Файл: Программа профилактики компьютерной зависимости Жизнь в реальном мире Автор составитель педагог психолог первой категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы реализации

Первый этап: подготовительный (диагностический)

Время проведения: декабрь - январь

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций к компьютерной зависимости.

Задачи:

  1. определить степень информированности детей и подростков по безопасной работы на компьютере и в Интернете.

  2. выделить факторы, влияющие на формирование зависимости от компьютера

  3. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение и анализ материалов по данной проблеме

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие компьютерную зависимость

  • подростки, имеющие склонность к возникновению данной аддикции

  • подростки не подверженные данной зависимости.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: январь – март.

Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию негативных последствиях игровой и Интернет-зависимости.

  2. Способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с злоупотреблением компьютером и гаджетами, о вреде компьютерных игр и т.д.;

  3. Обучить подростков навыкам понимания собственных проблем и критическому отношению к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков к пониманию поведения окружающих и анализу своего отношения другими людьми

  4. Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения, культуры ведения ЗОЖ;

  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

1) информационный;

2) Анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций

3) Тренинги уверенного поведения

Формы работы: лекция, беседа, конференция, тренинги, консультации, ролевые и деловые игры, круглый стол, конкурсы, дискуссии, социологический опрос, показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.


Значение этапа:

1) развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям, умение разрешать конфликты;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации обучающихся;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей погружение в виртуальный мир в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: апрель - май.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики компьютерной зависимости.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении компьютерных игр и интернета;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению компьютерной зависимости

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении обучающихся к игровой и Интернет-зависимости;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие возникновению детей и подростков игровой и Интернет-зависимости;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.

Перечень направлений работы:

  • формирование мировоззрения за здоровый образ жизни как на уровне социума (школа), так и в микросреде (семья);

  • использование разнообразных методов и средств обучения (модульный принцип обучения);

  • совместная работа учителей, медицинских работников, психологов, (диагностика, медицинское исследование, формирование медицинских знаний у учащихся и их родителей);

  • анализ работы всех заинтересованных служб, контроль над выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся


Условия реализации

Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

  • нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется при формировании критического мышления к существующей проблеме;

  • в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных обучающихся всех классов, родителей, учителей;

  • изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта, поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным, систематическим и гласным.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип доступности (соответствие методов реализации индивидуальным и возрастным особенностям участников),




  1. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).




  1. Принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий участники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого).

  2. Принцип комплексности, системности и последовательности.

  3. Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и происходит в классе на занятие, не должно стать достоянием третьих лиц.




  1. Принцип единства психосоциальных методов основан на решении профилактических и коррекционных задач преимущественно психолого-педагогическими средствами (специфическими психолого-педагогическими технологиями, формами и методами работы) с учетом индивидуальных физиологических особенностей как условий социального – по сути - развития.

Практическая значимость программы состоит в разработке просветительского и диагностического инструментария, а также рекомендаций по профилактике подростковой компьютерной зависимости с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента обучающихся.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков общения и решения конфликтов и других способов самосовершенствования.

Адресат программы: Данная программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов, она построена с учетом возрастных особенностей развития. В каждой из параллелей проводится по 4 классных часа, по два классных часа в течение третей четверти. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий


Ожидаемые результаты:

  • Снижение количества Интернет-зависимых и склонных к ней;

  • Осознание значимости проблемы медиабезопасности детей и подростков, ее решение для развития общества и будущего подрастающего поколения

  • Компетентность в сфере проектирования безопасных информационно-образовательных сред  и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

  • Формирование у участников программы адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости и компьютерной зависимости;

  • Формирование значимых социальных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта;

  • Создание благоприятных, психологически комфортных условий для

взаимодействия с участниками программы.

Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа полученных результатов, корректировка программы с учётом анализа.

Дальнейшее развитие программы:

  1. Создание методического материала по первичной профилактике компьютерной зависимости

  2. Создание в учебном заведении банка презентаций по профилактике компьютерной зависимости и безопасной работе в сети Интернет

Исполнителями основных программных мероприятий выступает педагог-психолог, социальный педагог и обучающиеся МБОУ «средняя школа №26 им. А.С. Пушкина»

Срок реализации программы: 2017 - 2018 учебный год.

Место реализации программы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа № 26 им. А.С. Пушкина»

Этапы реализации проекта

Первый этап(декабрь- начало января 2017-2018 год)

- диагностика обучающихся

- изучения материала по профилактике компьютерной зависимости

Второй этап (январь - апрель 2018 года)

- основной

Третий этап (апрель-май 2018 года)

- заключительный, подведение итогов.

Период и место апробации программы:

Программа готовится к реализации на базе МБОУ «средняя школа №26 им. А.С. Пушкина» в период с декабря 2017 по май 2018 г.

Нормативно- правовое обеспечение программы

  1. Конвенция о психотропных веществах (Вена,21.02.1071)

  2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, Нью-Йорк, 30.09.1990)

  3. Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)

  4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, Рим, 04.11.1950)

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  6. Семейный кодекс Российской Федерации.

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации.

  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  9. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (ред. 17.12.2009)

  10. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г

  11. Постановление от 18 апреля 2012 г. N 343 «Об утверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации об образовательном учреждении»

  12. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. От 27.12.2009)

  13. Приказ Минздрава РФ №139 от 04.04.2003 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»

  14. Устав Муниципального Общеобразовательного Учреждения «средняя школа №26 им.А.С. Пушкина »

  15. Методическое письмо Министерства образования РФ « О социально – педагогической работе с детьми » (подготовлено во исполнении решения коллегии Министерства образования РФ « О практике социально – педагогической работы в России и перспективах ее развития» № 19/1 от27.10.1993)


Структура практических занятий:

Длительность одного занятия варьируется от 40 до 60 минут, в зависимости от его темы. Занятия рассчитаны на работу с обучающихся 11 - 14 лет. Проводится 1 или 2 раз в месяц.

Для проведения занятий группа рассаживается в круг или за партами (в зависимости от темы занятия). В начале каждого тренинга обучающиеся вырабатывают правила, которых они будут придерживаться в течение всего тренинга; могут высказывать собственное мнение, не подвергаясь критике, участвовать в активном обсуждении поднимаемых на занятии вопросов, в упражнениях, групповых дискуссиях. Причем участие - добровольное. Ведущий не принуждает ученика при его отказе отвечать на вопросы или выполнять упражнения, но всячески поощряет его участие.

Материалы необходимые для работы: доска, мел, проектор, компьютер.

Каждое занятие обычно содержит следующие части:

- выяснение знаний и представлений обучающихся по данной теме;

- сообщение новой информации и обобщение имеющейся;

- отработка навыков.

При проведении занятия используются разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», ролевая игра, работа в малых группах - в парах и тройках и т.д.

Календарно-тематический план

Темы:

Примерные сроки проведения

Кол-во часов

6 класс

  1. В мире гаджетов

январь

1

  1. «Общение – это мы».

февраль

1

  1. Как воспитать силу воли

март

1

4. Свободное время. Как его использовать с пользой?

Апрель

1

7 класс

  1. Дискуссия «Компьютер в жизни человека»

январь

1

  1. «Как не угодить в сети социальных сетей»

февраль

1

  1. «Путь к успеху»

март

1

  1. Школа самоорганизации «Искусства успевать»

Апрель

1

8 класс







  1. «Интернет-зависимость»

январь

1

  1. «Саморегуляция»

февраль

1

  1. Тренинг «Живое общение».

март

1

  1. Тренинг «Я и конфликт»

Апрель

1