Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Неорганическая химия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
6. По значениям рН указанных ниже систем вычислите в каждой из них концентрацию ионов H+:
а) желудочный сок (рН = 1,5); б) кишечный сок (рН = 8,3);
в) кровь (рН = 7,4); г) слюна (рН = 6,9); д) слезы (рН = 7).
Ответ. а)3,16×10 -2; б) 5×10 -9; в)3,98×10 -8; г) 1,26×10 -7; д) 10 -7.
7. Вычислите кислотность почв ([H+]) по значению рН, при котором могут произрастать:
а) картофель (рН = 5); б) горох (рН = 6); в) свекла (рН = 7).
8. Используя шкалу значений рН (таблица 12 приложения), поясните понятия: сильнокислый, кислый, слабокислый, сильнощелочной, щелочной, слабощелочной растворы. Охарактеризуйте с этих позиций природу систем, рассмотренных в заданиях 2 - 7.
9. Напишите ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза солей ZnSO4, CrCI3, K2S. Укажите значения рН этих растворов и окраску индикаторов в них.
10. Какие из указанных солей способны к полному гидролизу: AI2S3, AI2(SO4)3, AI2(CO3)3? Составьте уравнения соответствующих реакций.
11. Приведите примеры солей, водные растворы которых имели бы кислую, щелочную и нейтральную реакцию среды. Составьте уравнения реакций их гидролиза. Какие индикаторы следует использовать для определения указанных реакций среды?
12. рН почвы на садовом участке равняется 7. Какое из указанных удобрений следует внести в эту почву для понижения ее кислотности или для ее повышения: K2CO3, NH4NO3, NaNO3? Дайте пояснения, составив уравнения реакций их гидролиза.
13. Какое значение рН имеют водные растворы поваренной соли, пищевой соды и столового уксуса? Поясните ответ, написав уравнения соответствующих реакций гидролиза и диссоциации. Как это проверить опытным путем?
14. В каких растворах указанных солей фенолфталеин изменяет свою окраску: Na2SO3, FeSO4, K2S? Составьте схемы реакций гидролиза этих солей и отметьте значения рН их растворов.
15. Укажите растворы солей, в которых метилоранж приобретает красный, желтый и оранжевый цвет: Na2SO4, CuSO4, NaNO2. Напишите уравнения реакций гидролиза перечисленных солей и укажите значения рН их растворов.
16. Составьте ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза соли SnCI
2 и укажите условия усиления и подавления гидролиза этой соли.
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включает 8 заданий по основным темам «Неорганической химии». Вариант контрольной работы обучающийся выбирает согласно двум последним цифрам личного дела. В работе указывается вариант, номера всех заданий, затем название темы и формулировка выполняемого задания. На каждой странице должны быть поля для замечаний рецензента.
Перед выполнением работы необходимо изучить тему, используя указанную литературу, внимательно прочитать вопрос задания. Ответы на вопросы должны быть аккуратно оформлены, написаны грамотно, четким почерком без сокращений слов. Они должны показать понимание обучающимся особенностей свойств и применение неорганических соединений на основе их строения, содержать примеры, названия веществ, типы и названия химических реакций.
В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы, дату ее выполнения и подпись
Таблица определения номеров заданий контрольной работы
4.1 ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вычисления по формулам и уравнениям
Задания 111
Вопросы заданий
1. Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов элементов (выделены курсивом) и соединений по формулам (А) и по уравнениям (Б).
2. Решить предложенные задачи (В).
Расчетные задачи (В)
Методические указания
Для выполнения заданий 1-10 используйте рекомендуемую литературу или другие учебные пособия
6. По значениям рН указанных ниже систем вычислите в каждой из них концентрацию ионов H+:
а) желудочный сок (рН = 1,5); б) кишечный сок (рН = 8,3);
в) кровь (рН = 7,4); г) слюна (рН = 6,9); д) слезы (рН = 7).
Ответ. а)3,16×10 -2; б) 5×10 -9; в)3,98×10 -8; г) 1,26×10 -7; д) 10 -7.
7. Вычислите кислотность почв ([H+]) по значению рН, при котором могут произрастать:
а) картофель (рН = 5); б) горох (рН = 6); в) свекла (рН = 7).
8. Используя шкалу значений рН (таблица 12 приложения), поясните понятия: сильнокислый, кислый, слабокислый, сильнощелочной, щелочной, слабощелочной растворы. Охарактеризуйте с этих позиций природу систем, рассмотренных в заданиях 2 - 7.
9. Напишите ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза солей ZnSO4, CrCI3, K2S. Укажите значения рН этих растворов и окраску индикаторов в них.
