Файл: Программа профилактики компьютерной зависимости Жизнь в реальном мире Автор составитель педагог психолог первой категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этапы реализации
Первый этап: подготовительный (диагностический)
Время проведения: декабрь - январь
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций к компьютерной зависимости.
Задачи:
-
определить степень информированности детей и подростков по безопасной работы на компьютере и в Интернете. -
выделить факторы, влияющие на формирование зависимости от компьютера -
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение и анализ материалов по данной проблеме
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему и выделить три целевые группы:
-
подростки, имеющие компьютерную зависимость -
подростки, имеющие склонность к возникновению данной аддикции -
подростки не подверженные данной зависимости.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: январь – март.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
-
Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию негативных последствиях игровой и Интернет-зависимости. -
Способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с злоупотреблением компьютером и гаджетами, о вреде компьютерных игр и т.д.; -
Обучить подростков навыкам понимания собственных проблем и критическому отношению к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков к пониманию поведения окружающих и анализу своего отношения другими людьми -
Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения, культуры ведения ЗОЖ; -
Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) Анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций
3) Тренинги уверенного поведения
Формы работы: лекция, беседа, конференция, тренинги, консультации, ролевые и деловые игры, круглый стол, конкурсы, дискуссии, социологический опрос, показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.
Значение этапа:
1) развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям, умение разрешать конфликты;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации обучающихся;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей погружение в виртуальный мир в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: апрель - май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики компьютерной зависимости.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении компьютерных игр и интернета;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению компьютерной зависимости
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении обучающихся к игровой и Интернет-зависимости;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие возникновению детей и подростков игровой и Интернет-зависимости;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.
Перечень направлений работы:
-
формирование мировоззрения за здоровый образ жизни как на уровне социума (школа), так и в микросреде (семья); -
использование разнообразных методов и средств обучения (модульный принцип обучения); -
совместная работа учителей, медицинских работников, психологов, (диагностика, медицинское исследование, формирование медицинских знаний у учащихся и их родителей); -
анализ работы всех заинтересованных служб, контроль над выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся
Условия реализации
Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:
-
нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется при формировании критического мышления к существующей проблеме; -
в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных обучающихся всех классов, родителей, учителей; -
изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта, поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным, систематическим и гласным.
Принципы реализации программы:
-
Принцип доступности (соответствие методов реализации индивидуальным и возрастным особенностям участников),
-
Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).
-
Принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий участники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого). -
Принцип комплексности, системности и последовательности. -
Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и происходит в классе на занятие, не должно стать достоянием третьих лиц.
-
Принцип единства психосоциальных методов основан на решении профилактических и коррекционных задач преимущественно психолого-педагогическими средствами (специфическими психолого-педагогическими технологиями, формами и методами работы) с учетом индивидуальных физиологических особенностей как условий социального – по сути - развития.
Практическая значимость программы состоит в разработке просветительского и диагностического инструментария, а также рекомендаций по профилактике подростковой компьютерной зависимости с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента обучающихся.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков общения и решения конфликтов и других способов самосовершенствования.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов, она построена с учетом возрастных особенностей развития. В каждой из параллелей проводится по 4 классных часа, по два классных часа в течение третей четверти. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий
Ожидаемые результаты:
-
Снижение количества Интернет-зависимых и склонных к ней; -
Осознание значимости проблемы медиабезопасности детей и подростков, ее решение для развития общества и будущего подрастающего поколения -
Компетентность в сфере проектирования безопасных информационно-образовательных сред и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса; -
Формирование у участников программы адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости и компьютерной зависимости; -
Формирование значимых социальных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта; -
Создание благоприятных, психологически комфортных условий для
взаимодействия с участниками программы.
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа полученных результатов, корректировка программы с учётом анализа.
Дальнейшее развитие программы:
-
Создание методического материала по первичной профилактике компьютерной зависимости -
Создание в учебном заведении банка презентаций по профилактике компьютерной зависимости и безопасной работе в сети Интернет
Исполнителями основных программных мероприятий выступает педагог-психолог, социальный педагог и обучающиеся МБОУ «средняя школа №26 им. А.С. Пушкина»
Срок реализации программы: 2017 - 2018 учебный год.
Место реализации программы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа № 26 им. А.С. Пушкина»
Этапы реализации проекта
Первый этап(декабрь- начало января 2017-2018 год)
- диагностика обучающихся
- изучения материала по профилактике компьютерной зависимости
Второй этап (январь - апрель 2018 года)
- основной
Третий этап (апрель-май 2018 года)
- заключительный, подведение итогов.
Период и место апробации программы:
Программа готовится к реализации на базе МБОУ «средняя школа №26 им. А.С. Пушкина» в период с декабря 2017 по май 2018 г.
Нормативно- правовое обеспечение программы
-
Конвенция о психотропных веществах (Вена,21.02.1071) -
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, Нью-Йорк, 30.09.1990) -
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) -
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, Рим, 04.11.1950) -
Гражданский кодекс Российской Федерации. -
Семейный кодекс Российской Федерации. -
Уголовный кодекс Российской Федерации. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -
Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (ред. 17.12.2009) -
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г -
Постановление от 18 апреля 2012 г. N 343 «Об утверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации об образовательном учреждении» -
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. От 27.12.2009) -
Приказ Минздрава РФ №139 от 04.04.2003 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» -
Устав Муниципального Общеобразовательного Учреждения «средняя школа №26 им.А.С. Пушкина » -
Методическое письмо Министерства образования РФ « О социально – педагогической работе с детьми » (подготовлено во исполнении решения коллегии Министерства образования РФ « О практике социально – педагогической работы в России и перспективах ее развития» № 19/1 от27.10.1993)
Структура практических занятий:
Длительность одного занятия варьируется от 40 до 60 минут, в зависимости от его темы. Занятия рассчитаны на работу с обучающихся 11 - 14 лет. Проводится 1 или 2 раз в месяц.
Для проведения занятий группа рассаживается в круг или за партами (в зависимости от темы занятия). В начале каждого тренинга обучающиеся вырабатывают правила, которых они будут придерживаться в течение всего тренинга; могут высказывать собственное мнение, не подвергаясь критике, участвовать в активном обсуждении поднимаемых на занятии вопросов, в упражнениях, групповых дискуссиях. Причем участие - добровольное. Ведущий не принуждает ученика при его отказе отвечать на вопросы или выполнять упражнения, но всячески поощряет его участие.
Материалы необходимые для работы: доска, мел, проектор, компьютер.
Каждое занятие обычно содержит следующие части:
- выяснение знаний и представлений обучающихся по данной теме;
- сообщение новой информации и обобщение имеющейся;
- отработка навыков.
При проведении занятия используются разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», ролевая игра, работа в малых группах - в парах и тройках и т.д.
Календарно-тематический план
Темы: | Примерные сроки проведения | Кол-во часов |
6 класс | ||
| январь | 1 |
| февраль | 1 |
| март | 1 |
4. Свободное время. Как его использовать с пользой? | Апрель | 1 |
7 класс | ||
| январь | 1 |
| февраль | 1 |
| март | 1 |
| Апрель | 1 |
8 класс | | |
| январь | 1 |
| февраль | 1 |
| март | 1 |
| Апрель | 1 |