Файл: Анализ развития инновационных проектов в России (Теоретические основы инновационной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в России
1.1 Правовая база для инновационной деятельности в России
1.2 Национальные программы, связанные с развитием инновационной деятельности в России
Глава 2. Основные меры и механизмы поддержки для инновационного малого предпринимательства
2.1 Основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в РФ
2.2 Освещение мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса в СМИ
Также существуют определенные локально действующие налоговые льготы по видам деятельности, в частности, особые налоговые и таможенные режимы, которые распространяются на существующие в России особые экономические зоны, на организации, осуществляющие исследования и разработки в проектах исследовательского центра «Сколково».
В особых экономических зонах (ОЭЗ) существуют следующие налоговые льготы для резидентов[24]:
- установлена пониженная ставка налога на прибыль;
- компания-резидент освобождается от уплаты налога на имущество, принадлежащее резиденту и расположенное и использующееся на территории зоны, сроком на 5-10 лет;
- устанавливаются льготы по транспортному налогу;
- освобождение от выплаты земельного налога на срок от 5-10 лет с момента получения прав собственности на участок, расположенный на территории зоны;
- устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ;
- таможенные льготы для режима свободной таможенной зоны.
В условиях свободной таможенной зоны компании могут завозить иностранную технику и материалы, а также экспортировать их после переработки в другие страны, не уплачивая НДС и таможенные пошлины.
Тем не менее, при вывозе товара за границы экономической зоны на другие территории Российской Федерации компании должны заплатить НДС и таможенную пошлину.
Можно сделать вывод, что данный метод налоговой поддержки по большей части нацелен на развитие экспорта инновационных организаций; в то же время это может иметь негативное влияние на деятельность других малых инновационных компаний, которые не входят в особую экономическую зону и закупают оборудование и материалы по более высокой цене, так как в нее включается НДС.
Кроме того, в российском налоговом праве также закреплены льготы для организаций, которые имеют статус участников проектов по проведению исследований и разработок в инновационном центре «Сколково»[25]:
- компания освобождается от уплаты налога на прибыль сроком до 10 лет с даты получения статуса участия в проекте, при условии, что совокупная выручка не превышает одного миллиарда рублей;
- предоставляется освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет;
- пониженные тарифы страховых взносов;
- освобождение от уплаты налога на имущество и от уплаты земельного налога.
В целом, российское законодательство содержит базовые инструменты налоговой поддержки инновационной деятельности малого бизнеса.
Вместе с тем, нельзя однозначно говорить об эффективности существующего комплекса мер, о том, обеспечивают ли в действительности данные меры необходимую поддержку для деятельности инновационного бизнеса.
Меры, предлагаемые для компаний-участников проектов «Сколково» достаточно разнообразны, но далеко не все малые инновационные организации могут соответствовать требуемым условиям, и для них спектр налоговых инструментов поддержки значительно меньше.
Правила предоставления и уплаты инвестиционного налогового кредита в России отличаются от схем предоставления налогового кредита во многих развитых странах. Достаточно жесткие условия касательно условий возврата и сроков кредита обуславливают малый спрос на его предоставление со стороны инновационных компаний[26].
Стоит заметить, что налоговые механизмы государственной поддержки не слишком востребованы среди инновационных организаций. В частности, в соответствии с данными исследования, проведенного Высшей Школой Экономики в 2015 году, налоговые инструменты поддержки использовали только 14,3 % инновационных предприятий[27].
На первый взгляд может показаться, что большинство предпринимателей не заинтересованы в использовании налоговых льгот, следовательно, данные механизмы являются неэффективными инструментами поддержки малого бизнеса и их использование в комплексе мер государственной поддержки нецелесообразно. В действительности, это не совсем так: зачастую невысокая востребованность налоговых инструментов поддержки в целом и механизмов поддержки инновационных организаций в частности обусловлена не столько неэффективностью используемых мер поддержки, сколько недостатками налоговой системы и предпринимательского и инвестиционного климата страны в целом, существующими административными барьерами к получению необходимого права на определенную льготу.
Само по себе налоговое стимулирование инновационной деятельности имеет значительные преимущества[28]:
- оно доступно для большого числа экономических агентов;
- нет необходимости в излишнем государственном вмешательстве в функционирование рынка;
- процедуры получения права на льготу достаточно прозрачны;
- гибкость и вариативность налоговых механизмов поддержки;
- наличие относительной стабильности в условиях изменяющейся экономической среды.
В целом, на современном этапе в России прямая финансовая поддержка инновационной деятельности является более эффективной, чем косвенная, но это происходит не вследствие неэффективности налоговых инструментов, а из-за недостаточного уровня институционального развития страны. Для эффективной работы налоговых инструментов недостаточно одного только факта их существования в спектре используемых мер государственной поддержки инновационной деятельности, государству нужно также обеспечить эффективную защиту прав собственности, преемственность налоговой политики, минимизировать существующие административные барьеры для доступа к налоговым мерам поддержки.
Кроме того, стоит также упомянуть об уровне информационной доступности сведений об установленных налоговых льготах; многие предприниматели в действительности могут быть не осведомлены о том, что у них есть право на получение той или иной налоговой льготы; поэтому представляется необходимым создать необходимое информационное сопровождение существующих налоговых механизмов поддержки, которое позволяло бы предпринимателям узнавать об актуальном спектре инструментов государственной поддержки.
Таким образом, эффективность от внедрения и использования налоговых мер поддержки инновационного бизнеса невозможно оценить, не учитывая текущее социально-экономическое и институциональное развитие государства.
Далее будет рассмотрен такой механизм поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства, как создание и развитие венчурных инвестиционных фондов с государственным участием.
