Файл: Анализ развития инновационных проектов в России (Теоретические основы инновационной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в России
1.1 Правовая база для инновационной деятельности в России
1.2 Национальные программы, связанные с развитием инновационной деятельности в России
Глава 2. Основные меры и механизмы поддержки для инновационного малого предпринимательства
2.1 Основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в РФ
2.2 Освещение мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса в СМИ
В настоящее время в России инновационная инфраструктура развита недостаточно, она характеризуется значительной дифференциацией между разными регионами страны; в одних регионах существуют базовые элементы для развития инновационной деятельности, в то время как в других инфраструктурные объекты практически отсутствуют[35].
Прежде всего, стоит сказать, что будет рассматриваться и пониматься под составляющими инновационной инфраструктуры; к ней можно отнести производственно-технологическую, информационно-консультационную, образовательную инфраструктуру, которая является основой для инновационного развития.
Производственно-технологические элементы инновационной инфраструктуры формируют необходимые условия для реализации потенциала малых инновационных предприятий и облегчают им доступ к технологической и ресурсной базе.
Среди составляющих производственно-технологической инфраструктуры можно определить:
- технопарки;
- промышленные и индустриальные парки;
- инновационные технологические центры;
- бизнес-инкубаторы.
Под определением «технопарк» понимается территориально-имущественный комплекс, объединяющий научно-исследовательские организации, промышленные и индустриальные объекты, выставочные центры, учебные заведения и другие элементы[36]. Технопарки являются одним из ключевых инструментов создания инновационной инфраструктуры и формирования инновационных кластеров. Технопарк включает в себя промышленную и технологическую инфраструктуру, позволяющую осуществлять эффективную научно-техническую и инновационную деятельность его резидентам.
По данным на 2019 год в России действует 169 технопарков в 54 регионах страны[37].
В то же время, по данным, представленным в геоинформационной системе индустриальных парков, в ней значится 60 технопарков с общим числом резидентов 3331[38]. В соответствии с данными, средний процент заполнения технопарков составляет 67,7%; это может говорить о недостаточной доступности технопарков для малого инновационного предпринимательства или о непривлекательных условиях участия. Кроме того, предлагаемая технопарками инфраструктура также требует некоторых доработок: лишь 53% технопарков имеют газоснабжение, всего 43% имеют очистные сооружения.
Тем не менее, создание технопарков действительно является одним из наиболее эффективных государственных инструментов поддержки сферы высоких технологий, с их помощью формируется благоприятная среда для развития инновационного предпринимательства в регионах.
Технопарки позволяют инновационным компаниям сконцентрировать свои производственные мощности на территории, позволяющей наиболее полно реализовать имеющийся у них инновационный потенциал. Кроме того, технопарки способствуют развитию импортозамещения, позволяют увеличить объемы несырьевого экспорта высокотехнологичных продуктов, диверсифицировать деятельность компаний промышленного комплекса[39].
Важным шагом в развитии технопарков в России было принятие закона, внесшего поправки в закон о промышленной политике в РФ[40]; в нем было закреплено понятие «промышленный технопарк», а также определена правовая база их государственной поддержки. Принятие этого закона представлялось необходимым шагом в контексте постоянного роста числа технопарков, так как до этого времени нормативно-правовые основы их деятельности прямо закреплены ни в каких-либо документах не были.
К основным инструментам государственной поддержки развития технопарков можно отнести субсидирование процентных ставок по кредитам, которые взяты на создание технологической, транспортной, территориальной инфраструктуры технопарка[41]; а также возмещение расходов региона на создание технологической, транспортной, территориальной инфраструктуры технопарка[42].
Данные меры нельзя назвать достаточно эффективными: возмещение расходов региона на создание инфраструктуры в большей мере создано и используется для государственного проектирования создания и развития технопарков, а у частных инвесторов нет возможности воспользоваться данными инструментами поддержки; что касается субсидирования процентных ставок по кредитам, то данный механизм перестал действовать в 2017 году, и в текущий момент не определено, будет ли продлено его действие в ближайшее время[43].
Кроме того, в государственных программах отсутствуют механизмы, нацеленные на качественное улучшение и повышение эффективности деятельности технопарков, целевые индикаторы развития технопарков также не прописаны. Помимо этого необходимо отметить недостаточный объем существующих мер поддержки технопарков и их предприятий-резидентов, предпринимаемых на уровне регионов[44].
Поэтому представляется необходимой разработка дополнительной нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление субсидий на создание и развитие элементов производственной и технологической инфраструктуры промышленных технопарков, создаваемых частными инвесторами. Также представляется важным обеспечить возобновление действия механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, действие которого было остановлено в 2017 году, так как это является действенным инструментом поддержки частных промышленных технопарков.
Таким образом, государству необходимо обеспечить устойчивые механизмы, стимулирующие взаимодействие властей регионов, частных инвесторов и инновационных компаний с целью повышения качества и эффективности функционирования технопарков.
Что касается инновационно-технологических центров, то они по своей сути во многом схожи с технопарками, но инновационно-технологические центры создаются в основном на базе уже существующих научно-исследовательских организаций или технологического производства. Кроме того, в ИТЦ обычно выделяется определенная технологическая область, в рамках которой реализуется инновационная деятельность.
По данным Союза ИТЦ России, в рамках союза в настоящее время функционируют 29 инновационно-технологических центров в 20 субъектах РФ[45].
