Файл: Тесты для самостоятельного контроля знаний. Практикум предназначен для студентов факультета таможенного дела, юридического и экономического факультетов очной и заочной форм обучения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение 2. Сформулируйте доказательства или опровергните положение: “Знание истории языка - важный компонент общей культуры”.
Упражнение 3. Чем различаются слова?

Новорожденный – именинник, годовщина – юбилей, выставка – вернисаж, форум – кворум, словарь – лексикон, спать – отдыхать, занять – одолжить, есть – кушать, прийти – подойти, рассмотреть – разглядеть. (по А.А. Мурашов Культура речи. - М., 2003).
Упражнение 4. Завершите синонимические ряды:

взять – умыкнуть, забрать…

спешить – торопиться, мчаться…

крошечный – мизерный, микроскопический…

двигаться – идти, направляться… (по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 5. Укажите нормативные варианты:

по исполнению – по исполнении, брелком – брелоком, новый аэрозоль – новая аэрозоль, прецедент – прецендент, извиняюсь – извините, грабель – граблей, согласно приказа – согласно приказу, заведующий магазина – заведующий магазином. (по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 6. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. Какую цель преследуют писатели, нарушая лексическую сочетаемость?

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.) 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости - ему было 38 лет. 5. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 6. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 7. “Антилопа” снискала себе кислую славу, ее нужно перекрасить. 8. Выращена была особая порода казенной мебели. 9. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. 10. Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях (Я. и П.). (по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 7. Определите, на чем основывается двусмысленность следующих высказываний.

  1. Не было такой области, где бы мы не учились.

  2. Рюкзаки собираются вместе и укладываются в машину, прямо на пол.

  3. Дочь не пойдет в школу: она недоделанная!

  4. Открывая дверь, она тяжело заскрипела.

  5. Много молодых пар развелось за последнее время.


(по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 8. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.
Упражнение 9. Какое слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении?

1. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр; 2. Докладчик сделал небольшой экскурс в историю российско-американских отношений; 3. Девушки таяли в смущении от косных взглядов нескромного поручика.

4. Прерогатива принимать законы принадлежит Государственной Думе.
Упражнение 10. Выделите лексемы – признаки интеллектуализации языка масс-медиа. Передайте смысл предложений с помощью синонимов (где это возможно).

  1. Москву колбасит: состоялся один из лучших концертов с участием культового носителя самых мрачных и депрессивных концертов современной рок-мысли.

  2. Новый XXI век Россия начала знаковым событием – скандалом вокруг государственного долга так называемому Парижскому клубу.

  3. Медиативно чуткая Смирнова отрефлектировала ощущение масс: и становится понятно, что кризис – это та самая национальная идея, которую все упорно ищут.



Практическое занятие 7. Нормативность речи

Цель - усвоить особенности литературной нормы, закрепить навыки литературного произношения, нормативного словоупотребления.
Упражнение 1. В приводимых словах объясните грамматическую и семантическую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения? Запишите семантическое толкование слов.
Безобразный, проясниться, атлас, видение, броня, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, кругом, корпуса, забронировать, кружки, проволочка, большим, полно, верхом, орган.
Упражнение 2. Поставьте ударение в словах. Объясните, под влиянием каких факторов (языковые тенденции, канал заимствования) могли возникнуть ошибки в постановке ударения. В каких случаях постановка ударения обусловлена социальными, культурными, профессиональными причинами?


Христианин, колледж, обеспечение, дворянин, петля, километр, углубить, компас, квартал, звонит, кета, кредит, свекла, диспансер, заговор, баловать, иконопись, прядильный, деньгами, балы, документ, еретик, новорожденный, сокол, индустрия, напоенный, договор, языковая, бомбардировать.

Упражнение 3. Расставьте в словах ударение.

а) агент, августовский, агентство, алфавит, арест, договор, документ, коклюш, паралич, статуя, реквием, фарфор, цемент, цыган, эксперт, каталог, мышление, ненависть, таможня, осужден, хаос, феномен, алиби, босой, валовой, вероисповедание, гастрономия, дефис, крадучись, намерение, петля, упрочение, языковой, языковый, торты, приговор, красивее, созыв, дело заведено, возбуждено дело, закупоривать, корысть, досуг, премированный, звонит, партнер, завидно, уведомить, взаймы, аэропорта, ходатайство.