Создание венчурных фондов с государственным участием
В последние годы венчурное финансирование инновационных проектов является одним из наиболее распространенных механизмов развития инновационной деятельности во многих развитых странах.
В России венчурный сегмент начал зарождаться в конце 1990-х годов и стал развиваться в начале 21-го века, и в настоящее время венчурная сфера постепенно укрепляется и расширяется.
Одним из главных государственных институтов, обеспечивающих становление венчурной индустрии в России, является Российская Венчурная Компания; по сути она является государственным фондом венчурных фондов. Сейчас в России действуют 27 фондов с участием капитала РВК.
За период существования РВК при ее поддержке были созданы несколько сотен различных компаний, за 2018 год общий объем инвестиций в новые проекты составил более 2 млрд. рублей[29].
В настоящее время РВК развивает разные проекты, нацеленные на расширение и устойчивый рост российского рынка венчурных инвестиций: комплексные программы развития инновационного рынка в стране, программы развития совместно с венчурными фондами, реализуемые с целью стимулирования активности участников рынка и повышения эффективности их взаимодействия.
Кроме того, РВК участвует в создании и развитии региональных венчурных фондов; поскольку создание региональных сетей поддержки инновационного предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение в контексте повышения инновационной активности регионов страны и создания национальной инновационной системы.
Через деятельность РВК государство взаимодействует с сферой венчурного инвестирования, способствуя развитию малого инновационного предпринимательства в стране и повышению объемов финансирования перспективных инновационных проектов.
В 2018 году общий объем фондов с участием капитала РВК составил 48,6 млрд. рублей. По итогам года инвестиционный портфель компании включал 27 фондов, включая два фонда в зарубежной юрисдикции; в портфеле фондов РВК находится 207 портфельных компаний[30]. Также в 2018 году при участии РВК были созданы три новых фонда общим объемом более 14 млрд. рублей: фонд Национальной технологической инициативы, Дальневосточный фонд высоких технологий и Da Vinci Pre-IPO Tech Fund.
На текущем этапе одной из главных задач для РВК является содействие реализации Национальной технологической инициативы. Деятельность РВК направлена на контроль за реализацией и актуализацией составленных «дорожных карт» НТИ, расширение имеющегося портфеля проектов НТИ, создание спроса на новые технологии, разработку и внедрение финансовых и нефинансовых инструментов и механизмов НТИ, создание инфраструктуры НТИ, разработку инструментальной базы для устранения существующих технологических барьеров, проработку необходимой нормативной базы для регулирования рынков НТИ.
Стоит отметить, что механизм венчурного финансирования в России имеет определенные недостатки; и одним из них является недостаточная ориентация на самые ранние этапы создания предприятий, те стадии, когда многие предприниматели испытывают большие сложности с развитием компании[31].
На ранних стадиях развития инновационные организации испытывают наиболее острую нужду в достаточных объемах финансовых ресурсов, необходимых для развития компании. В период начальных стадий развития получение средств на реализацию инновационного проекта в кредитной организации сопряжено с определенными трудностям. Венчурные фонды также имеют достаточно жесткие критерии отбора инновационных компаний: они не будут инвестировать средства в инновационную компанию или проект, если у организации отсутствует логично структурированный бизнес-план, у нее нет профессиональной команды работников и в целом по проекту не представляется возможным осуществить комплексную оценку потенциальных рисков[32].
Так или иначе, венчурное финансирование оказывает значительную помощь и поддержку новым инновационным проектам, позволяя предпринимателям развиваться и создавать высокотехнологичные продукты, тем самым стимулируя инновационное развитие экономики в целом.
Учитывая тот факт, что во многих зарубежных странах венчурный бизнес превратился в сильную финансовую индустрию, можно утверждать, что России необходимо развивать данный финансовый институциональный механизм, как для развития и поддержки инноваций, так и для наращивания экономической мощи и повышения конкурентоспособности национальной экономики на международном уровне[33]. Венчурное финансирование оказывает значимую поддержку малому инновационному бизнесу, предоставляя предпринимателям возможности для реализации их идей и проектов, развития компании и коммерциализации их продуктов.
Тем не менее, определенные препятствия для превращения российского венчурного рынка в полноценный институциональный механизм поддержки инновационного бизнеса и катализатор экономического развития страны также существуют, среди них[34]:
- недостаточно развитый фондовый рынок, что оказывает значительное влияние на степень востребованности инвестиций венчурных фондов и частных инвесторов;
- неблагоприятный климат для осуществления инвестиций;
- недостаточная заинтересованность российских венчурных инвесторов в инвестировании в инновационные организации технологической сферы при приемлемом для потенциальных инвесторов уровне рискованности проекта;
- слабая развитость инфраструктурных условий для развития инновационного бизнеса;
- низкий уровень прозрачности и целостности национального рынка интеллектуального капитала и инновационных проектов, усложняющий процесс взаимодействия венчурных фондов и малых инновационных компаний.
С целью эффективного развития венчурного финансирования как инструмента поддержки малого технологического предпринимательства необходимы разработка и создание комплексных разнонаправленных инструментов финансового стимулирования венчурных инвесторов, создание современной инновационной инфраструктуры, развитие кадрового потенциала в научно-технической сфере и др.
Далее рассмотрим государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, поскольку это также является необходимым элементом, который создает благоприятные условия для инновационной активности малого бизнеса.
Развитие инновационной инфраструктуры
Для интенсивного развития инновационного бизнеса в стране государству необходимо обеспечить развитие соответствующей инновационной инфраструктуры, чтобы создать все благоприятные условия для успешного развития рынка высоких технологий и выхода национальной экономики на иной, более высокий уровень.