Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русский язык и литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
| | 10.3.5 Анализировать содержание | | | | | | | | 10 | ||
| | художественных произведений, | | | | | | | | | ||
| | определяя роль композиции, | | | | | | | | | ||
| | изобразительно-выразительных | | | | | | | | | ||
| | средств, деталей, в раскрытии | | | | | | | | | ||
| | основной мысли | | | | | | | | | | |
| Письмо | 10.4.5 | Писать | причинно- | 1 | | РО | Обучающийся | пишет причинно- | 20 | 10 | |
| | следственное эссе | | | | | следственное эссе по одной из тем, | | | |||
| Исполь | 10.4.7 Соблюдать пунктуационные | | | | используя | предложения | со | | | ||
| зование | нормы в сложных синтаксических | | | | сложными | синтаксическими | | | |||
| языковых | конструкциях | | | | | конструкциями (не менее 2-3), | | | |||
| единиц | 10.5.2 | Использовать | сложные | | | | соблюдает | пунктуационные | | | |
| | синтаксические конструкции | | | | нормы в сложных синтаксических | | | ||||
| | | | | | | | конструкциях | | | | |
Всего: | | | | | 12 | | | | | 40 | 30 |
34
Образец заданий и схема выставления баллов
Слушание
Транскрипт
http://ruslit.traumlibrary.net/book/garshin-izbrannoe/garshin-izbrannoe.html#work003
Художники
Сегодня я чувствую себя так, как будто бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было
так неожиданно! Долой инженерские погоны, долой инструменты и сметы!
Но не стыдно ли так радоваться смерти бедной тетки только потому, что она оставила наследство, дающее мне возможность бросить службу? Правда, ведь она, умирая, просила меня отдаться вполне моему любимому занятию, и теперь я радуюсь, между прочим, и тому, что исполняю ее горячее желание. Это было вчера… Какую изумленную физиономию сделал наш шеф, когда узнал, что я бросаю службу! А когда я объяснил ему цель, с которою
-
делаю это, он просто разинул рот.
– Из любви к искусству? Мм!.. Подавайте прошение.
-
не сказал больше ничего, повернулся и ушел. Но мне ничего больше и не было нужно. Я свободен, я художник! Не верх ли — это счастья?
Мне захотелось уйти куда-нибудь подальше от людей и от Петербурга; я взял ялик и отправился на взморье. Вода, небо, сверкающий вдали на солнце город, синие леса, окаймляющие берега залива, верхушки мачт на кронштадтском рейде, десятки пролетавших мимо меня пароходов и скользивших парусных кораблей, и лайб – всё показалось мне в новом свете. Все это мое, все это в моей власти, все это я могу схватить, бросить на полотно
-
поставить перед изумленною силою искусства толпою. Правда, не следовало бы продавать шкуру еще не убитого медведя; ведь пока я – еще не бог знает какой великий художник…
Ялик быстро разрезал гладь воды. Яличник, рослый, здоровый и красивый парень в красной рубахе, без устали работал веслами; он то нагибался вперед, то откидывался назад, сильно подвигая лодку при каждом движении. Солнце закатывалось и так эффектно играло на его лице и на красной рубахе, что мне захотелось набросать его красками. Маленький ящик с холстиками, красками и кистями всегда при мне.
– Перестань грести, посиди минутку смирно, я тебя напишу, – сказал я. Он бросил весла.
– Ты сядь так, будто весла заносишь.
Он взялся за весла, взмахнул ими, как птица крыльями, и так и замер в прекрасной позе. Я быстро набросал карандашом контур и принялся писать. С каким-то особенным радостным чувством я мешал краски. Я знал, что ничто не оторвет меня от них уже всю жизнь.
(Всеволод Гаршин)
Задания
1. Определите основную мысль текста
А) Рассказать о том, как рисовал художник яличника
В) Показать ощущение счастья от занятия любимым делом С) Показать изумление шефа и его отношение к искусству
-
Показать радость художника от полученного наследства
[1]
-
Выпишите 2 слова/выражения, содержащих эмоционально – окрашенные оттенки, которые передают особо приподнятое настроение автора
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
35
3. Какой подтекст содержится в предложении: «Я свободен, я художник!»? А) До этого он в неволе работал инженером.
В) До этого он рисовал то, что его заставляли рисовать.
С) Ему не придется больше заниматься нелюбимым делом.
