Файл: Современные образовательные технологии (кейс метод) на уроках химии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Приложение 6 Соли - пигменты художественных красок

Техническое наз-вание соли или название краски

соль

цвет

примечания

Мел

Гипс

CaCO3

CaSO4.2H2O

Белый

Белый

Входит в состав ху-дожественных грунтов и клеевых красок

Свинцовые белила

2PbCO3.Pb(OH)2

Белый

Один из древнейших пигментов, темнеет под действием H2S

Бланфикс (бари-товые постоян-ные белила)

BaSO4

Белый

Промышленный выпуск налажен в 1830 году

Цинковая желтая

ZnCrO4

Желтый

Получена Л. Вокленом в 1809 году

Баритовая желтая

BaCrO4

Желтый

Получена Л. Вокленом в 1809 году

Азурит (горная синяя)

2CuCO3.Cu(OH)2

Синий

В природе часто встре-чается с малахитом

Берлинская ла-зурь (прусская синяя, милора)

Вивианит (охра синяя)

Fe4[Fe(CN)6]3

Fe3(PO4)2.8H2O

Синий

Синий

Под действием щело-чей разрушаются с об-разованием оксида же-леза. Неприменимы во фресковой живописи.

Швейнфуртская зелень

Cu(CH3COO)2. 3Cu(AsO2)2

Зеленый

Во 2 половине 19 века применялась в качестве инсектицида.

Малахит (горная зелень)

Ярь – медянка

CuCO3.Cu(OH)2
Cu(CH3COO)2.

3Cu(OH)2

Зеленый
Зеленый

В живописи широко применялись в стари-ну, сейчас практически не используются

Темный кобальт

Co3(PO4)2

Фиолетовый

Получена М. Сальве-татом в 1859 году



Урок по химии по теме

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

8 класс

Тип кейса: обучающий

Задание:

Содержание кейса

В одном из пособий для трудовой школы по химии (1927 год) было дано задание: "Проследите со всею внимательностью все явления, которые происходят в то время, когда "ставится" самовар. Запишите, какие из этих явлений вы отнесете к физическим и какие - к химическим, начиная от наливания в самовар воды и закладки углей, не забыв зажигания спички и явлений, происходящих при этом, и кончая заваркой чая, наливанием его в стакан и растворением сахара. Обратите внимание, во что превратится уголь, не получилось ли радужных полос на медной крышке самовара около кувшина (внутренней трубы самовара)". Дайте ответ и вы.

  1. Разберите данную ситуацию, проведите ее анализ.

  2. Какие явления называются физическими?

  3. Какие явлениями называются химическими?

  4. Составьте список последовательных действий при чаепитии.

  5. Какие из перечисленных вами действий при чаепитии относятся к физическим, а какие – к химическим явлениям?

Информационный материал

Всё, что нас окружает: и живая, и неживая природа, находится в постоянном движении и непрерывно изменяется: движутся планеты и звёзды, идут дожди, растут деревья. И человек, как известно из биологии, постоянно проходит какие-либо стадии развития. Перемалывание зёрен в муку, падение камня, кипение воды, молния, свечение лампочки, растворение сахара в чае, движение транспортных средств, молнии, радуги – это примеры физических явлений.

И с веществами (железо, вода, воздух, соль и др.) происходят разнообразные изменения, или явления. Вещество может быть кристаллизировано, расплавлено, измельчено, растворено и вновь выделено из раствора. При этом его состав останется тем же.

Так, сахарный песок можно измельчить в порошок настолько мелкий, что от малейшего дуновения он будет подниматься в воздух, как пыль. Сахарные пылинки можно разглядеть лишь под микроскопом. Сахар можно разделить ещё на более мелкие части, растворив его в воде. Если же выпарить из раствора сахара воду,  молекулы сахара снова соединяться друг с другом в кристаллы. Но и при растворении в воде, и при измельчении сахар остаётся сахаром.

В природе вода образует реки и моря, облака и ледники. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При воздействии низких температур (ниже 0˚С) вода переходит в твёрдое состояние – превращается в лёд. Мельчайшая частичка воды – это молекула воды. Молекула воды  является и  мельчайшей частичкой пара или льда. Вода, лёд и пар не разные вещества, а одно и то же вещество (вода) в разных агрегатных состояниях.



Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое.

