Файл: Тесты для самостоятельного контроля знаний. Практикум предназначен для студентов факультета таможенного дела, юридического и экономического факультетов очной и заочной форм обучения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение 8. Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 2. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 4. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 5. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 6. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. (по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 9. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения,

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы. 5. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. 8. В помещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 9. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 10. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 11. Окна остались не застекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла, которые нужно, чтобы закончить работы. 12. Для развития науки большое значение имеет открытие научно-исследовательского института по изучению мхов и лишайников в Ялте. (по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 10. Составьте предложения или словосочетания со следующими словами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка. Обратите внимание на глагольное управление.

1. Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный -дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.


2. Античный - классический, врожденный - прирожденный, гостеприимный – радушный - хлебосольный, губительный - пагубный, единый - один, длинный – длительный - долгий, долговременный - продолжительный.

3. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.

Упражнение 11. Исходя из общего смысла, употребите глаголы в следующих предложениях.

Дать, передать, сдать, продать

  1. Наша фирма согласна___________ Вам данное оборудование по цене 3000 долларов за комплект.

  2. Мы готовы__________ Вам образцы нашей продукции в ближайшее время.

  3. Обращаемся к Вам с просьбой_________ руководству Вашей фирмы, что мы довольны результатами переговоров.

  4. Если мы не успеем обсудить все проблемы по контракту, нам придется________ авиабилеты и вылететь попозже.

Заполнить, выполнить, наполнить

  1. Стороны берут на себя обязательство_________ в срок все поставки оборудования и строительных материалов.

  2. Мы готовы____________ Вашу просьбу и передать в ближайшее время техническую документацию заказчику.

  3. Фирме необходимо_______ налоговую декларацию.

  4. Согласно условиям контракта Поставщик обязан зафрахтовать танкеры и ___________ резервуары нефтепродуктами.



Практическое занятие 5. Технология публичного выступления

Цель - дать общее представление об ораторском искусстве, выработать тактику речевого поведения при публичном выступлении, помочь в подготовке письменного текста к устному выступлению.
Упражнение 1. Самостоятельная подготовка выступления.

а) проведите дебаты на одну из тем:

Приносят ли деньги счастье? Надо ли бороться с курением в обществе? Должно ли образование быть платным?

б) составьте среднюю по объему (2-3 страницы) обвинительную речь в адрес кого-либо или против чего-либо с использованием следующих слов:

Альянс, гарантия, демагогия, дивиденд, инновация, имидж, карт-бланш, консенсус, конформизм, конъюнктура, котироваться, менталитет, нонсенс, нувориш, реноме, стагнация.

Используйте в речи 2-3 устойчивых единицы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения).

Слова могут быть использованы в произвольном порядке. При составлении речи необходимо включить не менее 80% слов (то есть в речи должно быть не менее 12 слов из приведенного списка).



Определяя значения слов, используйте словари.

Не забывайте о том, что слова могут быть в переносном значении, а также в составе риторических вопросов. В последнем случае их можно использовать для указания на возможное, но неправильное мнение (например: “Разве можно сказать, что это дискредитация общепризнанных ценностей? Конечно же, нет!” и т.п.).

При написании речи старайтесь учитывать особенности аудитории, которой может быть адресована речь. Для этого старайтесь косвенно пояснить значения слов (при помощи введения определений, постановки в синонимический ряд, использования ясного контекста, по которому можно восстановить значение слова).
Упражнение 2. Прочитайте текст. Определите целевую установку автора. Укажите вид речи и языковые средства, использованные для достижения поставленной цели.

Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы! (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Упражнение 3. Найдите тропы и фигуры в следующих примерах.

  1. И упало каменное слово на мою еще живую грудь (А. Ахматова).

  2. Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит (А. Ахматова).

  3. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему нет равной реки в мире (Н.В. Гоголь).

  4. Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни (Н.В. Гоголь).

  5. О, как мучительно тобою счастлив я! (А.С. Пушкин).

  6. Ты пошел войной на мой безумно дивный, чудный город.

Ты сравнял с песком мой безупречно дивный, чудный город.

Ты забудешь постепенно обо мне.

А я построю снова мой безумно дивный, чудный город (П. Кашин).
Упражнение 4. Прочитайте начала текстов. Обратите внимание на речевые обороты, позволяющие привлечь внимание.

