Файл: Анализ развития инновационных проектов в России (Теоретические основы инновационной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в России
1.1 Правовая база для инновационной деятельности в России
1.2 Национальные программы, связанные с развитием инновационной деятельности в России
Глава 2. Основные меры и механизмы поддержки для инновационного малого предпринимательства
2.1 Основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в РФ
2.2 Освещение мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса в СМИ
Этот национальный проект важен для малого инновационного предпринимательства в контексте выхода экономической деятельности на новый уровень, создания новых рынков сбыта продукции и технологий, создания и развития квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.
Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» направлена на формирование открытой и комфортной предпринимательской среды и стимулирование инновационной деятельности бизнеса.
В рамках подпрограммы «Стимулирование инноваций» предполагается создание и развитие инструментов всесторонней поддержки инновационной активности на ранних этапах, улучшение координации субъектов и элементов инновационной системы, развитие технологической инновационной инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров.
Данная подпрограмма при надлежащем исполнении всех предусмотренных мероприятий способна обеспечить необходимые условия для повышения инновационной предпринимательской активности; c ее помощью в стране могут появиться новые рынки и технологии, начнется технологическая модернизация основных секторов экономики, будут развиваться региональные инновационные кластеры, реализоваться эффективные механизмы государственно-частного партнерства.
Национальная технологическая инициатива — это долгосрочная государственная программа создания мер и механизмов по развитию в России инновационных технологических секторов экономики. НТИ нацелена на комплексное развитие технологического лидерства России посредством развития наиболее перспективных технологических рынков, которые в ближайшие годы могут стать базой для интенсивного экономического развития[11].
НТИ выделяет девять таких рынков: Нейронет (развитие нейрокоммуникаций), Хэлснет (разработка новых медицинских технологий и лекарственных препаратов), Энерджинет (развитие систем интеллектуальной энергетики), Автонет (создание беспилотных автомобилей, интеллектуальных транспортных систем) и другие.
Мероприятия НТИ нацелены на комплексную поддержку малых и средних инновационных организаций, которые разрабатывают технологические продукты на вышеперечисленных рынках; а также, на поддержку инфраструктурных проектов, реализуемых на рынках НТИ.
Все рассмотренные проекты и программы содержат важные глобальные задачи и мероприятия по развитию и поддержке инновационной активности бизнеса, однако, вопрос о том, насколько эти меры релевантные и насколько эффективно они будут реализованы, остается открытым.
Здесь хотелось бы упомянуть Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р[12].
Данная стратегия устанавливала цели и задачи развития инновационной системы до 2020 года. Стоит заметить, что большинство установленных стратегией целевых показателей в настоящее время не достигнуты.
Так, к 2020 году доля промышленных предприятий, которые реализуют технологические инновации, должна была составлять 40-50 % от общего числа промышленных предприятий; по состоянию на 2017 год значение показателя было ниже, чем в 2011 году[13], в настоящее время он составляет лишь около 10%.
Также, доля экспорта высокотехнологичных продуктов от общего мировом объема должна была достигнуть 2%; в настоящее время она составляет менее 0,5%[14].
Кроме того, объемы затрат на исследования и разработки должны были подняться до уровня 2,5-3 % от ВВП; но по состоянию на 2017 год они составляли всего 1,1 % от ВВП[15].
Таким образом, многие целевые показатели, установленные Стратегией, за 10 лет так и не были достигнуты. Здесь возникает логичный вопрос о том, насколько эффективными будут меры и мероприятия реализуемых в настоящее время государственных проектов и программ, и будут ли в ближайшие годы выполнены целевые показатели, которые были определены Стратегией.
Кроме того, в текущей сложной экономической ситуации, вызванной девальвацией рубля и коронавирусной пандемией, инновационный сегмент экономики остался фактически без государственной поддержки; и если государственная политика поддержки инновационного бизнеса в период и после кризиса не будет скорректирована, есть вполне реальные риски создания еще большего отставания в развитии российского инновационного технологического рынка от общемировых трендов.
В следующей главе будут проанализированы основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в России, а также рассмотрены успешные практики по реализации механизмов государственной поддержки инновационного предпринимательства в некоторых развитых странах.
Глава 2. Основные меры и механизмы поддержки для инновационного малого предпринимательства
2.1 Основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в РФ
В России применяется достаточно широкий спектр мер государственной поддержки инноваций; в данной главе будут рассмотрены основные категории мер поддержки инновационной деятельности малого бизнеса, существующие в России.
Финансовые инструменты поддержки
Одним из ключевых учреждений, оказывающих разного рода финансовую поддержку деятельности малого инновационного предпринимательства, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям).