Деятельность Союза направлена на создание новых и поддержку уже существующих инновационных организаций, координацию взаимодействия научных, технических, образовательных и инновационных организаций и т.д.
Тем не менее, у Союза отсутствуют отчеты о результатах его деятельности, целевые показатели результативности также непрозрачны, что затрудняет оценку эффективности его функционирования.
Важным элементом для полноценного развития инновационной инфраструктуры служат организации, предоставляющие информационную и консультационную поддержку предпринимательскому сообществу.
К таким организациям относятся центры «Мой бизнес» - региональные центры поддержки предпринимательства, работающие в формате единого окна, ориентированные на помощь предпринимателям в открытии и развитии собственного дела; они нацелены на всестороннюю поддержку предпринимателей. В данных центрах предприниматели могут получить информационную, консультационную, образовательную и другую поддержку[46].
Что касается поддержки непосредственно инновационного предпринимательства, то региональные центры «Мой бизнес» могут стать эффективным инструментом поддержки, связующим звеном между государственными органами власти, крупными технологическими компаниями, частными инвесторами и предпринимателями.
Целесообразным представляется создание единого цифрового портала поддержки инновационного бизнеса, где будет представлена исчерпывающая информация о предоставляемых малым предпринимателям различных видах льгот, где предприниматели и инвесторы смогут взаимодействовать и просматривать интересующую их информацию, где также будут представлены функционирующие в регионе технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы и т.д.
Еще одним эффективным механизмом развития инновационного предпринимательства является создание бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов. Бизнес-акселератор — это организация, обеспечивающая динамичное развитие бизнес-проектов в короткие сроки посредством интенсивной финансовой, инфраструктурной, экспертной, образовательной и иной поддержки; бизнес-инкубатор — организация, занимающаяся созданием и комплексной поддержкой стартапов на всех стадиях их развития[47].
По состоянию на 2018 год число действующих бизнес-инкубаторов в России составляет 260 организаций, число бизнес-акселераторов - 103 организации[48].
Подавляющее число инкубаторов (151) являются региональными, созданными в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, их открытие было профинансировано самими регионами; вторыми по численности (91) являются инкубаторы на базе высших учебных заведений; за ними идут инфраструктурные бизнес-инкубаторы (13), созданные в производственных кластерах и технопарках.
Наибольшее число акселераторов (26) составляют частные акселераторы - платные коммерческие акселераторы, акселераторы венчурных фондов; затем идут корпоративные (21) и университетские (19) акселераторы; также существует 15 региональных акселераторов, 9 акселераторов создано в рамках акселерационной программы Generation S, федерального акселератора технологических проектов, организованного РВК.
Стоит сказать, что большинство бизнес-инкубаторов сконцентрировано преимущественно в западной части страны, в крупных городах, они весьма неравномерно распределены по регионам: в 25 регионах РФ есть и бизнес-инкубаторы, и акселераторы, в 45 субъектах РФ есть только бизнес-инкубаторы, в 32 субъектах РФ имеется лишь по 1 бизнес-инкубатору, а 13 регионов России не имеют ни инкубаторов, ни акселераторов.
2.2 Освещение мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса в СМИ
С целью выяснения того, как представляется и обсуждается тема государственной поддержки малого инновационного бизнеса в России, а также с целью выявления потенциальных проблем, связанных с ней, был проведен контент-анализ средств массовой информации.
Контент-анализ был проведен с помощью информационной базы данных public.ru; был сформулирован поисковый запрос, который позволил отобрать статьи, относящиеся к анализируемой теме.
Поисковая система: Public.ru
Период поиска: 16.09.2019 - 08.12.2019
Выбранные СМИ: поиск осуществлялся по всем типам СМИ.
Количество заметок в СМИ: системой было выдано 196 статей; после ручной переработки и отсеивания дублирующихся заметок и мусора их количество составило 163 штуки.
Ниже представлена таблица со списком наиболее часто упоминаемых в рассмотренных статьях организаций, связанных с государственной поддержкой инновационного предпринимательства.
Таблица 1. Топ упоминаемых организаций
Название организации |
Число упоминаний |
Фонд Сколково |
81 |
Министерство экономического развития РФ |
63 |
Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника) |
52 |
Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы |
24 |
Центр «Мой бизнес» |
16 |
«Российская венчурная компания» (РВК) |
11 |
Роснано |
11 |
Росатом |
7 |
Ростех |
7 |
Фонд развития промышленности (ФРП) |
5 |
Фонд Сколково упоминается во многих статьях, так как он является одной из ключевых организаций в России, деятельность которых направлена на создание благоприятной среды для развития и распространения инноваций.
Министерство экономического развития РФ упоминается в основном в контексте реализации национальных программ и проектов по развитию национальной экономики.
Фонд содействия инновациям также является одной из главных организаций, оказывающих поддержку малым инновационным предприятиям; фонд реализует государственную политику развития и поддержки в научно-технической сфере, оказывает финансовую поддержку инновационных проектов и т.д.
Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы упоминается в статьях о поддержке малого и среднего предпринимательства, создании и развитии инновационной среды города.
Центры «Мой бизнес» — это региональные центры поддержки предпринимательства, ориентированные на помощь предпринимателям в открытии и развитии собственного дела; соответственно, упоминаются в статьях о поддержке предпринимателей.