Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источник: Информационная система «ПАРАГРАФ»
Документ: СП РК 3.03-101-2013
Статус документа: Действующий 01.03.2021 16: 00:01 31
При отсыпке насыпи из крупнообломочных грунтов следует предусматривать устройство под дорожной одеждой выравнивающего слоя толщиной не менее 0,5 м из грунтов с размерами обломков не более 0,2 м.
7.3.2 Насыпи в местах сопряжения с мостами необходимо проектировать из непучинистых дренирующих грунтов на участках подходов длиной не менее высоты насыпи плюс 2 м, считая от устоя моста, поверху и не менее 2 м - понизу.
7.3.3 Насыпи проектируются с учетом несущей способности грунтового основания, которые можно разделить на прочные и слабые.
К слабым относятся основания, в которых в пределах активной зоны, толщиной ориентировочно равной ширине насыпи понизу, имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м (п. 6.1.3).
В случае, если слои слабых грунтов располагаются на глубинах, превышающих ширину насыпи понизу, а также при насыпях высотой более 12 м границу активной зоны следует устанавливать расчетом.
В пункт 7.3.4 внесены изменения в соответствии с
приказом
Председателя Комитета по
делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по
инвестициям и развитию РК от 25.02.19 г. № 28-нқ (
см. стар. ред.
)
7.3.4 Крутизну откосов насыпей на прочном основании назначают в соответствии с таблицей 25.
Крутизна откосов насыпей должна обеспечивать в аварийных ситуациях возможность съезда транспортного средства с земляного полотна без опрокидывания и принимается, при высоте насыпи до 3 м на дорогах I-III категорий, не круче 1:4, а на дорогах других категорий, при высоте насыпи до 2 м, - не круче 1:3. По результатам технико- экономических расчетов допускается увеличение крутизны откосов насыпей указанной высоты на дорогах различных категорий до предельных значений, приведенных в таблице
25, при условии разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения с установкой ограждений барьерного типа.
В пункт 7.3.5 внесены изменения в соответствии с
приказом
Председателя Комитета по
делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по
инвестициям и развитию РК от 25.02.19 г. № 28-нқ (
см. стар. ред.
)
7.3.5 Указанная в пункте 7.3.4 крутизна откосов насыпей предполагает их укрепление засевом трав или одерновкой. При применении других методов укрепления (например, геосинтетическими материалами) крутизна откосов назначается по результатам расчета их устойчивости с соответствующим технико-экономическим обоснованием.
7.3.6 Крутизна откосов земляного полотна на слабых основаниях, а также на подтопляемых участках и при использовании для отсыпки насыпи глинистых грунтов повышенной влажности назначается на основе расчетов устойчивости откосов, в том числе и в случае применения типовых поперечных профилей.
Наименование таблицы изложено в редакции
приказа
Председателя Комитета по делам
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и
развитию РК от 25.02.19 г. № 28-нқ (
см. стар. ред.
)
Таблица 25 - Наибольшая крутизна откосов насыпи
Грунты насыпи
Наибольшая крутизна откосов при высоте откосов насыпи, м до 6 до 12 в нижней части
(0-6) в верхней части
(6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород
1:1 - 1:1,3 1:1,3 - 1:1,5 1:1,3 - 1:1,5
Крупнообломочные и песчаные (за
1:1,5 1:1,5 1:1,5
Источник: Информационная система «ПАРАГРАФ»
Документ: СП РК 3.03-101-2013
Статус документа: Действующий 01.03.2021 16: 00:01 32 исключением мелких и пылеватых песков)
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые
1:1,5 1:1,75 1:1,75 1:2 1:1,5 1:1,75
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Под чертой даны значения для пылеватых разновидностей грунтов в III дорожно-климатической зоне и для одноразмерных мелких песков.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Высота откоса насыпи определяется наибольшей разностью отметок бровки земляного полотна и подошвы откоса в данном поперечнике.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. В районах с засушливым климатом крутизну откосов насыпей из мелких барханных песков следует назначать равной 1:2 независимо от высоты.
7.3.7 При проектировании грунтовых резервов необходимо учитывать разницу в плотности грунта в естественном состоянии и в насыпи, путем введения коэффициента относительного уплотнения, устанавливаемого при проведении изыскательских работ.
На стадии технико-экономического обоснования ориентировочные значения коэффициента относительного уплотнения допускается принимать по таблице А.15 приложения А
7.3.8 В проектах земляного полотна, сооружаемого с использованием слабых грунтов в основании насыпи, кроме общих требований действующих стандартов, возможно выполнение дополнительных требований:
- обеспечена устойчивость основания, т.е. исключена возможность выдавливания оставляемого слабого грунта из-под насыпи в процессе ее возведения и при эксплуатации;
- обеспечена стабильность насыпи, т.е. интенсивная часть осадки должна завершиться до устройства защитного слоя и устройства дорожной одежды автомобильной дороги;
- обеспечена прочность конструкции «Земляное полотно + дорожная одежда», т.е. упругие колебания земляного полотна не должны превышать величин, допустимых для данного типа дорожной одежды автомобильной дороги.
