Файл: Анализ развития инновационных проектов в России (Теоретические основы инновационной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в России
1.1 Правовая база для инновационной деятельности в России
1.2 Национальные программы, связанные с развитием инновационной деятельности в России
Глава 2. Основные меры и механизмы поддержки для инновационного малого предпринимательства
2.1 Основные меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые в РФ
2.2 Освещение мер государственной поддержки малого инновационного бизнеса в СМИ
Введение
В современном мире, где занимает первостепенную роль постиндустриальная экономика, развитие инновационных технологий и продуктов представляется важнейшим драйвером устойчивого экономического развития государства.
Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознают всю важность инновационного развития для полноценного развития национальной экономической системы. Например, Китай лидирует среди развивающихся стран по величине финансовой поддержки инноваций; в Швеции прочно связаны друг с другом университеты и инновационный бизнес, они являются катализатором инновационного развития страны; в США национальная инновационная система активно развивается не только за счет государственной поддержки, но и благодаря большому объему венчурных и частных инвестиций. Все эти страны занимают высшие строчки в рейтинге Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index)[1].
Что касается России, то инновационная система страны отстает от западных стран, развивается значительно медленнее. Поэтому в данных обстоятельствах необходимо обращать внимание на успешный зарубежный опыт и перенимать тренды развития инновационной сферы.
Одним из ключевых элементов для непрерывного экономического развития являются малые бизнес-организации; именно малый бизнес является основным создателем и проводником технологических инноваций в экономику, в массовое производство.
Важность развития малого предпринимательства обусловлена не только его значительной ролью в общей системе механизмов экономического и инновационного развития. Если взглянуть на мировые тенденции в экономике, то можно увидеть, что доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП развитых стран составляет приблизительно 50-60%, в России же - лишь около 22%[2]. Так, повышение вовлеченности малого бизнеса в экономическую деятельность может способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики и росту качества производимых продуктов и технологий. Малый бизнес имеет ключевое значение для создания перспективных точек роста, которые позволят вывести экономическую систему на новый уровень.
Целью данной работы является выявление степени эффективности мер и инструментов государственной поддержки инновационной активности малого бизнеса в Российской Федерации.
Цель работы определяет выполнение следующих задач:
- определить степень полноты нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность в России, рассмотреть национальные инициативы и программы, содействующие развитию инновационной активности бизнеса;
- выявить наиболее распространенные меры государственной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в России и рассмотреть эффективные инструменты государственной поддержки малого инновационного бизнеса в странах с высокой инновационной активностью;
- выявить актуальные проблемы развития инновационной предпринимательской активности в России и предложить рекомендации по совершенствованию государственной поддержки инновационного предпринимательства
- выявить проблемы малого бизнеса в период текущего экономического кризиса, оценить эффективность реализуемых мер государственной поддержки и предложить дополнительные меры поддержки бизнеса в кризисной ситуации.
Объектом данного исследования является малый инновационный бизнес Российской Федерации.
Предметом исследования является комплекс мер и механизмов, предпринимаемых государством для стимулирования, поддержки и развития инновационной активности малого бизнеса и инновационной системы страны.
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности в России
1.1 Правовая база для инновационной деятельности в России
В России инновационная деятельность начала развиваться с 1990-х годов; до этого периода экономический уклад, при котором право на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности эксклюзивно принадлежало государству, не позволял создать необходимые условия для интенсивного создания и развития инноваций[3].
После перестройки и вплоть до конца 20-го века государственное финансирование научных разработок значительно сократилось, но в это время появляется спрос на инновации со стороны частного сектора экономики.
Начиная с 1998 года, в России наблюдалось развитие легкой и пищевой промышленности, также развивались топливные и энергетические отрасли; они нуждались в новых технологических решениях.
После 2002 года начинает формироваться единая государственная политика в инновационной сфере: подготавливаются федеральные программы развития, создаются особые экономические зоны. На данном этапе, когда переходные процессы в экономике стабилизируются, ситуация с инновационным развитием нормализуется; государство нацелено на создание национальной инновационной системы.
На современном этапе государство занимается достаточно активной поддержкой инновационной деятельности: разрабатываются и реализуются национальные проекты и государственные программы по развитию инновационной деятельности, принимаются меры по стимулированию инновационной активности предпринимателей, создаются инфраструктурные условия для развития инноваций в стране.
Далее будет рассмотрена правовая база, являющаяся основой для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.
Прежде всего стоит определить, что подразумевается под понятием малого инновационного предприятия.
В целом, нужно отметить, что единого четкого определения для малого инновационного предприятия найти невозможно. Тем не менее, возможно подобрать наиболее комплексное понятие и сформулировать критерии для отнесения предприятия к малому инновационному.