  1. Редкий случай: календарное начало нового столетия совпало с принципиально новым этапом российско-китайских отношений. Обе страны вступили в ХХI век под знаком серьезного пересмотра ориентиров, переоценки ценностей. Обе страны заняты решением сложных внутренних задач, осуществляют глубокое реформирование своей социально-экономической структуры. Именно экономические потребности стали для них движущей силой политики, в том числе политики по отношению друг к другу.

  2. Уважаемые дамы и господа!


Сегодня мы открываем уникальную выставку, посвященную 200-летней истории российской дипломатии. Это не просто дань юбилею. Уникальность выставки в ее содержании, в богатой экспозиции оригинальных документов, многие из которых посетители увидят впервые. Вот почему мы уверены, что она станет заметным событием в культурной жизни Москвы.


  1. Уважаемые члены Консультативного совета!

Уважаемые гости!

Рад приветствовать вас на очередном заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.

Тема разговора сегодня – о работе субъектов Российской Федерации по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Очевидно, что особенно подробно нам следует обсудить большой позитивный опыт, который наработан руководством Москвы (Игорь Иванов. Россия в современном мире. Ответы на вызовы XXI века).
Упражнение 5. Вам поручено сказать приветственное слово на встрече иностранной делегации преподавателей и студентов, которая приехала в нашу Академию. Вам надо за 2 минуты поприветствовать гостей от имени студентов, сказать, что у нас замечательная Академия, рассказать о ее особенностях, факультетах, пригласить гостей осмотреть Академию, указав, на что они должны обратить внимание в первую очередь. (по И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)
Упражнение 6. Прочитайте выразительно текст. Обратите внимание на интонацию, дикцию, темп и ритм речи. Расставьте паузы и логическое ударение. Перескажите текст.

Из Якутска до Охотска, более тысячи верст, отец Иоанн с семейством ехал на лошадях. Дорога была трудной: приходилось ехать то извилистыми тропинками, пролегающими сквозь густой лес, то через болото, в котором лошади порой увязали по брюхо, то взбираться на длинный косогор или на каменистую гору, пролагая путь по снежной вершине, то спускаться прямо в реку и снова подниматься по склону, усыпанному острыми камнями – камешником. В сложных переходах время проходило незаметно, а остановки, иногда и довольно длительные, не оставались в памяти: время отмерялось пройденными верстами. Наконец, пробираясь по лесу, утомленные путешественники услышали глухой гул, непохожий на звуки ветра. Это был рев волн, ударявшихся о морские скалы и рассыпавшихся дробью по отлогому берегу Охотского порта. Свежее дыхание бодрящего морского воздуха говорило о том, что приближался последний промежуточный пункт пути. Вскоре, действительно, показались мачты стоящих на реке Охоте судов, а затем уже и сам порт Охотск. Отсюда отец Иоанн с семейством отправился к месту своей службы на корабле Российско-Американской компании. Пройдя по Охотскому морю и обогнув Камчатский полуостров, судно вышло в воды Тихого океана и направилось к острову Ситха, а затем, после недолгой стоянки, к Уналашке. Почти год ушел на этот путь от Иркутска до Америки.


29 июля отец Иоанн с семейством прибыл на остров Уналашка. Здесь, в краю суровой природы, среди людей, которых лишь только коснулся свет христианской веры, предстояло отцу Иоанну быть приходским священником (Путешествие и подвиги святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Америки и Сибири).
Упражнение7. Подготовьте устный рассказ на тему «Интересный случай на улице», используя варианты концовок, данных ниже.

1. Чего только не увидишь на улице. 2.И я сделал вывод: лучше ходить пешком, чем ездить на машине. 3. Наверно, лучше не вмешиваться в чужие дела. 4. Действительно, лучше на улице не знакомиться. 5. Теперь больше никогда не буду переводить старушек через дорогу. (по И.А. Стернин. Практическая риторика. – М., 2006)
Упражнение 8. Употребите данные фразеологизмы в контексте. Какой смысл придают краткие формы прилагательных.

Красна изба не углами – красна пирогами.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Молодо – зелено.
Практическое занятие 6. Язык художественной литературы и разговорная речь

Цель - научиться различать языковые единицы разговорного стиля, ознакомиться с основными характеристиками языка художественной литературы.


Упражнение 1. В отрывке из “Мертвых душ” Н.В. Гоголя выделите глаголы со значением речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова.

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Примечания: “Словарь синонимов русского языка” З.Е. Александровой дает такие синонимы: Беседовать, вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.