10. Какие из указанных солей способны к полному гидролизу: AI2S3, AI2(SO4)3, AI2(CO3)3? Составьте уравнения соответствующих реакций.
11. Приведите примеры солей, водные растворы которых имели бы кислую, щелочную и нейтральную реакцию среды. Составьте уравнения реакций их гидролиза. Какие индикаторы следует использовать для определения указанных реакций среды?
12. рН почвы на садовом участке равняется 7. Какое из указанных удобрений следует внести в эту почву для понижения ее кислотности или для ее повышения: K2CO3, NH4NO3, NaNO3? Дайте пояснения, составив уравнения реакций их гидролиза.
13. Какое значение рН имеют водные растворы поваренной соли, пищевой соды и столового уксуса? Поясните ответ, написав уравнения соответствующих реакций гидролиза и диссоциации. Как это проверить опытным путем?
14. В каких растворах указанных солей фенолфталеин изменяет свою окраску: Na2SO3, FeSO4, K2S? Составьте схемы реакций гидролиза этих солей и отметьте значения рН их растворов.
15. Укажите растворы солей, в которых метилоранж приобретает красный, желтый и оранжевый цвет: Na2SO4, CuSO4, NaNO2. Напишите уравнения реакций гидролиза перечисленных солей и укажите значения рН их растворов.
16. Составьте ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза соли SnCI
2 и укажите условия усиления и подавления гидролиза этой соли.
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включает 8 заданий по основным темам «Неорганической химии». Вариант контрольной работы обучающийся выбирает согласно двум последним цифрам личного дела. В работе указывается вариант, номера всех заданий, затем название темы и формулировка выполняемого задания. На каждой странице должны быть поля для замечаний рецензента.
Перед выполнением работы необходимо изучить тему, используя указанную литературу, внимательно прочитать вопрос задания. Ответы на вопросы должны быть аккуратно оформлены, написаны грамотно, четким почерком без сокращений слов. Они должны показать понимание обучающимся особенностей свойств и применение неорганических соединений на основе их строения, содержать примеры, названия веществ, типы и названия химических реакций.
В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы, дату ее выполнения и подпись
Таблица определения номеров заданий контрольной работы
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
0 | 9, 17 25, 40 44, 58 69, 71 | 6, 14 26, 32 48, 52 61, 80 | 3, 12 23, 39 46, 57 65, 77 | 8, 11 27, 38 45, 54 66, 74 | 10, 18 29, 36 47, 59 67, 73 | 2, 15 21, 34 41, 60 68, 79 | 4, 19 30, 33 50, 53 62, 76 | 7, 13 22, 37 49, 55 64, 78 | 5, 20 28, 35 42, 51 63, 72 | 1, 16 24, 31 43, 56 70, 75 |
1 | 7, 18 26, 31 45, 53 70, 72 | 4, 15 27, 33 49, 58 62, 71 | 9, 13 24, 40 47, 55 66, 78 | 1, 12 28, 39 44, 60 67, 75 | 3, 19 30, 35 46, 51 68, 74 | 5, 16 22, 37 43, 54 69, 80 | 8, 20 21, 34 42, 56 63, 77 | 6, 14 23, 38 41, 52 65, 79 | 2, 11 29, 36 50, 57 64, 73 | 10, 17 25, 32 48, 59 61, 76 |
