Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Неорганическая химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 - основными? Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

6. Что следует сделать, чтобы усилить и ослабить диссоциацию HCN?

7. Отметьте сущность ионных реакций в растворах электролитов. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия: а) K3PO4 с AgNO3; б) FeS с HCI; в) Fe(OH)3 с H2SO4.

8. Используя таблицу 9 приложения, составьте молекулярные уравнения на основании сокращенных схем:
а) Co 2 + + 2 OH - ® Co(OH)2;

б) Pb(OH)2 + 2 H + ® Pb 2 + + 2 H2O;

в) Cu 2 + + S 2 - ® CuS;

г) CaCO3 + 2 H + ® Ca 2 + + CO2 + H2O.
9. Раствор содержит смесь солей AgNO3, Ba(NO3)2 и Zn(CH3COO)2. К нему добавили соляную кислоту в избытке. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.

10. Какие ионы вносятся в пищевые продукты в процессе соления, маринования уксусом, при добавлении пищевой соды и гидрокарбоната аммония? Составьте схемы процессов их электролитической диссоциации. Напишите молекулярное и ионное уравнение реакции гашения пищевой соды уксусом.

11. Какими ионами обогащается почва при внесении в нее аммиачной селитры и сульфата аммония, суперфосфата и поташа? Составьте схемы процессов их электролитической диссоциации.

12. Ионы каких металлов попадают в уксуснокислый маринад, хранящийся в поврежденной изнутри консервной банке из белой жести (железо покрыто оловом)? Cоставьте молекулярные и ионные уравнения реакций растворения этих металлов в уксусной кислоте.

13. Можно ли хранить молочнокислые и маринованные уксусом пищевые продукты в таре из оцинкованного железа? Что произойдет с тарой в этих условиях? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций растворения соответствующих металлов в уксусной кислоте.

14. На нейтрализацию 20 мл раствора серной кислоты израсходовано 25 мл 0,05н раствора гидроксида натрия. Определите молярную концентрацию эквивалентов и титр раствора серной кислоты.
Лабораторная работа 12.
рН растворов. Гидролиз солей


План занятия

1. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Значение рН в нейтральной, кислой и щелочной средах. Индикаторы.

2. Понятие о процессе гидролиза соли.

3. Поляризующая способность ионов, их классификация.

4. Случаи гидролиза солей.

5. Степень гидролиза и ее зависимость от температуры и концентрации.

6. Усиление и подавление гидролиза.

Растворы
:H2O (дист.), 1н - AI(NO3)3, KJ, Bi(NO3)3; 2н - HCI, NaOH, Na2CO3; CH3COONa (4н), HNO3 (1:1), фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Приборы и материалы:штативы с пробирками, держатели для пробирок, спиртовки, спички, предметные стекла, стеклянные палочки, универсальная индикаторная бумага, лакмусовая бумага (красная и синяя).


Описание опытов
Опыт 1. Окраска индикаторов и значения рН

в разных средах
Начертите таблицу 3 и по мере выполнения опыта вносите в нее последовательно результаты своих наблюдений.

Поместите в две пробирки по пять капель 2н раствора HCI, в две другие - по пять капель 2н раствора NaOH и еще в две пробирки - по пять капель дистиллированной воды. Добавьте в одну пробирку из каждой пары по одной капле фенолфталеина, а в другую – по одной капле метилоранжа. Отметьте окраску индикаторов и заполните вторую и третью графу таблицы 3.

Возьмите предметное стекло и поместите на него на некотором расстоянии друг от друга по две полоски синей и красной лакмусовой бумаги и три полоски универсальной индикаторной бумаги.

На одну из полосок синей лакмусовой бумаги поместите одну каплю раствора HCI, а на одну полоску красной лакмусовой бумаги - одну каплю раствора NaOH. На оставшиеся полоски лакмусовой бумаги поместите по одной капле дистиллированной воды. Отметьте изменение окраски лакмусовой бумаги и заполните четвертую колонку таблицы 3.

На полоски универсальной индикаторной бумаги поместите по одной капле одного из указанных электролитов. Отметьте окраску полосок и по стандартной шкале определите значения рН растворов кислоты, щелочи и дистиллированной воды. Заполните пятую и шестую графы таблицы 3. Сравните результаты своих исследований с данными таблицы 10 приложения.

Для определения реакции среды растворов указанных электролитов используйте таблицу 12 приложения. Заполните седьмую (последнюю) графу таблицы 3.

В выводе к опыту отметьте, какой индикатор применяется для определения значений рН растворов и какие преимущественно для определения кислой и щелочной среды.