Как правило, использование слабых грунтов в качестве основания насыпи рекомендуется для:
- автомобильных дорог IV-V категорий с переходными или низшими типами дорожных одежд на заболоченных участках I и II типов;
- автомобильных дорог II и III категорий с капитальными или облегченными типами дорожных одежд на заболоченных участках I и II типов, при условии проектирования мероприятий, обеспечивающих завершение осадки грунтов основания к началу работ по устройству дорожной одежды.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Интенсивную часть осадки насыпи допускается считать завершенной при условии достижения 90% консолидации основания или интенсивности осадки не превышающей 2,0 см/год для дорожных одежд капитального типа и 80%-ной консолидации или интенсивности осадки не более 5,0 см/год для дорожных одежд облегченного типа и соответственно для переходных и низших дорожных одежд - 70% и интенсивности осадки - 8-10 см/год.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Допустимую интенсивность осадки разрешается уточнять с учетом опыта эксплуатации дорог в данном регионе.
7.3.9 При проектировании насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (
таблица А.12 приложения А
), необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие необходимую устойчивость земляного полотна. К числу таких мероприятий относятся:
- осушение грунтов, как естественным путем, так и обработкой их активными веществами типа негашеной извести, цемента и др.;
- ускорение консолидации грунтов повышенной влажности в нижней части насыпи
(горизонтальные дренажи из зернистых или синтетических материалов и др.) и предупреждение деформаций насыпей, связанных с их расползанием (уположение откосов и защита их от размыва, устройство горизонтальных прослоек из зернистых или
Источник: Информационная система «ПАРАГРАФ»
Документ: СП РК 3.03-101-2013
Статус документа: Действующий 01.03.2021 16: 00:01 33 синтетических материалов и т.д.). Устройство покрытий дорожных одежд капитального и облегченного типов на таких насыпях предусматривают после завершения консолидации грунта земляного полотна.
При влажности грунтов ниже 0,9 оптимальной следует предусматривать в проекте специальные меры по их уплотнению (доувлажнение, уплотнение более тонкими слоями и т.п.)
7.3.10 При проектировании насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий с целью обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом:
- осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственного веса и протекания этой осадки во времени;
- очертание поперечного профиля, обеспечивающее устойчивость откосов насыпи;
- безопасную нагрузку на основание, исключающею процессы бокового выдавливания грунта (на слабых основаниях);
- величину и протекание во времени осадки основания насыпи за счет его уплотнения под нагрузкой от веса насыпи.
7.3.11 Высоту насыпи на участках дорог, проходящих по открытой местности, по условию снегонезаносимости во время метелей следует определять расчетом по формуле:
H = h s
+ Δh,(1) где H - высота незаносимой насыпи, м; h
s
- расчетная высота снегового покрова в месте, где возводится насыпь, с вероятностью превышения 5%, м. При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение h s
с использованием метрологических справочников;
Δh - возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимое для её незаносимости снегом, м.
ПРИМЕЧАНИЕ. В случаях, когда Δh оказывается меньше возвышения бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки Δh
Sc
(см. ниже), в формулу (1) вместо Δh вводится Δh sc
Возвышение бровки (Δh) насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее:
1,2 - для дорог I категории;
0,7 - для дорог II категории;
0,6 - для дорог III категории;
0,5 - для дорог IV категории;
0,4 - для дорог V категории.
7.3.12 В районах, где расчетная высота снегового покрова превышает 1 м, необходимо проверять достаточность возвышения бровки насыпи над снеговым покровом по условию беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дороги при снегоочистке, используя формулу
(2) где Δh sc
- возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки, м;
b - ширина земляного полотна, м;
а - расстояние отбрасывания снега с дороги снегоочистителем, м (для дорог с регулярным режимом зимнего содержания допускается принимать а = 8 м).
Источник: Информационная система «ПАРАГРАФ»
Документ: СП РК 3.03-101-2013
Статус документа: Действующий 01.03.2021 16: 00:01 34
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
7.4 Выемки
Пункт 7.4.1 изложен в редакции
приказа
Председателя Комитета по делам
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и
развитию РК от 25.02.19 г. № 28-нқ (
см. стар. ред.
)
7.4.1 Крутизну откосов выемок, не относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует назначать в соответствии с таблицей 26.
7.4.2 Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной внешних откосов от 1:5 до 1:10 в зависимости от условий зимней эксплуатации дороги или разделанными под насыпь. Выемки глубиной от
1 до 5 м на снегозаносимых участках допускается проектировать с откосами 1:1,5 - 1:2 и бермами, устраиваемыми на уровне бровки земляного полотна, ширина которых устанавливается расчетом, но не менее 4 м.
7.4.3 Выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветривающихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых породах необходимо проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок принимают при мелких и пылеватых песках - 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6 м - не менее 1 м, при высоте откоса до 12 м
(для скальных пород - до 16 м) - 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет- траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.
Наименование таблицы изложено в редакции
приказа
Председателя Комитета по делам
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и
развитию РК от 25.02.19 г. № 28-нқ (
см. стар. ред.
)
Таблица 26 - Наибольшая крутизна откосов выемки
Грунты
Высота откоса, м
Наибольшая крутизна откосов
Скальные:
- слабовыветривающиеся до 16 1:0.2
- легковыветривающиеся:
- неразмягчаемые до 16 1,05-1:1,5
- размягчаемые до 6 1:1 св. 6 до 12 1:1,5
Крупнообломочные до 12 1:1-1:1,5
Песчаные, глинистые однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции до 12 1:1,5
Пески мелкие барханные св. 2 от 2 до 12 1:4 1:2
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Над чертой приведена крутизна откосов в засушливой зоне, под чертой
- вне засушливой зоны.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. В скальных слабовыветривающихся грунтах допускаются вертикальные откосы.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. На песчаных территориях закрепленных растительностью наибольшую крутизну откоса при его высоте до 12 м допускается принимать равной 1:2.