2 | 8, 19 27, 32 46, 54 61, 73 | 5, 17 28, 34 50, 59 63, 72 | 10, 14 25, 31 48, 56 67,79 | 2, 15 29, 40 45, 51 68, 76 | 4, 20 21, 36 47, 52 69, 75 | 6, 16 23, 38 44, 55 70, 71 | 9, 11 22, 35 43, 57 64, 78 | 7, 15 24, 39 42, 53 66, 80 | 3, 12 30, 37 41, 58 65, 74 | 1, 18 26, 33 49, 60 62, 77 |
3 | 9, 20 28, 33 47, 55 62, 74 | 6, 14 29, 35 41, 60 64, 73 | 1, 15 26, 32 49, 57 68, 80 | 3, 17 30, 31 46, 52 69, 77 | 5, 11 22, 37 48, 53 70, 76 | 7, 18 24, 39 45, 56 61, 72 | 10, 12 23, 36 44, 58 65, 79 | 8, 16 25, 40 43, 54 67, 71 | 4, 13 21, 38 42, 59 66, 75 | 2, 19 27, 34 50, 51 63, 78 |
4 | 10, 11 29, 34 48, 56 63, 75 | 7, 18 30, 36 42, 51 65, 74 | 2, 16 27, 33 50, 58 69, 71 | 4, 15 21, 32 47, 53 70, 78 | 6, 12 23, 38 49, 54 61, 77 | 8, 19 25, 40 46, 57 62, 73 | 1, 13 24, 37 45, 59 66, 80 | 9, 17 26, 31 44, 55 68, 72 | 5, 14 22, 39 43, 60 67, 76 | 3, 20 28, 35 41, 52 64, 79 |
5 | 1, 12 30, 35 49, 57 64, 76 | 8, 19 21, 37 43, 52 66, 75 | 3, 17 28, 34 41, 59 70, 72 | 5, 16 22, 33 48, 54 61, 79 | 7, 13 24, 39 50, 55 62, 73 | 9, 20 26, 31 47, 58 63, 74 | 2, 14 25, 38 46, 60 67, 71 | 6, 18 27, 32 45, 51 69, 78 | 10, 15 23, 40 44, 56 68, 77 | 4, 11 29, 36 42, 53 65, 80 |
6 | 2, 13 21, 36 50, 58 65, 77 | 9, 20 22, 38 44, 53 67, 76 | 4, 18 29, 34 42, 60 61, 73 | 6, 17 23, 40 49, 55 62, 80 | 8, 14 25, 32 41, 56 63, 79 | 3, 11 27, 39 48, 51 64, 75 | 10, 15 26, 33 47, 59 68, 72 | 1, 19 28, 31 46, 57 70, 74 | 7, 16 24, 37 45, 52 69, 78 | 5, 12 30, 35 43, 54 66, 71 |
7 | 3, 14 22, 37 41, 59 66, 78 | 10, 11 23, 39 45, 54 68, 77 | 5, 19 30, 36 43, 51 62, 74 | 7, 18 24, 35 50, 56 63, 71 | 9, 15 26, 31 42, 57 64, 80 | 1, 12 28, 33 49, 60 65, 76 | 4, 16 27, 40 48, 52 69, 73 | 2, 20 29, 34 47, 58 61, 75 | 8, 17 25, 32 46, 53 70, 79 | 6, 13 21, 38 44, 55 67, 72 |
8 | 4, 15 23, 38 42, 60 67, 79 | 1, 12 24, 40 46, 55 69, 78 | 6, 20 21, 37 44, 52 63, 75 | 8, 19 25, 36 41, 57 64, 72 | 2, 16 27, 32 50, 51 65, 71 | 10, 13 29, 31 49, 58 66, 77 | 5, 17 28, 35 48, 53 70, 74 | 3, 11 30, 33 47, 59 62, 76 | 9, 18 26, 39 45, 54 61, 80 | 7, 14 23, 34 43, 56 68, 73 |
9 | 5, 16 24, 39 43, 51 68, 80 | 2, 13 25, 31 47, 56 70, 79 | 7, 11 22, 38 45, 53 64, 76 | 9, 20 26, 37 42, 58 65, 73 | 1, 17 28, 33 44, 59 66, 72 | 3, 14 30, 35 41, 52 67, 78 | 6, 18 29, 32 50, 54 61, 75 | 4, 12 21, 36 49, 60 63, 77 | 10, 19 27, 34 48, 55 62, 71 | 8, 15 23, 40 46, 57 69, 74 |
4.1 ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вычисления по формулам и уравнениям
Задания 111
Вопросы заданий
1. Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов элементов (выделены курсивом) и соединений по формулам (А) и по уравнениям (Б).
2. Решить предложенные задачи (В).
№ задания | Вычисления по формулам | Вычисления по уравнениям |
А | Б | |
1 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента CI в его соединениях: CI2O3, CI2O5, AI(OH)3, HCIO4, KCIO3 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов Сr(OH)3 в уравнениях реакций: Сr(OH)3 + 3НCI = CrCI3 + 3H2O; Сr(OH)3 + 2НCI = CrOHCI2 + 2H2O; Cr(OH)3 + HCI = Cr(OH)2CI + H2O |
2 | Вычислить эквивален-ты и молярные массы эквивалентов указанных ве-ществ и элемента С в его соединениях: СО, СO2, Н2СO3, NaOH, Na2CO3 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов CoCI3 в уравнениях реакций: CoCI3 + 3KOH = Co(OH)3 + 3KCI; CoCI3 + KOH = CoOHCI2 + KCI; Co(OH)2CI + 2HCI = CoCI3+2H2O |
3 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных ве-ществ и элемента S в его соединениях: SO2, SO3, Ca(OH)2, H2SO3, CaSO4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов AICI3 в уравнениях реакциий: AICI3 + KOH = AIOHCI2 + KCI; AICI3 + 3KOH = AI(OH)3 + 3KCI; AI(OH)2CI + 2HCI = AICI3 +2H2O |
4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента N в его соединениях: N2O, N2O3, Mg(OH)2, HNO3, NaNO2 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов AI(OH)3 в уравнениях реакций: AI(OH)3 + 3НCI = AICI3 + 3H2O; AI(OH)3 + 2НCI = AIOHCI2 + 2H2O; AI(OH)3 + НCI = AI(OH)2CI + H2O |
5 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента Bi в его соединениях: BiCI3, Bi2O3, Bi(OH)3, HBiO3, NaBiO3 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов H3AsO4 в уравнениях реакций: H3AsO4 + КОН = KH2AsO4 + H2O; H3AsO4 + 2КОН = K2HAsO4 + 2H2O; H3AsO4 + 3КОН = K3AsO4 + 3H2O |
6 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента Br в его соединениях: Br2O, Br2O3, Fe(OH)2, HBrO3, NaBrO4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов H3РO4 в уравнениях реакций: H3РO4 + КОН = KH2РO4 + H2O; H3РO4 + 2КОН = KHРO4 + 2H2O; H3РO4 + 3КОН = K3РO4 + 3H2O |
7 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента Crв соединениях: Cr2O3, CrO3, Cr(OH)3, H2CrO4, K2CrO4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов Fe(OH)3 в уравнениях реакций: Fe(OH)3 + НCI = Fe(OH)2CI + H2O; Fe(OH)3 +2НCI = FeOHCI2 + 2H2O; Fe(OH)3 +3НCI = FeCI3 + 3H2O |
8 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента Sb в соединениях: Sb2O3, Sb2O5, Sb(OH)3, H3SbO4, Na3SbO4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов H3BO3 в уравнениях реакций: H3BO3 + КОН = KH2BO3 + H2O; H3BO3 + 2КОН = K2HBO3 + 2H2O; H3BO3 + 3KОН = K3ВO3 + 3H2O |
9 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента J в его соединениях: J2O5, J2O7, HJO2, NaJO3, Ni(OH)2 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов BiCI3 в уравнениях реакциий: BiCI3 + KOH = BiOHCI2 + KCI; Bi(OH)2CI + 2HCI = BiCI3+2H2O; BiCI3 + 3KOH = Bi(OH)3 + 3KCI |
10 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов указанных веществ и элемента Mn в соединениях: Mn2O3, Mn(OH)2, MnO2, HMnO4, K2MnO4 | Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов H3SbO4 в уравнениях реакций: H3SbO4 + КОН = KH2SbO4 + H2O; H3SbO4 + 2КОН = K2HSbO4 + 2H2O; H3SbO4 + 3КОН = K3SbO4 + 3H2O |
Расчетные задачи (В)
№ задания | Примеры задач |
1 | Вычислить массовую долю кислорода в оксиде четырехвалентного металла, составить формулу этого оксида и привести его название, зная, что молярная масса эквивалентов металла равна 29,4 г/моль |
2 | Массовая доля водорода в гидриде двухвалентного металла составляет 4,76%. Определить молярные массы эквивалентов этого металла и его гидрида и назвать металл |
3 | На восстановление 8,063 г оксида четырехвалентного металла затрачено 4,48 л водорода (н.у.). Найти молярные массы эквивалентов металла и его оксида и назвать этот металл |
4 | При сгорании 5 г алюминия образуется 9,44 г его оксида. Определить молярные массы их эквивалентов |
5 | При разложении оксида одновалентного металла образовалось 2,158 г металла и 112 мл кислорода (н.у.). Вычислить молярную массу эквивалентов этого металла и назвать его |
6 | При соединении 2,52 г железа с хлором образовалось 7,32 г хлорида железа. Найти молярную массу эквивалентов железа и его валентность в хлориде, если М эк (CI) = 35,5 г/моль |
7 | Молярная масса эквивалентов двухвалентного металла равна 29,355 г/моль. Определить массовую долю серы в сульфиде этого металла и назвать его |
8 | 5,01 г двухвалентного металла вытесняет из кислоты 2 800 мл водорода (н.у.). Вычислить молярную массу металла и молярную массу эквивалентов металла и назвать его |
9 | Вычислить молярную массу брома и металла, если 1 г металла соединяется с 1,78 г серы или с 8,89 г брома. Молярная масса эквивалентов серы равна 16 г/моль |
10 | Вычислить молярную массу металла и молярную массу его эквивалентов, если при взаимодействии 3,24 г двухвалентного металла с водой (н.у.) выделилось 0,162 г водорода |
Методические указания
Для выполнения заданий 1-10 используйте рекомендуемую литературу или другие учебные пособия