Таблица 3
Окраска индикаторов и реакция среды


Элект-ролит

Окраска индикаторов

Значениe
рН

Реакция
среды

Фенол-
фталеин

Метил-
оранж

Лакмус

Универсал.
индикатор

1

2

3

4

5

6

7

HCI



















NaOH



















H2O





















Опыт 2. Окраска индикаторов и значения рН

в растворах солей
Начертите таблицу 4 и по мере выполнения опыта вносите в нее последовательно свои наблюдения.

Внесите в две пробирки по пять капель 1н раствора AI(NO3)3, в две другие - по пять капель 1н раствора Na2CO3 и еще в две пробир-ки - по пять капель 1н раствора KJ. Добавьте в одну пробирку из каждой пары по одной капле фенолфталеина, а в другую – по одной капле метилового оранжевого. Отметьте окраску индикаторов и заполните вторую и третью графу таблицы 4. Сравните результаты своих наблюдений с данными таблицы 10 приложения.

Возьмите предметное стекло, положите на него на некотором расстоянии друг от друга три полоски универсальной индикаторной бумаги и нанесите на одну из них одну каплю раствора AI(NO3)3, на другую – одну каплю раствора Na2CO3 и на третью – одну каплю раствора KJ. Отметьте окраску полосок индикатора, сравните со стандартной шкалой и определите численные значения рН раствора каждой соли. Заполните четвертую и пятую графу таблицы 4.

Используя таблицу 12 приложения и значения рН исследованных растворов солей, заполните шестую графу таблицы 4.

Для заполнения седьмой (последней) графы таблицы 4 напишите уравнения реакций гидролиза указанных солей по схеме:

а) электролитическая диссоциация соли;

б) поляризующая способность ионов соли;

в) взаимодействие ионов соли с молекулами воды;

г) реакция среды раствора и примерное значение рН;

д) молекулярное уравнение реакции гидролиза;

е) класс полученных веществ и их названия.

На основании опыта сделайте общий вывод о причинах различия кислотно-щелочного характера водных растворов солей.
Таблица 4

Окраска индикаторов в растворах солей

Формула

соли

Окраска индикаторов

Значение

рН

Реакция

среды

Поляризующий ион

Фенол-фталеин

Метил-

оранж

Универсал.

индикатор

1

2

3

4

5

6

7

AI(NO3)3



















Na2CO3



















KJ





















Опыт 3. Влияние температуры на степень гидролиза
Поместите в пробирку десять капель 4н раствора CH3COONa, добавьте две капли фенолфталеина и отметьте окраску раствора.

Содержимое пробирки в пламени спиртовки доведите до кипения и наблюдайте изменение его окраски. Объясните причину изменения окраски.

Составьте схему диссоциации соли, ионное и молекулярное уравнения реакции гидролиза и сделайте вывод о влиянии температуры на степень гидролиза. Укажите численное значение степени гидролиза соли, используя таблицу 13 приложения.
Опыт 4. Усиление и подавление гидролиза
В пробирку с одной каплей 1н раствора Bi(NO3)3 добавляйте по каплям дистиллированную воду до помутнения раствора. После этого добавляйте в пробирку по каплям раствор HNO3 (1:1) до растворения осадка.

Напишите ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза соли Bi(NO3)3 по 1-й и по 2-й ступеням.

Что получится при действии раствора HNO3 на продукт реакции 2-й ступени гидролиза соли Bi(NO3)3? Составьте соответствующее молекулярное уравнение.

Учитывая результаты опытов 3 и 4, сделайте общий вывод о факторах усиления и подавления гидролиза солей.
Опыт 5. Полный гидролиз
Внесите в пробирку три капли 1н раствора AI(NO3)3, добавляйте по каплям 1н раствор Na2CO3 до образования осадка и выделения газа.

Напишите молекулярные уравнения реакций образования AI2(CO3)3 и его полного разложения водой.

Используя результаты данного опыта и таблицу 9 приложения, отметьте, какие соли способны подвергаться полному гидролизу, возможно ли их существование в водных растворах.
Задания для самостоятельной работы

1. Отметьте сущность понятий: ионное произведение воды и водородный показатель. Приведите формулы для их расчета.

2. Вычислите рН 0,1; 0,01; 0,001н растворов HCI и NaOH.

3. Вычислите рН растворов, если:

а) 100 мл раствора содержит 0,0365 г HCI;

б) 2 мл раствора содержит 0,0004 г NaOH.

4. Вычислите [H +] и [OH -] в растворах, если рН = 5 и рН = 8.

5. Вычислите кислотность [H +] соков по значениям их рН:

а) огуречный (рН = 6,88); б) морковный (рН = 6,67);

в) картофельный (рН = 5,92); г) яблочный (рН = 2,5).

Ответ. а) 1,32×10 -7; б) 2,14×10 -7; в) 1,2×10 -6; г) 3,16×10 -3