Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русский язык и литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любовь Доброта, Туркестанская область, 20.07.2018 г.


11

Текст №2 Отрывок из романа
http://loveread.ec/read_book.php?id=187&p=36
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей
— и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…
Как птица, вспугнутая с гнезда, кружила Найман-Ана по сарозскскнм окрестностям. И не знала, как быть, чего ожидать. Теряясь в догадках, она продвигалась объездами по скрытным местам и высмотрела, очень обрадовалась, когда увидела, что те двое жуаньжуаней покинули стадо. Поехали прочь рядком, не оглядываясь. Найман-Ана долго не спускала с них глаз и, когда они скрылись вдали, решила вернуться к сыну. Теперь она во что бы то ни стало хотела увезти его с собой. Какой он ни есть — не его вина, что судьба так обернулась, что из глумились над ним враги, но в рабстве мать его не оставит. С этими мыслями возвращалась Найман-Ана к сыну и все обдумывала, как его убедить, уговорить бежать этой же ночью.



12

Чтение

Прочитайте текст и выполните задания.
http://www.lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt


    • со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то




  • сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.


Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:
- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.
И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что

значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:
- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.
И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.
Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.


13

6. Основная мысль текста:

А) Показать дружбу двух семей

В) Рассказать о силе духа Абуталипа

С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа

D) Показать красоту души Едигея

[1]
7. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите

2 предложения - примера из текста.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[2]
8. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[2]


  1. Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[1]


  1. Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит:

«Временанаступаюттакие,чтознанияпотребуютсясызмальства»?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[2]

11. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Письмо
12.Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:

  • Как развивается туризм в нашей области.




  • С чего начинается Родина?


Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами.
[10]



14

Схема выставления баллов
Слушание







Ответ




Балл

Дополнительная

вопроса













информация

1

В тексте говорится об упорстве

1

Принимаются




человека в покорении вершин о




альтернативные




храбрости

человека,

его




ответы




преданности любимому делу.










2

А, В – детальная информация,




2







С – основная информация.










3

А







1




4

D







1




Итого










5





Говорение


Содержание и грамотность устной речи

Баллы







Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия.

5

Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием.




Речь грамотная, без ошибок. Использует разнообразные синтаксические




конструкции, языковые средства, в том числе средства художественной




выразительности (риторические вопросы, повторы).




Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты.

4

Выражает мнение с хорошо сформулированным обоснованием, анализирует и




оценивает соответствующую информацию. Незначительные ошибки в речи не




затрудняют понимания, использует речевые клише. Использует разнообразные




синтаксические конструкции, пытается использовать средства художественной




выразительности.




Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым

3

обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию




удовлетворительно. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В




целом, ошибки не затрудняют понимания.




Объясняет простые идеи. Пытается анализировать и оценивать

2

информацию. Допускает очевидные ошибки. Ошибки несколько затрудняют




понимание. Отсутствуют речевые клише, разнообразные синтаксические




конструкции, средства художественной выразительности.




Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты.

1

Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Очень




часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание.






15

Чтение




Ответ

Балл

Дополнительная

вопроса







информация













6

С

1
















7

1.Держался достойно и понапрасну не сетовал на

2







судьбу.










2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек










буду учить







8

Примерные вопросы и ответы:

2

Обучающийся




Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение




может составить




Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в




и другие вопросы




обучении детей?
















Любо смотреть, как они умеют обращаться с










детьми, как они сами умеют быть детьми,










оставаясь взрослыми.










Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и










Зарипа приходили вечером с работы домой?










Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали,










соревнуясь, у кого лучше получится, слушали










книги, которые читали им родители и даже все










вместе разучивали разные песенки.







9

Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети,

1







сыновья,- для него это было все.



















10

Нужно было восстанавливать разрушенную войной

2

За каждый




страну. Образованные, квалифицированные кадры




аргумент по




требовались везде, так как многие ушли на фронт и




одному баллу.




не вернулись.










Принимаются



















ответы,










раскрывающие










вопрос













11

Абуталип был человеком с чувством собственного

2







достоинства, обладал сильным характером, был










образованным человеком, хорошим семьянином,










хорошо относился к людям, хотя много в жизни










испытал и пережил.







Всего




10