Файл: Тесты для самостоятельного контроля знаний. Практикум предназначен для студентов факультета таможенного дела, юридического и экономического факультетов очной и заочной форм обучения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение 5. Прочитайте тексты. Какую форму рассуждения содержат эти тексты? Объясните структуру текстов. Какие грамматические средства и синтаксические приемы использованы для построения доказательства во втором тексте?

  1. Язык – важнейшее средство общения людей. Человек создал слова для всего, что есть во вселенной; он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества предметов. В словаре получили отражение все изменения, происходящие в мире. Язык запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства; он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. Поэтому язык является самым удобным и надежным средством общения.

  2. Г-н Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину на русском языке. Представим на мгновение, что русский язык действительно подвергся ассимиляции в результате “татарского владычества”. Но тогда бы наш язык утратил бы свою самобытность и усвоил бы чуждые ему черты в словообразовании, в грамматике, стал бы похож на татарский. Но это не так, русский язык остался самобытным потому, что чуждый язык распространяется не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством (по А.С. Пушкину). (И.Б. Голуб. Конспект лекций по литературному редактированию. - М., 2004)


Упражнение 6. Произнесите монолог, начинающийся словами «Однажды я…». Постройте его в соответствии с правилами построения высказывания. (И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)
Упражнение 7. Рассказ по цепочке. Участники произносят одну фразу. Каждый последующий должен продолжить рассказ, например «Я проснулся утром, открыл глаза и увидел, что в кресле напротив моей кровати сидит инопланетянин». (И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)

Практическое занятие 2. Функциональные стили современного русского языка
Цель – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками научного стиля.

Упражнение 1. Прочитайте приведенные отрывки. Определите и докажите, к каким функциональным стилям они принадлежат.

А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают “частные науки” (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждого из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа “необходимость”, “случайность”, “причинность”, “связь”, “время” и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).


Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А “осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик”. Потом бабьим летом паутины много село на поля.

Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования?

Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.


Д. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (//МЭ и МО. - 1997. - №12).
Упражнение 2. Трансформируйте текст из разговорного стиля в официально-деловой, используя соответствующую лексику, например, «доводим до вашего сведения», «сельская местность», «материальный ущерб», «стихийное бедствие», «оказание помощи населению» и т.д.

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.

Сначала все было тихо, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски. А потом разверзлись хляби небесные, в придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась и ну заливать своей мутной водищей все окружающее. А совсем рядом, что называется - рукой подать, запылала наша школа. И стар и млад – все повыскакивали из изб, толкутся, орут – вот страсти какие! Здорово я перепугался тогда, но все скоро закончилось! (Д.Э. Розенталь. Русский язык. Справочник-практикум. - М., 2005)
Упражнение 3. Укажите слова, относящиеся к книжно-письменной лексике. Уместно ли их употребление в данных текстах?

1. В момент взрыва обычного взрывчатого вещества атомный заряд переводится из подкритического состояния в надкритическое, в результате чего инициируется цепная реакция. 2. Система премирования построена таким образом, чтобы не допустить перерасхода фонда заработной платы при минимальном стимулировании работников. Поэтому в случаях, когда по отдельным показателям такой перерасход можно прогнозировать, администрация предприятия стремиться заранее изыскать дополнительные возможности для поощрения рабочих и служащих. 3. В настоящее время работа цеха регламентируется характером поступления заготовок. 4. Хозяйство в последние годы освоило правильные севообороты с посевами многолетних трав (
по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001).

Упражнение 4. Укажите случаи неоправданного употребления “высоких” слов, исправьте предложения.

1. Кара за небрежность в обороне настигла “Спартак” уже на четвертой минуте первого тайма. 2. На лицевом счету фирмы немало добрых дел и свершений. 3. На полях трудится самая современная сельскохозяйственная техника. 4. Строители обещали воздвигнуть здание уже в сентябре. 5. Стартовые соревнования прошли на две недели прежде, чем в минувшем году.(по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 5. Составьте словосочетания с данными словами, обратите внимание на лексическое согласование и глагольное управление.

Уделить, оказать, совершить, причинить, претерпеть, констатировать, проявить, исправить, взвинтить, устранить, налагать, произвести, нанести, предпринять, осуществить, ликвидировать, сдерживать, составить, удержать, удовлетворить.
Упражнение 6. Оформите цитату.

  1. Сильное правительство имеет право быть либеральным сказал известный русский историк Соловьев.

  2. Телеведущий спросил министра экономики как вы оцениваете современную экономическую ситуацию в стране?

  3. Лидер социал-демократического центра считает в расколе общества виноваты обе стороны, а также центристы.


Упражнение 7. Из двух предложений составьте одно сложное а) со значением следствия; б) со значением причины.

  1. Директор задержался. Мне пришлось ждать его почти час.

  2. Производители компьютерных программ монополизировали рынок. Цены остаются довольно высокими.

  3. Очевидно, что рейтинг президента растет. Деятельность президента по стабилизации политической ситуации продуктивна.

  4. Специалистам понадобилась почти неделя, чтобы во всем разобраться. Проблема оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось.

  5. Были приняты жесткие меры для более эффективного сбора налогов с предприятий и физических лиц. Доходная часть бюджета сократилась.(Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., 2004)

Упражнение 8. Укажите возможные причины (минимум две), которые могут обосновать данные утверждения. Используйте разные средства соотношения причин.

  1. Одной из основных проблем современного общества является борьба с преступностью.

  2. Телевидение имеет огромное влияние на людей.

  3. В кино процветает культ жестокости и насилия.

  4. Необходимо бережно сохранять культурные традиции народа.

  5. Россия является богатейшей страной мира. (Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. - М., 2004)


Упражнение 9. Найдите фрагмент любого (но не художественного) текста объемом примерно 0,5 - 1 листа формата А4, перепишите его и охарактеризуйте основные признаки данного текста, определяющие его принадлежность к тому или иному стилю и оформите как реферат по схеме.
Схема оформления реферата (доклада)

  1. Компоненты содержания и структуры текста:

А. тема статьи, ее общая характеристика: тема статьи…; статья на тему…; статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…; статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)…; статья носит название (называется, под названием, под заголовком)…; в статье излагается (говорится о, дается оценка, анализ, изложение, описание, обзор, обращение; обобщается…; представлена точка зрения…; автор статьи рассказывает (излагает)…;

Б. проблема статьи: в статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы, останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах), касается следующих проблем (вопросов, фактов)… В статье представлена точка зрения на… Сущность проблемы сводится к (заключается, состоит в …);

В. композиция статьи: статья делится на …; начинается с …; состоит из…; заканчивается…;

Г. иллюстрация позиции автора: автор приводит пример (цитату, факты, данные), ссылается на…, иллюстрирует…; в статье приводится, дается…;

Д. заключение, выводы автора статьи: автор приводит (подводит) нас к заключению (выводу), дается вывод (заключение), говорит, утверждает...; в заключении говорится...; сущность вышеизложенного сводится к следующему.


  1. Смысловые отношения:

Характеристика авторского изложения информации: автор говорит, анализирует, раскрывает сущность (суть, противоречия), разбивает, описывает, формулирует, выдвигает (гипотезу, вопрос), высказывает мнение, аргументирует, приходит к выводу.
Практическое занятие 3. Официальный деловой стиль

Цель - научить реализации требований к речевой коммуникации в деловой среде; обсудить причины коммуникативных неудач в деловой беседе, деловых переговорах, телефонных разговорах; отработать навыки использования этикетно-речевых формул делового общения.
Упражнение 1. Какие типы вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях: