнес-процессов. Его необходимость часто возникает в связи с реструктуризацией предприятия. В этом случаеаутсорсинг является инструментом для управления преобразованиями.

На аутсорсинг передают ведение бухгалтерского учета, расчет заработной платы, материально-техническое обеспечение, маркетинг, логистику, юридическое сопровождение и подготовку договорной документации, решение миграционных вопросов, поиск и подбор персонала, кадровое администрирование, call-центр, уборку помещений, организацию питания, охрану.

Некоторые аналитики в отдельную группу выделяют производственный аутсорсинг. Производственный аутсорсинг заключается в передаче части цепочки производственных процессов или целиком всего цикла производства сторонней компании, в тех случаях, когда процесс производства собственными силами обходится предприятию дороже, чем привлечение внешней компании. В этом направлении выделяют аутсорсинг производства заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции. Производственный аутсорсинг распространен в автомобильной промышленности, машиностроении, среди производителей электроники и телекоммуникационных компаниях, предприятий добывающих отраслей, организаций фармацевтической промышленности, производстве ракетных и других оборонных и космических комплексов. Он позволяет предприятию сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, увеличить гибкость производства и вести деятельность в других регионах, используя более дешевую рабочую силу.

С точки зрения состава и предмета работ основными видами услуг в области ИТ-аутсорсинга являются:

  • телекоммуникационные услуги и обеспечение доступа к вычислительным ресурсам (доступ в Интернет, обработка, хранение и передача данных, видеоконференцсвязь др.);

  • техническая поддержка и управление ИТ-инфраструктурой, включая администрирование серверного и системного ПО, вычислительных сетей;

  • управление рабочими станциями;

  • управление единой службой поддержки пользователей;

  • обеспечение информационной безопасности;

  • разработка ПО;

  • управление и поддержка бизнес-приложений;

  • услуги ЦОД (центр обработки данных).



Распределение востребованности этих услуг в России представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Распределение услуг аутсорсинга российских компаний
Существует другой подход к классификации аутсорсинговых услуг в сфере ИТ. Выделяют три основные формы ИТ-аутсорсинга: ресурсный, функциональный и стратегический ИТ-аутсорсинг.

На российском рынке наиболее распространенной формой ИТ-аутсорсинга является ресурсный аутсоринг. При использовании данной формы аутсорсинга аутсорсер предоставляет предприятию необходимые ресурсы (от оборудования до ИТ- специалистов), отвечая за наличие ресурса и его соответствие требованиям предприятия. Уровень сервиса определяется количеством ресурсов. При этом предприятие, пользующееся такими ресурсами, самостоятельно ими управляет. Причинами преобладания ресурсной формы аутсорсинга являются прозрачность ценообразования, небольшой по сравнению с другими формами аутсорсинга объем подготовительных работ (не требуется описания предоставляемых услуг, инфраструктурных ресурсов), неготовность менеджмента предприятия к использованию более сложных форм аутсорсинга и отсутствие доверия провайдеру услуг со стороны предприятия в области прозрачности и управляемости передаваемых процессов. Примером ресурсной формы аутсоринга является аутсорсинг ИТ-персонала.

При функциональном аутсорсинге провайдеру аутсорсинговых услуг передается выполнение определенных ИТ-функций и управление ими. Этот подход требует большой подготовительной работы, в т.ч. детальной проработки контракта и соглашения об уровне обслуживания, в котором определяется состав, объем и показатели качества предоставления услуг. Российский рынок функционального аутсорсинга находится в стадии становления. Как показывает практический опыт, при установлении прочных партнерских отношений, достижении поставленных целей аутсорсинга растет доверие к провайдеру услуг, и предприятия начинают рассматривать возможность перехода с ресурсного аутсорсинга на функциональный как эволюционный путь развития отношений.

В случае стратегического аутсорсинга аутсорсер берет на себя управление всем ИТ-подразделением предприятия, эксплуатацией и развитием систем, закупками и обслуживанием. Это направление аутсорсинга на сегодняшний день в России не развито.
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



  1. Используя шаблон бизнес-модели А. Остервальдера осуществить разработку бизнес-модели организации, оказывающей услуги ИТ-аутсорсинга на территории г. Краснодара или Краснодарского края.

  2. Используя платформу «1С: Предприятие», начать разработку информационной системы, обеспечивающей поддержку принятия решений при проектировании бизнес-модели:

  • спроектировать командный интерфейс;

  • создать справочник Номенклатура;

  • создать справочник Клиенты;

  • создать справочник Конкуренты.



3. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ


  1. Используя шаблон бизнес-модели А. Остервальдера осуществить разработку бизнес-модели организации, оказывающей услуги ИТ-аутсорсинга на территории г. Краснодара или Краснодарского края.


На рисунке 3 приведен шаблон бизнес-модели А. Остервальдера.


Рисунок 3 – Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера
Проектирование бизнес-модели организации осуществляется на основе теоретических сведений о деятельности аутсорсинговых компаний, приведенных в теоретическом обосновании.


  1. Используя платформу «1С: Предприятие», начать разработку информационной системы, обеспечивающей поддержку принятия решений при проектировании бизнес-модели:


2.1 Проектирование командного интерфейса
Используя объект «Подсистемы» провести разделение прикладного решения на следующие разделы:

  1. Планирование

    1. Ценностное предложение

    2. Клиенты

    3. Бизнес-процессы

    4. Доходы и расходы

  2. Продажи

  3. Проекты


2.2 Создание справочника Номенклатура
При создании справочника Номенклатура, необходимо предусмотреть наличие в нем иерархии групп и элементов. Заполнение справочника в пользовательском режиме осуществлять согласно блоку «Ценностное предложение» разработанной бизнес-модели.
2.2 Создание справочника Клиенты
При создании справочника «Клиенты» необходимо предусмотреть для каждой его записи описание потребительского сегмента, в который он входит. Так, например, потребительский сегмент имеет следующее описание: «В2В; г. Краснодар; РТО; малый бизнес». Соответственно в справочнике необходимо предусмотреть соответствующие реквизиты