б) принял - приняла – приняли; продал – продала – продали; создал – создала – создали; понял – поняла – поняли; начал – начала – начало – начали; отнял – отняла – отняли; отбыл – отбыла – отбыло – отбыли; судить – судит.
Упражнение 4. Составьте с предлагаемыми словами словосочетания так, чтобы становилось отчетливым различие значения паронимов: ванна – ванная; вдох – вздох; знамя – знамение; командированный – командировочный; неприятный – нелицеприятный; личный – личностный; ложа – ложе; методичный – методический – методологический; мифический – мифологический; надеть – одеть; невежа – невежда; нетерпимый – нестерпимый; представить – предоставить; сытый – сытный; подвижник – сподвижник; убежденно – убедительно; факт – фактор; целый – цельный. (по Мурашов А.А. Культура речи.- М., 2003)
Упражнение 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов.

ампер, апельсин, грамм, гусар, килограмм, гектар, яблоко, помидор, чулок, солдат, сапог, партизан, абрикос, торт, погон, туфля, грабли, бревно, свеча, цыгане, турки, кегли, блюдца, ясли, буряты, армяне.

(по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 6. Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно.

Ломкий, строгий, больной ребенок, больной вопрос, прыткий человек, горький урок, светлый вечер, прямой угол, прямой ответ, пустынный остров, деловой подход, необыкновенный успех, старинный приятель, черный кот, черный день, безнравственный поступок, размеренный ход, откровенный разговор, широкий костюм, широченный простор, старший брат, почтенный человек.
(по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)

Упражнение 7. Образуйте от данных глаголов указанные формы (если возможно):

  1. Будущее время: я победить, очутиться, ощутить, выздороветь.

  2. Настоящее время: я судить, пылесосить, следить, гудеть, знобить, скрипеть.

  3. Настоящее время: он полоскать, мурлыкать, махать, рыскать, сыпать.

  4. Императив: напоить, кроить, портить, почистить, уведомить, откупорить.

  5. Деепричастие: читать, гулять, спать, замереть, бежать, искать, писать, играть, жить.


Упражнение 8. Запишите словосочетания, выбрав нужный вариант из скобок:

благодаря (войне, катастрофе, победе);

согласно (распоряжению, распоряжения);

поднять (бокал, тост);

одеть (платье, младшую сестру);

идти (за ягодами, по ягоды);

вопреки (доказательства, доказательству);

(казахская, казахстанская) целина.

(по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 9. Поставьте слова-названия в предложном падеже, выбирая наиболее подходящие предлоги.

Москва, город Москва, порт Москва, Одинцово, станция Одинцово, озеро Байкал, Дон, река Дон, река Ангара, река Рейн, Осло, Бонн, станция Коломна, Гагры, порт Находка, улица Воздвиженка.

(по А.А. Мурашов Культура речи. - М., 2003)
Упражнение 10. Вставьте пропущенные окончания.

Чашка ча..; выпить ча…; выпить чайк…; стакан остывшего ча…;

производство сыр…; килограмм сыр…

Упражнение 11. Определите род следующих слов.

нов… плащ-палатка, уютн… кафе-ресторан, син… диван-кровать.
Упражнение 12. Образуйте краткие прилагательные. Какие изменения происходят в семантике слова.

красный, высокий, зеленый, ответственный, дружественный, широкий, узкий, стремительный, темный, холодный, теплый.


Практическое занятие 8. Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения

Цель – наметить пути совершенствования грамотного письма и говорения.
Упражнение 1.Соотнесите иностранные слова с русскими. Как вы относитесь к употреблению таких слов в речи?

конверсия застой

стагнация преобразование

консенсус согласие

имидж представление

коррумпированный лозунг

брифинг продажный

слоган наблюдение

рейтинг меценат

мониторинг коэффициент популярности


спонсор встреча на высшем уровне

саммит образ

презентация конференция, инструктаж

дайджест подросток

тинейджер обзор
Упражнение 2. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слова очень).

1. Этот человек Вас…уважает. 2. Он…болен. 3. Такие тренировки… важны для поддержания спортивной формы. 4. Коля… кричал, но из-за шума волн его никто не услышал. 5. Каждый гражданин республики обязан … соблюдать ее законы.

(по А.А. Мурашов. Культура речи. - М., 2003)

Упражнение 3. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. 3. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильон. 4. Эта политика уже приносит положительные плоды. 5. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 6. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 7. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 4. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложении и отредактируйте их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 7.На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 9. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. (по И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. - М., 2001)
Упражнение 5. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1.Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов. (