Файл: Программа профилактики компьютерной зависимости Жизнь в реальном мире Автор составитель педагог психолог первой категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.-106с.

2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10-128с.

3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6.- с 15-22

4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33

5. Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2002- 154с.

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.-103с.

7. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 1986г.- 145 с.

8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005-45-56с.

9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с.

10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18- 24-45с.

11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6 - 89-113с

12. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.- с 64

13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003. - № 3

Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12- 26-29с.

14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. с. 86

15. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.

16. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5- 9-12 с.

17. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4 - 35-39с.

18. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5- 17-23с.

19. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8- 34-35с.

20. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7 - 16-19с.

21 Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21- 5-10 с.

22. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23 - 3-9 с.

23. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6- 56-58 с.


24. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3- 55-57 с.

25. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4- 14-18 с.

26. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4 - 21-25 с.

27. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.

Содержание программы.

6 класс

Занятие 1.

«В мире гаджетов».

Цель занятия: расширять знания учащихся о компьютере, показать вред и пользу компьютера;

Задачи:

  1. формировать навыки организации безопасного взаимодействия с гаджетами; познакомить со средствами профилактики вредного воздействия компьютера на человека;

  2. осуществлять профилактику психологической  зависимости от компьютера. Оборудование: презентация, мультимедиапроектор,

Материалы для проведения: Выставка учебных пособий, энциклопедий и программ на компакт-дисках, книг по обучению работы на компьютере, памятка по использованию компьютера в домашних условиях.

Ход урока.

Приветствие.

Вступительное слово психолога. Просмотр видеоролика про Дашу и Кешу

Основная часть.

Мозговой штурм. Плюсы и минусы Интертета.; загадки про компьютер; тест. «Интернет–омут»; обсуждение «интернет друг: настоящий ли он друг или нет?»;обсуждение и анализ высказываний Интернет-пользователей; редактирование текста, в котором использовались слова из интернет сленга.

Рефлексия: «Что нового я узнал сегодня? Как я себя чувствую?». Просмотр видео роликов про интернет.

Занятие 2.

«Общение – это мы»

Цель: Познакомить с понятием «общение», показать его значение в жизни человека.

Задачи:

  • Рассказать о вербальном и невербальных способах общения;

  • Дать понятие «типы взаимодействия»;

  • Показать способы нахождения взаимопонимания

Материалы: доска, мел, бланки с тестом

Ход урока.

Приветствие.

Упражнение «Приветствие без слов»

Основная часть.

Беседа «О роли общения в жизни человека», виды общения; Игра «Пленники и стражники», упражнение «Пантомима»; Упражнение «как сказать нет..», мозговой штурм «Правила общения», упражнения «Понял-не понял», упражнение «Я тебя понимаю», тест «Какой я в общении»

Рефлексия: Выработка правил общения; «Что нового я узнал сегодня? Как я себя чувствую?».

Занятие 3.



«Как воспитать силу воли?»

Цель: Формирование навыков самовоспитания и саморегуляции.

Задачи: 

  • Дать обучающимся представление о приемах самовоспитания и методах работы над собой;

  • Способствовать развитию первоначальных навыков самовоспитания: постановки перед собой цели и задач, организации режима, самоконтроля, волевого поведения;

  • Сформировать у обучающихся положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

  • побудить обучающихся к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию

Материалы: карточки подсказки («Самоприказ», «Самоодобрени», «Самовнушение»); плакат-схема «5 ступенек для воспитания воли».

Ход урока

Приветствие.

Упражнение «Никто не знает, что я...»

Основная часть

Беседа «Укротить себя»; интерактивная беседа « Как воспитать силу воли»; упражнение Упражнение «Хочу не хочу, но делаю...»; Упражнение «Хочу не хочу, но делаю...», упражнение «5 ступенек для воспитания воли», Заключительное слово «Повелевать собой»

Рефлексия: Круг «Силы воли», Какие чувства вы испытывали на занятии? Что вам понравилось? Что удивило? Что обрадовало на занятии? Что получилось? Чем я доволен, а чем нет?

Занятие 4.

«Свободное время. Как его использовать с пользой?»

Цель:  Расширить у обучающихся знания о том, как использовать свободное время с пользой

Задачи:
1. Определить понятие «свободное время»
2. Узнать об увлечениях обучающихся
3. Дать приемы проведения свободного времени с пользой
4. Развитие навыков культуры общения.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, вырезанные из зеленой бумаги листья, фломастеры, клей, рецепты «хорошего дня»

Ход урока.