-
Это ирония героя рассказа над собой
[1]
4. Восстановите последовательность событий.
-
Яличник без устали работал вёслами. -
Всё показалось мне в новом свете. -
Исполняю волю своей тети.
[1]
А) 1,2,3 В) 2,1,3 С) 3,2,1 D) 1,3,2
Говорение
5.Примите участие в полемике, выбрав одну из ситуаций:
-
вашем классе после изучения повести Н. В. Гоголя «Шинель» возник спор: «Боль за человека или насмешка над ним?» Два ученика придерживаются разных точек зрения и ведут полемику, соблюдая правила.
Вас попросили подготовиться к заседанию клуба любителей литературы по теме «Редчайший дар высокой любви или слабость «маленького человека»?» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»). Обучающиес в паре ведут полемику, соблюдая правила.
Синтезируйте различные точки зрения и предложите решение проблемы. Соблюдайте речевые нормы, избегая нарушения лексической сочетаемости, речевой недостаточности и/или избыточности, логических ошибок и логику изложения материала. Во время подготовки можно делать записи для использования их в полемике.
[5]
Чтение
Прочитайте отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и ответьте на вопросы. https://ilibrary.ru/text/1202/p.4/index.html
Карандашев. Где же быть мне?
Лариса. Где хотите,только не там,где я.Для меня самое тяжкое оскорбление—этоваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было.
Карандашев.Кнуров и Вожеватов мечут жеребий,кому вы достанетесь,играют ворлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.
Лариса. Вещь...да,вещь!Они правы,я вещь,а не человек.Я сейчас убедилась в том,яиспытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня! Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандашев. (с жаром).Я беру вас,я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.)
Лариса. О,нет!Каждой вещи своя цена есть...Ха,ха..я слишком,слишком дорога для
вас.
Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите, пошлите ко мне Кнурова.
Карандашев.Что вы,что вы,опомнитесь!
Лариса. Ну,так я сама пойду.
Карандашев.Лариса Дмитриевна!Остановитесь!Я вас прощаю,я все прощаю.
36
Лариса. (с горькой улыбкой).Вы мне прощаете?Благодарю вас.Только я-то себе непрощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.
Карандашев.Уедемте,уедемте сейчас из этого города,я на все согласен.
Лариса. Поздно.Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора,вы не умелиэтого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе. Поздно. Теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.
Карандашев.Я готов на всякую жертву,готов терпеть всякое унижение для вас.
Лариса. (с отвращением).Подите,вы слишком мелки,слишком ничтожны для меня.
Карандашев.Скажите же:чем мне заслужить любовь вашу?Я вас люблю,люблю.
Лариса. Лжете.Я любви искала и не нашла.На меня смотрели и смотрят,как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви
-
не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.
Карандашев. (запальчиво).Не моей? Лариса. Никогда!
Карандашев.Так не доставайся ж ты никому!
6. Какое средство художественной выразительности использует А.Островский в словах Ларисы: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву»?
А) Градация
В) Оксюморон
С) Сравнение
Д) Метафора
[1]
7. Какую роль для понимания идеи произведения «Бесприданница» играет данный отрывок? Дайте развернутый ответ в 2-х предложениях.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[2]
8. К какому элементу композиции пьесы относится данный отрывок?
А) Развязка
В) Завязка
С) Кульминация
D) Развитие действия
[1]
9. Выпишите 2 эпитета из текста, которые помогают нам представить душевное состояние Ларисы. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
-
Почему Карандашев произносит фразу: «Я беру вас, я ваш хозяин»? Обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
37
-
Сформулируйте вопрос по тексту и ответьте на него, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[2]
Письмо
12.Напишите причинно-следственное эссе (объём 200-250 слов), выбрав одну из тем, используя сложные синтаксические конструкции. Соблюдайте пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях.
-
Почему Лариса говорит о себе: «Я вещь, а не человек!»?
-
Что явилось причиной и следствием неразделенной любви «маленького человека» в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»?
[10]
38
Схема выставления баллов
Слушание
№ | Ответ | Балл | Дополнительная |
вопроса | | | информация |
| | | |
1 | В | 1 | |
| | | |
2 | Возможныйответобучающихся: | 1 | Учитель может принять |
| изумленную физиономию сделал, я | | похожие ответы. |
| свободен | | |
3 | С | 1 | |
| | | |
4 | С | 1 | |
| | | |
Всего: | | 5 | |
| | | |