Файл: Формирование умений обучать упражнениям расчлененным методом, осуществлять текущий контроль и оценку деятельности учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №5.
Тема: "Формирование умений обучать упражнениям целостным методом"
У. М. 3. - Уточните технику упражнения, подберите средства, используя методические приемы обучения, и организуйте их выполнение.
Ориентировка в знаниях. Ответьте на вопросы:
1. Охарактеризуйте целостный метод обучения упражнениям.
При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.
Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток: в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.
Целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
О. 2. Назовите достоинства и недостатки данного метода.
Достоинства: Возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном темпе и в удобное время. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.
Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
3. Назовите последовательность действий учителя при обучении упражнениям целостным методом.
Разучивая упражнения целостным методом, используют следующие способы обучения: по рассказу, по показу и комбинированный (рассказ с показом); по разделениям, игровой.
1. По рассказу. Учитель называет упражнение по терминологии (исходное положение и действие на все счеты), но не показывает его и не выполняет вместе с классом в начале упражнения. Для начала упражнения подается команда: "Исходное положение при-НЯТЬ!" Если необходимо, то следует указать способ принятия исходного положения, например: "Исходное положение — стойку ноги врозь, прыжком при-НЯТЬ!", а затем: "Упражнение начи-НАЙ!" или: "В левую сторону упражнение начи-НАЙ!". Для окончания упражнения вместо последнего счета подается команда: "Стой!"
Если по ходу выполнения упражнения ученики допускают ошибки, то учитель может своим показом помочь исправить их.
Этот способ требует от занимающихся сосредоточенного внимания и хорошего запоминания движений, знания терминологии. Применяется во всех возрастных группах с целью проверки знаний по терминологии. Учитель должен точно и доходчиво применять установленную терминологию, отчетливо произносить слова, соблюдать умеренный темп речи и изменять интонацию голоса в зависимости от важности движений.
Иногда целесообразно сразу дать команду принять исходное положение, а затем рассказать, что и на какой счет делать. Такой прием не годится для исходных положений, требующих больших усилий (упор лежа) или неудобных поз.
2. По показу. Учитель показывает упражнение, не называя
его по терминологии, но употребляет следующие слова: "Внимание!
Исходное положение" и демонстрирует его, а затем только называет
счет и показывает движения. После показа подаются обычные
команды для принятия исходного положения, выполнения
упражнения и его окончания.
Если при выполнении допускаются ошибки, то подается команда: "Отставить!" и затем дается указание: "Смотрите, как это делаю я!" и далее: "Со мной упражнение начи-НАИ!" Если все-таки опять допускаются ошибки, то учитель дает следующие указания: "Посмотрите внимательно на движение моей руки (ноги и т. д.)" и предлагает ученикам копировать его движения на каждый счет. После 2—3 повторений учитель переходит на подсчет и подсказ.
Иногда учитель может предложить ученикам копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. В этом случае для более согласованного выполнения упражнений ведет только счет.
Этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с любым контингентом занимающихся, но самые лучшие результаты он дает при занятиях с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.
3. По рассказу с показом. Учитель, показывая упражнение, называет движения по терминологии. Перед объяснением упражнения учитель обращается к ученикам со словами: "Внимание! Упражнение на осанку (силу мышц спины, на подвижность в плечевых суставах и т. д.)". Затем учитель объясняет и показывает все упражнение в целом. Для начала и
окончания упражнения подают те же команды.
Этот способ используется во всех возрастных группах с любым контингентом занимающихся. Кроме того, учащиеся знакомятся с терминологией этих упражнений и их назначением.
4. По разделениям — этот способ создания представления
об упражнении характеризуется тем, что учитель вначале называет
действия, а затем подает команду для исполнения. Например:
"Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе —
прыжком при-НЯТЬ!" и далее: "Наклон вперед, руки в стороны —
ДЕЛАЙ РАЗ!" Проверив правильность выполнения, называет
движение, которое надо сделать на второй счет, и командует:
"ДЕЛАЙ ДВА!" и т. д. После медленного и раздельного
выполнения (по отдельным счетам) движений и исправления
ошибок учитель переводит занимающихся на непрерывное
выполнение упражнения в нужном темпе и ритме. Для этого
подается команда: "Упражнение продол-ЖАИ!" и ведется подсчет.
Если упражнение выполняется в обе стороны, то нужно по
разделениям выполнить и в другую сторону, но при этом нет
необходимости еще раз называть действия и подаются только
команды: "Делай ТРИ!" или "Делай ПЯТЬ!" и т. д.
Для окончания упражнения также подается команда: "Стой!" Применяя этот способ обучения, учитель, называя движения, показывает их. Но в некоторых случаях (в положениях лежа, сидя и других неудобных позах) можно не показывать упражнение, а только называть действия. При неправильном выполнении движений отдельными учениками следует подойти к ним и поправить. Но если есть необходимость, то своим показом учитель уточняет изучаемое положение или движение.
Применение этого методического приема повышает эффективность занятий при разучивании сложнокоординационных упражнений, повышает плотность занятий (статический режим работы мышц), позволяет уточнить движения, исправить ошибки.
5. Игровой для детей дошкольного и младшего школьного (1- и 2-го классов) возраста, которые склонны к играм и фантазированию. В этом возрасте дети легко представляют себе различные
действия в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию и
названию можно приблизить к игровым действиям. Например:
"скачет мяч", "зайчики", "маятник" и т. п. Учитель мало употребляет терминологических названий, в основном поясняет, что нужно
им сделать. Тем не менее уже с первого класса детей нужно
знакомить с основными положениями рук, ног, туловища и заострять их внимание на терминологическом названии основных
положений.
Проводя комплекс упражнений, нужно применять все способы создания представления об упражнении с тем, чтобы учитель мог разучить новые упражнения, проверить знания терминологии, уточнить технику плохо освоенных или разучить сложнокоординационное упражнение. Все эти способы обучения должны дополнять друг друга в решении поставленных задач и способствовать подготовке детей к физическому самосовершенствованию.
Ориентировка в деятельности. Выполните задания:
Ч. 1. Покажите упражнение, акцентируя внимание на технической основе.
Прыжок – это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. В легкой атлетике имеется четыре вида прыжков: прыжок в длину, в высоту, тройной и с шестом.
Все легкоатлетические прыжки можно разделить на две группы: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Составные части прыжка и факторы определяющие дальности прыжка.
Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части:
-
разбег и подготовка к отталкиванию - от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания. Разбег состоит из 6 — 8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30—45°. -
отталкивание - с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 — 80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, — это и будет искомое.
Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене.
Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх—вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки.
-
полет - с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления; -
приземление - с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела. Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета. Стиль «перешагивание» можно использовать при изучении техники дугообразного разбега в «фосбери-флоп» у начинающих легкоатлетов.
Д. 2. Уточните технику, используя ранее освоенные действия.
3. Подберите 1-2 подводящих упражнения и организуйте их выполнение.
Обучить технике отталкивания.
1. При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений:
- маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору;
- то же, но с маховым движением одноименной руки в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги;
2. Маховые движения свободной ногой
- маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком;
- сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на замах;
3. Мах с отталкиванием без опоры
- имитация постановки толчковой ноги - из приседа на маховой ноге постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу – то же, но с отведением рук на замах;