Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127
Полномочия представительного органа муниципального обра- зования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта
РФ о его роспуске.
Этот закон может быть обжалован в судебном порядке в течение
10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Депутаты представительного органа могут просить суд установить отсутствие их вины за не проведение заседания в течение трех месяцев подряд.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Ответственность главы муниципального образования
и главы местной администрации перед государством
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
1) издания этим должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конститу- ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло мер по исполнению решения суда;
2) совершения этим должностным лицом действий (в том числе издания правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угро- зу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ;
3) нецелевого использования межбюджетных трансфертов, име- ющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий их предоставления, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло мер по исполнению решения суда.
Правовой акт об отрешении от должности главы МО или гла- вы местной администрации не может быть издан ранее одного

128
месяца и позднее шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
Глава муниципального образования или глава местной адми- нистрации вправе обжаловать акт об отрешении от должности в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.
Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Удаление главы муниципального образования в отставку
Представительный орган муниципального образования в со- ответствии с Федеральным законом 2003 г. вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депута- тов самого представительного органа или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполни- тельного органа госвласти субъекта).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального обра- зования, повлекшие просроченную задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающую 30 % собственных доходов бюджетов в отчетном финансовом году, и (или) просроченную задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающую 40 % бюджетных ассигнований (при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюд- жета и бюджета субъекта РФ в отношении бюджетов этих МО);
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномо- чий и (или) обязанностей по обеспечению отдельных государствен- ных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муници- пального образования представительным органом муниципально- го образования по результатам его ежегодного отчета перед ним, данная два раза подряд;


129 4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязан- ностей, установленных Федеральными законами «О противодейст- вии коррупции» 2008 г., «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
2012 г., «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» 2013 г.;
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами мест- ного самоуправления МО и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, нацио- нальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, нацио- нальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (ме- жэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
Инициатива депутатов представительного органа муниципаль- ного образования об удалении главы МО в отставку, выдвинутая не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов, оформля- ется в виде обращения, которое вносится в представительный орган
МО вместе с проектом решения. Эта инициатива депутатов рассма- тривается с учетом мнения высшего должностного лица субъекта
РФ, а в случаях, касающихся финансовых нарушений и исполнения госполномочий, — только с его согласия. Инициатива высшего должностного лица субъекта РФ об удалении главы МО в отставку оформляется в виде его обращения, внесенного в представительный орган МО вместе с проектом соответствующего решения предста- вительного органа МО. Эти документы рассматриваются в течение месяца со дня внесения. Решение об отставке принимается 2/3 голо- сов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае отклонения этой

130
инициативы повторно вопрос может быть вынесен на рассмотрение представительного органа не ранее, чем через два месяца.
При этом глава МО заблаговременно должен быть извещен о дате и месте проведения соответствующего заседания, ознакомлен с об- ращением депутатов или высшего должностного лица субъекта, с проектом решения представительного органа МО об удалении его в отставку. Ему должна быть предоставлена возможность дать депу- татам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. В случае, если глава МО не согла- сен с решением представительного органа об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
Глава МО, удаленный в отставку, вправе обратиться с заявле- нием об обжаловании этого решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования решения. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.
Временное осуществление органами государственной власти
отдельных полномочий органов местного самоуправления
Отдельные полномочия органов местного самоуправления мо- гут временно осуществляться органами госвласти субъектов РФ в случае:
1) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;
2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникла просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30 % собственных доходов бюджетов в отчетном финансовом году, и (или) просрочен- ная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 % бюджетных ассигнований (при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в отношении бюд- жетов этих МО;


131 3) если при осуществлении отдельных госполномочий органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование субвенций, предоставленных для их выполнения, либо нарушение
Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных право- вых актов, установленные соответствующим судом.
В первом случае решение о временном осуществлении испол- нительными органами госвласти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на основании решения предста- вительного органа местного самоуправления или решения законо- дательного органа госвласти субъекта РФ, принятого не менее двух третей голосов депутатов.
Указ (постановление) высшего должностного лица субъекта РФ
(руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъек- та) о временном осуществлении отдельных полномочий органов местного самоуправления должен (должно) содержать:
1) перечень осуществляемых исполнительными органами гос- власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного са- моуправления;
2) перечень исполнительных органов госвласти субъекта РФ и (или) должностных лиц, на которые возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления с рас- пределением этих полномочий между ними;
3) срок, в течение которого будут осуществляться эти полно- мочия;
4) источники и порядок финансирования временного осущест- вления отдельных полномочий органов местного самоуправления.
При этом органы госвласти субъектов РФ не могут принимать устав муниципального образования, вносить в него изменения и до- полнения, устанавливать структуру органов местного самоуправле- ния, изменять границы территории муниципального образования, преобразовывать его.
Во втором случае в муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа) и (или) представительного органа му-

132
ниципального образования, главы МО решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Но временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ в течение одного года с момента вступления в полно- мочия представительного органа МО.
Для восстановления платежеспособности муниципального об- разования временная финансовая администрация принимает меры по реструктуризации его просроченной задолженности, разрабаты- вает изменения и дополнения в бюджет МО на текущий финансовый год, проект бюджета МО на очередной финансовый год, представ- ляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в высший исполнительный орган госвласти субъекта для утверждения законом субъекта РФ, контролирует исполнение бюджета МО.
В третьем случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ с одновременным изъятием соот- ветствующих субвенций.
Решения органов госвласти субъектов РФ могут быть обжалова- ны в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
В порядке и случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государствен- ной власти.
Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления перед
физическими и юридическими лицами
Ответственность органов местного самоуправления и должност- ных лиц местного самоуправления перед физическими и юридиче- скими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.


133
Органы местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину или юридиче- скому лицу в результате своих незаконных действий (бездействия), в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления.
Ответственность органов местного самоуправления и их долж- ностных лиц может наступать в результате невыполнения ими договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществ- ляющие права собственника муниципального имущества.
Содержание и формы ответственности устанавливает суд, он может признать недействительными решения органов и должност- ных лиц этих органов и обязать возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями за счет казны муниципального образования.
Должностные лица ответственности перед физическими и юри- дическими лицами не несут, за причиненные ими убытки отвечает муниципальное образование, а должностное лицо может быть при- влечено к материальной ответственности.
Контроль и надзор за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и его должностными лицами
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц (включая террито- риальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ), осуществляют в пределах своей компетенции этот контроль.
Они контролируют соблюдение законов при решении вопросов местного значения, осуществление полномочий и реализацию прав,

134
закрепленных за органами и должностными лицами местного са- моуправления в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям законодательства и уставам муници- пальных образований. Контролируют и осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Органы прокуратуры координируют деятельность органов госу- дарственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и долж- ностных лиц. Они формируют и согласовывают ежегодные планы таких проверок, проекты которых предоставляются в прокуратуру органами госконтроля. Ежегодный план проверок размещается на официальном сайте прокуратуры субъекта РФ и соответствую- щего органа госконтроля в сети Интернет. При этом проверка одного органа или лица не может проводиться чаще одного раза в два года.
Проводятся и внеплановые проверки на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от госорганов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрез- вычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, массовые нарушения прав граждан.
Органы местного самоуправления и их должностные лица, на- деленные в соответствии с уставом МО контрольными функциями, контролируют соответствие деятельности органов местного само- управления и должностных лиц уставу МО и принятие в соответст- вии с ним нормативных правовых актов представительным органом муниципального образования.
Обжалование в суд решений, принятых путем прямого
волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия)
органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалова- ны в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.