Приветствие

Упражнение «Рецепт хорошего дня»; вступительное слово психолога.

Основная часть

Беседа «Что такое свободное время»; групповая работа «Дерево увлечений»; физкультурная минутка; информационная беседа о великих людях; упражнение «Угадай-ка».

Рефлексия: Какие чувства вы испытывали на занятии? Что вам понравилось? Что удивило? Что обрадовало на занятии? Что получилось? Чем я доволен, а чем нет? Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет? Что получилось? Чем я доволен, а чем нет?


7 класс

Занятие 1.

«Компьютер в жизни человека».

Цель: Знакомство обучающихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости.

Задачи:

  • Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; 

  • Развивать навыки участия в дискуссии; 

  • Побудить обучающихся к расширению своего кругозора, саморазвитию; самосовершенствованию;

  • Воспитать уважительное отношение друг другу. 


Материалы: рисунок березы с изображениями контуров листьев, желтые и зеленые листья березы цветные квадратики (4 цвета) карточки с информацией на тему «компьютер», 4 светофора (отдельные круги), листочки, фломастеры.

Ход урока.

Приветствие

Игра «Береза»

Основная часть

Беседа «Что такое компьютер»; Инфо-карусель; Упражнение «Светофор»; дискуссия «Компьютер друг или враг?»

Рефлексия: Ребята как вы думаете, какова была цель нашего классного часа? Нам удалось достичь этой цели? Что помогло достичь этой цели? Вы можете сказать тему нашего классного часа?

Упражнение «Береза».

Занятие 2.

«Как не угодить в сети социальных сетей»

Цель: формирование объективного и критического отношения к социальным сетям.
Задачи: 
• выяснить разницу между виртуальным и реальным общением людей;
• определить причины человеческих откровений в социальных сетях;
• разобраться, стоит ли выставлять личную жизнь напоказ;
• выявить признаки зависимости от виртуального общения;
• переосмыслить свое отношение к социальным сетям, исходя из цели личной безопасности.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, ручки с листочками для тестирования

Приветствие

Упражнение "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты ………"

Основная часть

Беседа – дискуссия «Опасности социальных сетей». Тест на зависимость от социальных сетей»

Рефлексия: Ребята как вы думаете, какова была цель нашего классного часа? Нам удалось достичь этой цели? Что помогло достичь этой цели? Вы можете сказать тему нашего классного часа? Обсуждения правил пользования социальными сетями.

Занятие 3.

«Путь к успеху»

Цель: Создание условия для осознания необходимости сознательного руководства собственной жизнью, ее планирования


Задачи: 

  • развить позитивного отношения к миру;

  • развить у обучающихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения
    показать возможности самоисследования и расширить представление о себе.

Оборудование:Проектор для показа презентации, ручки с листочками для тестирования

Приветствие

Упражнение «Комплимент»

Основная часть

Игра «Куча мала»; беседа – дискуссия «Что такое успех». Анкета «Профессии, которые мы выбираем»; Упражнение «Мое самовосприятие»; упражнение «Правила успеха»; упражнение ««Твоя удача»

Рефлексия: Мы завершили наш разговор на тему «Как быть успешным?». Эта тема для вас исчерпана? Нужна ли вам будет полученная информация в будущем? Можно приобрести качества, которых нет?
Занятие 4.

Школа самоорганизации «Искусство успевать»

Цель: Расширение представление детей о рациональном использовании времени.

Задачи: 

  • Расширить представление детей о рациональном использовании времени;

  • Формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;

  • Побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.

Оборудование: карточки с ролями, 3 копии сценария, тетрадные листы, памятки «Как стать хозяином своего времени», пословицы о времени

Приветствие

Упражнение " Приветствие без слов"

Основная часть

Игровая ситуация «Диагноз - неорганизованность»; обсуждение ситуации; мини-тренинг «Учимся управлять временем»; Тестирование «Вы "сова" или "жаворонок"?»; Составление памятки «Как стать хозяином своего времени?.

Рефлексия: Как вы считаете, ребята, помогут ли вам правила самоорганизации?

8 класс

Занятие 1.

«Интернет-зависимость».

Цель: Формирование у учащихся здоровый образ жизни, воспитать в себе силу воли.

Задачи:

  • Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; 

  • Развивать навыки участия в дискуссии; 

  • Побудить обучающихся к расширению своего кругозора, саморазвитию; самосовершенствованию;

  • Воспитать уважительное отношение друг другу.