Характеризуя то или другое вещество как газ, жидкость или твёрдое вещество, имеют в виду состояние вещества  в обычных условиях. Любой металл можно не только расплавить (перевести в жидкое состояние), но и превратить в газ. Но для этого необходимы очень высокие температуры. Во внешней оболочке Солнца металлы находятся в газообразном состоянии, потому что температура там составляет 6000˚С. А, например, углекислый газ путём охлаждения можно превратить в «сухой лёд».

Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, относят к физическим явлениям.

Физические явления могут привести к изменению, например, агрегатного состояния или температуры, но состав веществ останется  тем же.

Со всеми предметами, которые нас окружают, происходят различные изменения.

Если нагреть медную пластину на воздухе, она потеряет свой блеск и покроется налётом черного цвета, который можно легко соскоблить. Повторяя этот процесс много раз, можно всю медь превратить в чёрный порошок, этот порошок называется оксид меди. Оксид меди – это новое вещество, которое обладает новыми свойствами. И при охлаждении чёрный порошок снова не станет медью.

Лента металла магния, если её поджечь, горит с ярким, ослепительным светом. Получается новое вещество – оксид магния.

Возьмём стеклянную трубку и будем продувать воздух через раствор извести – известковую воду. Жидкость станет мутной, потому что в ней образуется белый порошок, похожий на мел. Постепенно этот порошок осядет на дно сосуда. Этот осадок является новым веществом, которое образовалось из растворённой в воде извести и углекислого газа.

Если нагреть сахар в пробирке, мы увидим, как он плавится и постепенно приобретает коричнево-бурый цвет с выделением едкого запаха. На стенках пробирке появятся капельки воды, несмотря на то, что сахар был совершенно сухим. В конце опыта сахар превратится в вещество чёрного цвёта, безвкусное и нерастворимое в воде – это уголь.

При горении древесины происходит выделение воды и углекислого газа. Мы не можем этого видеть, но если провести ряд экспериментов это станет очевидным. Если поднести горящую спичку к перевёрнутому стакану, на стенках стакана изнутри осядут капельки воды.


Что же общего в описанных явлениях? Во всех случаях из одних веществ получаются другие вещества. Все рассмотренные нами явления – это примеры химических явлений.

Химическими явлениями называются такие явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества. Химические явления называют химическими реакциями.
В рамках проведения курсов повышения квалификации учителей химии по программе ««Проектирование и реализация системы обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения химии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии» были разработаны кейсы по курсу химии 8-11 классов.

Несинова Мария Владимировна МБОУ «Густомойская СОШ»

Льговского района

Ноздрина Юлия Владимировна МКОУ «Ванинская СОШ»

Октябрьского района

Урок по химии по теме

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА

8 класс


Тип кейса: обучающий

Задание:

Содержание кейса

Та история простая…

Джозеф Пристли, как- то раз

окись ртути нагревая,

обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья.

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?

(Не узнаешь у врача!)

Новый газ из колбы вышел –

никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит.

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части».

(Эта мысль весьма нова).

Здесь у химика от счастья

и от воздуха отчасти

(от его важнейшей части)

закружилась голова…

Кошка греется на крыше.

Солнца луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли с ним две мыши

Открывают КИСЛОРОД.

Задания:

Проанализируйте стихотворение и ответьте на вопросы.

1. Какой газ обнаружил Д. Пристли, нагревая оксид ртути?

2. Опишите его физические свойства.

3. Почему способ получения кислорода методом Д. Пристли в данное время потерял актуальность?

4. Назовите способы получения кислорода в настоящее время.

5.Назовите составные части воздуха.

6. Заполните таблицу.

Информационный материал

Открытие кислорода.

В конце XVIII в. английский ученый Д. Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные луч при помощи увеличительного стекла. Когда он накаливал таким образом оксид ртути (II) HgO - в приборе, и зображенном на рисунке, выделилось много газа. Сначала Д. Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то увидел нечто необычное. "Меня поразило,- писал Д. Пристли, - больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем".

Д. Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и оживленно двигалась. Д. Пристли и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится легко и приятно.

Характеристика элемента.

Химический знак элемента - О, относительная атомная масса равна 16.

Кислород - самый распространенный химический элемент на поверхности земного шара. В свободном состоянии (в виде простого вещества) содержится в воздухе, в связанном - в воде Н