Достаточно общую формулировку предлагает Фонд содействия инновациям, учреждение, которое занимается поддержкой малых инновационных организаций: малая инновационная организация — это организация, которая соответствует законодательному понятию малого предприятия, а также владеет правами на интеллектуальную собственность, которая обозначена в предложенном ею проекте[4].
Данное понятие имеет весьма пространную трактовку и, кроме того, в большей степени ориентировано непосредственно на использование в контексте специфики деятельности самого Фонда.
Российская венчурная компания предлагает более конкретное определение инновационной компании: «компания любой организационно-правовой формы, чья деятельность соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, и/ или продукты которой входят в перечень критических технологий Российской Федерации»[5]. Как видно, в этом понятии присутствует спецификация отнесения деятельности компании к категории инновационной, так как приоритетные направлений развития науки, технологий и техники и в перечень критических технологий содержат достаточно подробный список возможных сфер, в которых компании могут осуществлять свою деятельность.
Вместе с тем, не совсем ясно, будет ли в соответствии с этими критериями являться организация инновационной, если она не является производителем инновационных продуктов и технологий, но занимается их маркетинговым сопровождением, продажей и т.д. Кроме того, возможно, что деятельность некоторых организаций выходит за рамки пунктов, указанных в вышеупомянутых перечнях, но ее также можно отнести к инновационной исходя из других критериев.
Общие признаки субъектов малого предпринимательства регламентированы Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ. Так, законом устанавливается, что численность сотрудников на малых предприятиях должна составлять не более 100 человек.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 установлены требования к предельным значениям для дохода малых предприятий за календарный год; для них предельное значение составляет 800 млн. рублей[6].
Также, поскольку мы говорим об инновационной организации, естественно предполагать, что эта организация за некоторый период времени в результате своей деятельности произвела технологические, технические, продуктовые или какие-либо другие инновации. Тем не менее, законодательно закрепленные требования касательно сроков, за которые компанией были произведены инновации, отсутствуют.
Таким образом, можно обозначить следующие критерии для идентификации предприятия как малого инновационного:
- численность работников организации не может быть выше ста человек;
- суммарный доход предприятия за год не может быть выше 800 миллионов рублей;
- деятельность организации должна соответствовать направлениям инновационной деятельности, отнесенным к приоритетным направлениям развития науки и технологий или указанным в иных классификациях инновационной деятельности;
- в течение определенного прошедшего временного периода компания в результате деятельности должна создать научные, технические, технологические, финансовые или какие-либо иные инновации.
1.2 Национальные программы, связанные с развитием инновационной деятельности в России
Теперь хотелось бы рассмотреть некоторые цели инновационного развития, которые заложены в программные методы развития экономической системы страны.
Программное развитие осуществляется посредством реализации национальных проектов или программ, направленных на достижение определенных результатов в экономике, науке, медицине, и других сферах.
Отдельного национального проекта по развитию и поддержке инновационной деятельности в России нет, но несколько реализуемых в настоящее время нацпроектов содержат задачи, которые относятся к стимулированию роста национальной инновационной среды.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»[7] направлен на поддержку и развитие МСП; среди прочего он предполагает создание упрощенного доступа к инструментам льготного финансирования, повышение доступности лизинговых инструментов, разработку единой платформы для информационной поддержки производственной и рыночной деятельности субъектов предпринимательства, упрощение электронного доступа предпринимателям к мерам поддержки и информационным услугам, совершенствование качества системы закупок с целью повышения участия предпринимателей в закупочной деятельности[8].
Данные меры нацелены на малое предпринимательство в целом, но их реализация в равной степени благоприятно отразится как на инновационных организациях, так и на компаниях других секторов экономики.
Национальный проект «Наука» нацелен на развитие научной деятельности в России; своими задачами он ставит развитие научной и научно-технической деятельности, создание необходимой инфраструктуры для разработки передовых технологий и проведения исследований, развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере[9].
Важно отметить создание передовых научных центров на основе взаимодействия университетов, научных организаций и компаний коммерческого сектора экономики.
Кроме того, планируется создание комплексной системы подготовки научных кадров, способствующей повышению количества научных исследований и разработок.
Данный национальный проект важен в контексте технологической инфраструктуры и создания новых профессиональных кадров в научно-технической области, так как обеспечение необходимой инфраструктуры для развития инновационной деятельности и появление дополнительных кадровых ресурсов положительным образом повлияет на развитие инновационного предпринимательства в стране.
Наиболее ориентированы на содействие развитию инноваций такие государственные программы, как национальный проект «Цифровая экономика», государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» и Национальная технологическая инициатива.
Национальный проект «Цифровая экономика» нацелен на цифровизацию экономики и развитие цифровых технологий.
В рамках реализации данного проекта стоит отметить такие задачи, как создание необходимой правовой базы для регулирования цифровой экономики, подготовка компетентных кадров для цифровой экономики, разработка и создание отечественных цифровых технологий[10].