Файл: Тесты для самостоятельного контроля знаний. Практикум предназначен для студентов факультета таможенного дела, юридического и экономического факультетов очной и заочной форм обучения.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение 5. Прочитайте тексты. Какую форму рассуждения содержат эти тексты? Объясните структуру текстов. Какие грамматические средства и синтаксические приемы использованы для построения доказательства во втором тексте?
-
Язык – важнейшее средство общения людей. Человек создал слова для всего, что есть во вселенной; он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества предметов. В словаре получили отражение все изменения, происходящие в мире. Язык запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства; он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. Поэтому язык является самым удобным и надежным средством общения. -
Г-н Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину на русском языке. Представим на мгновение, что русский язык действительно подвергся ассимиляции в результате “татарского владычества”. Но тогда бы наш язык утратил бы свою самобытность и усвоил бы чуждые ему черты в словообразовании, в грамматике, стал бы похож на татарский. Но это не так, русский язык остался самобытным потому, что чуждый язык распространяется не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством (по А.С. Пушкину). (И.Б. Голуб. Конспект лекций по литературному редактированию. - М., 2004)
Упражнение 6. Произнесите монолог, начинающийся словами «Однажды я…». Постройте его в соответствии с правилами построения высказывания. (И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)
Упражнение 7. Рассказ по цепочке. Участники произносят одну фразу. Каждый последующий должен продолжить рассказ, например «Я проснулся утром, открыл глаза и увидел, что в кресле напротив моей кровати сидит инопланетянин». (И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)
Практическое занятие 2. Функциональные стили современного русского языка
Цель – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками научного стиля.
Упражнение 1. Прочитайте приведенные отрывки. Определите и докажите, к каким функциональным стилям они принадлежат.
А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают “частные науки” (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждого из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа “необходимость”, “случайность”, “причинность”, “связь”, “время” и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).
В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А “осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик”. Потом бабьим летом паутины много село на поля.
Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования?
Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Д. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (//МЭ и МО. - 1997. - №12).
Упражнение 2. Трансформируйте текст из разговорного стиля в официально-деловой, используя соответствующую лексику, например, «доводим до вашего сведения», «сельская местность», «материальный ущерб», «стихийное бедствие», «оказание помощи населению» и т.д.
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски. А потом разверзлись хляби небесные, в придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась и ну заливать своей мутной водищей все окружающее. А совсем рядом, что называется - рукой подать, запылала наша школа. И стар и млад – все повыскакивали из изб, толкутся, орут – вот страсти какие! Здорово я перепугался тогда, но все скоро закончилось! (Д.Э. Розенталь. Русский язык. Справочник-практикум. - М., 2005)
Упражнение 3. Укажите слова, относящиеся к книжно-письменной лексике. Уместно ли их употребление в данных текстах?
1. В момент взрыва обычного взрывчатого вещества атомный заряд переводится из подкритического состояния в надкритическое, в результате чего инициируется цепная реакция. 2. Система премирования построена таким образом, чтобы не допустить перерасхода фонда заработной платы при минимальном стимулировании работников. Поэтому в случаях, когда по отдельным показателям такой перерасход можно прогнозировать, администрация предприятия стремиться заранее изыскать дополнительные возможности для поощрения рабочих и служащих. 3. В настоящее время работа цеха регламентируется характером поступления заготовок. 4. Хозяйство в последние годы освоило правильные севообороты с посевами многолетних трав (
по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001).
Упражнение 4. Укажите случаи неоправданного употребления “высоких” слов, исправьте предложения.
1. Кара за небрежность в обороне настигла “Спартак” уже на четвертой минуте первого тайма. 2. На лицевом счету фирмы немало добрых дел и свершений. 3. На полях трудится самая современная сельскохозяйственная техника. 4. Строители обещали воздвигнуть здание уже в сентябре. 5. Стартовые соревнования прошли на две недели прежде, чем в минувшем году.(по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 5. Составьте словосочетания с данными словами, обратите внимание на лексическое согласование и глагольное управление.
Уделить, оказать, совершить, причинить, претерпеть, констатировать, проявить, исправить, взвинтить, устранить, налагать, произвести, нанести, предпринять, осуществить, ликвидировать, сдерживать, составить, удержать, удовлетворить.
Упражнение 6. Оформите цитату.
-
Сильное правительство имеет право быть либеральным сказал известный русский историк Соловьев. -
Телеведущий спросил министра экономики как вы оцениваете современную экономическую ситуацию в стране? -
Лидер социал-демократического центра считает в расколе общества виноваты обе стороны, а также центристы.
Упражнение 7. Из двух предложений составьте одно сложное а) со значением следствия; б) со значением причины.
-
Директор задержался. Мне пришлось ждать его почти час. -
Производители компьютерных программ монополизировали рынок. Цены остаются довольно высокими. -
Очевидно, что рейтинг президента растет. Деятельность президента по стабилизации политической ситуации продуктивна. -
Специалистам понадобилась почти неделя, чтобы во всем разобраться. Проблема оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось. -
Были приняты жесткие меры для более эффективного сбора налогов с предприятий и физических лиц. Доходная часть бюджета сократилась.(Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., 2004)
Упражнение 8. Укажите возможные причины (минимум две), которые могут обосновать данные утверждения. Используйте разные средства соотношения причин.
-
Одной из основных проблем современного общества является борьба с преступностью. -
Телевидение имеет огромное влияние на людей. -
В кино процветает культ жестокости и насилия. -
Необходимо бережно сохранять культурные традиции народа. -
Россия является богатейшей страной мира. (Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., 2004)
Упражнение 9. Найдите фрагмент любого (но не художественного) текста объемом примерно 0,5 - 1 листа формата А4, перепишите его и охарактеризуйте основные признаки данного текста, определяющие его принадлежность к тому или иному стилю и оформите как реферат по схеме.
Схема оформления реферата (доклада)
-
Компоненты содержания и структуры текста:
А. тема статьи, ее общая характеристика: тема статьи…; статья на тему…; статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…; статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)…; статья носит название (называется, под названием, под заголовком)…; в статье излагается (говорится о, дается оценка, анализ, изложение, описание, обзор, обращение; обобщается…; представлена точка зрения…; автор статьи рассказывает (излагает)…;
Б. проблема статьи: в статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы, останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах), касается следующих проблем (вопросов, фактов)… В статье представлена точка зрения на… Сущность проблемы сводится к (заключается, состоит в …);
В. композиция статьи: статья делится на …; начинается с …; состоит из…; заканчивается…;
Г. иллюстрация позиции автора: автор приводит пример (цитату, факты, данные), ссылается на…, иллюстрирует…; в статье приводится, дается…;
Д. заключение, выводы автора статьи: автор приводит (подводит) нас к заключению (выводу), дается вывод (заключение), говорит, утверждает...; в заключении говорится...; сущность вышеизложенного сводится к следующему.
-
Смысловые отношения:
Характеристика авторского изложения информации: автор говорит, анализирует, раскрывает сущность (суть, противоречия), разбивает, описывает, формулирует, выдвигает (гипотезу, вопрос), высказывает мнение, аргументирует, приходит к выводу.
Практическое занятие 3. Официальный деловой стиль
Цель - научить реализации требований к речевой коммуникации в деловой среде; обсудить причины коммуникативных неудач в деловой беседе, деловых переговорах, телефонных разговорах; отработать навыки использования этикетно-речевых формул делового общения.
Упражнение 1. Какие типы вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях: