Файл: Содержание введение 3 Глава 1 Конкурентные действия как основной элемент теории конкуренции 6.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реклама. Представьте, что на одной остановке работают два киоска с шаурмой. В одном ларьке догадались раздавать листовки с рекламой, заказали рекламу на дорожных указателях и сделали аудиообъявления. Так они стали заметнее, чем киоск, который просто готовит шаурму.
Престиж. Это работает для дорогих товаров и услуг. Например, элитный салон красоты оказывает дорогие услуги, использует профессиональную косметику и качественное оборудование. Для некоторых клиентов попасть в такой салон — способ показать остальным, что они находятся на другом уровне.
Продление срока службы товара. Например, можно купить кроссовки за 2 тысячи рублей, которые придут в негодность за один сезон. А можно дать покупателям обувь за 7 тысяч рублей, но она прослужит 5 лет.
«Зачем нужна конкуренция бизнесу. В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков - думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен»10.
Высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании.
«Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью»11.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
1.2. Виды и классификации конкурентных действий
«Ряд конкурентных действий различают по силе, качеству, технике – виду, методу, направлению, характеру, манерам, стилю, а также стратегии, тактике, ситуационному признаку»12.
Различия в конкурентном действии обусловливают особенности цели и задачи, которые возникают в процессе исполнения компанией конкурентных функций.
Исполнее конкурентных функций, требует от компании обеспечения достижений ряда целей и решения массы задач.
Действия компании должны обеспечить безопасность и устойчивое развитие своего бизнеса, создать простор для успешной реализации своих законных интересов.
Любое действие в конкурентной среде, не только помогает само по себе, но и создают ряд проблем конкурентам в развитии их бизнеса и реализации интересов.
Все конурентные действия компании обусловлены выбранной конкурентной стратегией.
«Основными типами конкурентных стратегий являются: стратегии устранения конкурентов; стратегия обособления от конкурентов; стратегия отступления под влиянием конкурентов; стратегия сближения с конкурентами»13.
Понятие и сущность конкурентной стратегии и действий компании отличается от деловой стратегии.
Конкурентная стратегия напрямую связана с планами руководства и направлена на ведение конкурентной борьбы. Покупателям предлагают дополнительные ценности, чтобы они стали лояльными и совершали повторные покупки. Это помогает опережать конкурентов и удерживать свои позиции на рынке.
В экономической науке на сегодняшний день выделяют два вида стратегий: конкурентные; портфельные.
Указанные виды формируют установку на экспансию, рост и конкуренцию.
Последовательный адепт портфельных стратегий И. Ансоффа называет 4 характеристики, которая она должна иметь, это: вектор роста, определяющий масштаб и направление будущей деятельности компании; конкурентное преимущество, которого стремится достичь организация в определенной сфере деятельности; синергизм, возникающий между различными сферами деятельности компании; стратегическая гибкость.
Конкурентных стратегий существует много, но при их рассмотрении можно отметить, что речь идет всего о 4 типах, которые определены М.И. Кнышем в качестве виолентной (силовой), патиентной (нишевой), коммутантной (приспособительной), эксплерентной (пионерской) стратегии.
«Конкурентные действия могут быть:
- наступательными;
-оборонительными;
- контрнаступательными;
- отступлеными;
- согласительными;
- изоляционистскими;
- смешанными;
- отвлекающими»14.
Конкурентные действия
прямын
косвенные
прямые
Нанесение конкурентных ударов
Оказание конкурентного давления
Рисунок 2 - Виды конкурентных действий, применяемые для воздействия на соперников
Инициативное вхождение участников рынка в конкуренцию позволяет им нанести удар (удары) или начать оказывать давление первыми.
«Конкурентные ударыпредставляют собой единоразовые кратковременные действия участников рынка. Выполняя их, конкуренты стремятся в короткие сроки добиться превосходства над соперниками в ценах, качестве продукции, ресурсах или информировании окружения»15.
«Потенциально сильные конкуренты, которые обладают спектром качественных ресурсов, могут оказывать слабое и некачественное действие, в то же время потенциально слабые конкуренты могут удивлять всех, проводя ряд качественных, сильныз действий, тщательно подготовленных, проявлять высокий уровень компетентности при выполнении, в т. ч. умело пользуя благоприятные обстоятельства».
Если бы конкурентный потенциал участников рынка реализовывался автоматически, им не было бы необходимости тратить время на освоение конкурентных действий и профессиональное изучение конкуренции в предпринимательстве.
Рисунок 3 - Индикаторы силы и качества конкурентных действий
Превосходство участников рынка над соперниками в выполнении конкурентных действий является одним из важнейших условий достижения успехов в конкуренции.
Спортивная команда может обладать великолепным потенциалом, но проиграть матч из-за того, что будет действовать хуже соперников. Так же происходит и в предпринимательстве.
1.3. Менеджмент конкурентных действий
создания конкурентного компания должна выделить факторы (КП) использовать .
На факторы влияет и окружение. Конкурентные собой функцию:
= f ( КП, стратегий факторов )
Применительно производственной компании конкурентоспособности разделить контролируемые неконтролируемые.
« условиях открытости экономики факторы, именно:
- - государственное и , уровень экономики технологии, -демографические культурные населения;
- микрофакторы - , инвесторы контактные - являются факторами, которых появление конкурентов в счете конкуренции отрасли»16.
, контролируемые предприятием имеют отличительные по с промышленного .
«Условия среды через управления и в следующие факторы :
- местоположение, и ;
- ассортимент товарная ;
- использование реализации на ;
- ценовая ;
- мерчандайзинг;
- до- послепродажного ;
- организация товаров рынке;
- персоналом;
- финансовыми ;
- инвестирование масштаб (, количество оборудования достигнутый );
- управление потоками;
- система менеджмента»17.
факторы основанием стратегии предприятия выбранных сегментах, основой использования факторов общая структура и, частности, службы во взаимодействии18.
Рисунок 4 - Факторы, обслуживающие действия конкурентов
Источник: составлено автором
На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности.
«Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли»19.
«Конкурентоспособность формируется под влиянием многих факторов: месторасположение, уровень квалификации персонала и цен в магазине, ассортимент, организация мерчандайзинга, взаимоотношения с поставщиками и др.».
Таблица 2
Типы конкуренции
Источник: составлено автором
«Для поддержания стабильного положения предприятия на рынке необходимо формировать устойчивые конкурентные преимущества, такие, как:
- о месторасположение компании;
- o увеличение числа лояльных к предприятию покупателей;
- o прочные взаимосвязи с поставщиками;
- o низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба;
- o лучший сервис;
- o уровень логистического обеспечения;
- o квалификация персонала»20.
В качестве таковых отмечают квалифицированную рабочую силу, специализированную инфраструктуру, налаженные сети поставщиков и развитую промышленную технологию.
«Менеджмент конкурентных действий составляет особое направление внутрифирменного менеджмента каждого участника рынка и является составной частью управления бизнесом в конкурентной среде»21.
Рисунок 5 - Менеджмент конкурентных действий в системе менеджмента фирмы
С его помощью участники рынка постоянно координируют и регулируют процессы выполнения конкурентных действий, добиваясь их улучшения в сравнении с действиями соперников.
Менеджмент конкурентных действий сочетается с менеджментом персонала, менеджментом инноваций, финансовым менеджментом, операционным менеджментом и другими направлениями внутрифирменного менеджмента.
«Менеджмент конкурентных действий охватывает различные объекты. Таковыми являются уже изученные нами типы взаимодействия сторон конкуренции, виды и методы конкурентных действий»22.
Различия объектов менеджмента конкурентных действийобусловливают различия его видов– в их числе следует выделить управление типами взаимодействия сторон конкуренции, управление видами конкуренции, управление методами ведения конкуренции и др.
Участники рынка управляют
Напрямую:
- собственными конкурентными позициями
- конкурентными преимуществами и нелостатками
Косвенно:
- конкурентными похициями конкурентов
- их конкурентными преимуществами и недостатками
Рисунок 6 - Прямые и косвенные последствия менеджмента конкурентных действий
С помощью менеджмента конкурентных действий участники рынка выстраивают воздействие на соперников, противодействие и содействие им, рациональное бездействие, направляют конкурентные удары, оказывают конкурентное давление, выстраивают преграды и помехи, управляют ценовыми и неценовыми конкурентными действиями, конкурентным позиционированием, действиями по наращиванию конкурентного потенциала, силой и качеством самих конкурентных действий.
«Целями менеджмента становятся правильный выбор и применение соответствующих конкурентных действий, а при необходимости – их замена на более подходящие, в т. ч. своевременное переключение участников рынка с одного типа взаимодействия с соперниками на другой, от одних видов и методов конкурентных действий – к другим»23.
К примеру, участникам рынка приходится постоянно переключаться с воздействия на соперников на противодействие им, и наоборот. Также в конкурентной среде у участников рынка нет стопроцентных соперников и союзников.