Деятельность Фонда сосредоточена на комплексной поддержке и развитии наукоемких предприятий. Фонд реализует программы, которые охватывают весь жизненный цикл инновационных проектов, от стадии появления идеи до диверсификации продукции и выхода на новый рынок[16]:
- Программа «Умник», которая ориентирована на поддержку талантливой молодежи, вовлеченной в инновационную деятельность; размер гранта составляет 500 тыс. рублей;
- Программа «Старт», которая создана для поддержки малого инновационного бизнеса, находящегося на начальных стадиях развития и разрабатывающего продукты, имеющие коммерческий потенциал; размер гранта может достигать 10 млн. рублей;
- Программа «Развитие», которая направлена на поддержку организаций, уже имеющих опыт создания и продажи инновационной продукции;
- Программа «Интернационализация», ориентирована на поддержку малого инновационного бизнеса, реализующего проекты совместно с зарубежными партнерами, а также бизнеса, занимающегося разработкой экспортно-ориентированной продукции; размер гранта может достигать 15 млн. рублей;
- Программа «Коммерциализация», направлена на поддержку инновационных организаций, которые уже провели НИОКР и нацелены на коммерческое производство своей продукции;
- Программа «Кооперация», ориентирована на создание партнерства между малым инновационным бизнесом и крупными компаниями.
Таким образом, Фонд оказывает значительную финансовую поддержку малому инновационному бизнесу, позволяя инновационным предпринимателям осуществлять свои идеи и разрабатывать прорывные технологические продукты, развивая партнерские отношения между малыми инновационными организациями и крупными компаниями, содействуя росту и развитию национальной инновационной системы.
За период своего существования Фонд оказал поддержку более чем 32 тысячам инновационных проектов, с его помощью было создано почти 7 тысяч стартапов[17].
Кроме того, среди прочих финансовых мер государственной поддержки можно отметить:
- льготное кредитование по сниженной процентной ставке;
- субсидирование частично или полностью процентных ставок по кредитам;
- субсидирование затрат на закупку оборудования, на патентование результатов интеллектуальной деятельности и др.;
- субсидии для начинающих предпринимателей.
Стоит отметить, что прямые финансовые меры поддержки далеко не всегда являются эффективным средством поддержки инновационных предприятий.
Так, субсидии предпринимателям нельзя назвать эффективным инструментом поддержки, поскольку они направлены лишь на возмещение финансовых затрат, но никак не влияют на повышение эффективности деятельности компании и не стимулируют предпринимателей к разработке новых технологий и продуктов.
Вместе с тем, предоставление субсидий возможно лишь ограниченному числу предпринимателей ввиду ограниченности бюджетных средств, что также снижает целесообразность использования этого механизма поддержки[18].
В этой связи представляется более эффективным использовать льготные кредиты для инновационного бизнеса, при которых государственные организации, осуществляющие поддержку малых инновационных предприятий, предоставляют банкам гарантии по кредитам для малого предпринимательства; таким образом, получение кредита становится более доступным для малых предприятий благодаря более низким процентным ставкам и отсутствию необходимости предоставления гарантий и поручительства.
Более того, стоит также понимать то, что финансировать малый инновационный бизнес только за счет бюджетных средств неэффективно. За последние годы расходы на финансирование инновационной деятельности в России не увеличивались либо сокращались; хотя практика западных стран иллюстрирует, что ни в одной стране сокращение расходов на поддержку и развитие инноваций и финансирование инновационной деятельности по большей части за счет бюджетных средств не приводило к развитию инноваций в государстве[19].
Таким образом, для наиболее эффективного использования научно-технического потенциала страны необходимо совмещение как прямых, так и косвенных механизмов поддержки инновационной деятельности, не только использование преимущественно бюджетных средств, но и привлечение частного капитала в инновационную сферу.
Налоговые инструменты поддержки
Налоговое стимулирование малого инновационного бизнеса также является одной из эффективных мер государственной поддержки инновационных компаний. Существование налоговых льгот позволяет организациям высвободить часть своих средств для их вложения в инновационную деятельность.
В российском законодательстве закреплены следующие механизмы налогового стимулирования инновационных предприятий[20]:
- инвестиционные налоговые кредиты;
- льготные ставки налогов;
- использование пониженных ставок по страховым взносам;
- освобождение от налогообложения;
- уменьшение налогооблагаемой базы и др.
Так, например, инновационным предприятиям предоставляются льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС): налогообложению не подлежит реализация прав на изобретения, промышленные образцы, технические программы, а также прав на применение результатов интеллектуальной деятельности на основе официального договора; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и средств фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности[21]. Кроме того, НДС не облагается ввозимое импортное оборудование, которому не существует аналогов в России.
Также существуют налоговые преференции по налогу на прибыль[22]:
- не учитываются среди доходов средства, полученные от фондов, осуществляющих поддержку деятельности научно-технических организаций, таких как Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника) и др., на осуществление определенных научно-технических и инновационных проектов;
- не учитываются отчисления в фонды поддержки и другие отраслевые фонды.
Также стоит сказать о возможности использования инвестиционного налогового кредита; он может предоставляться организации при проведении НИОКР, технической модернизации производства и т.д.
Инвестиционный налоговый кредит заключается в «изменении срока, в течение которого должен быть уплачен налог; компания получает возможность на протяжении определенного срока уменьшать свои налоговые платежи при условии последующего постепенного погашения суммы кредита и начисленных процентов; кредит может предоставляться по налогу на прибыль и по региональным и местным налогам, на срок от года до пяти лет, и на срок до десяти лет для организаций, являющихся резидентами зоны территориального развития»[23]. Данный кредит предоставляется по решению Федеральной налоговой службы РФ или управления ФНС субъекта РФ.