Файл: Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируется в специальном протоколе (Приложения 7, 8).

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Мы соотнесли количество картинок с количеством эмоционально негативных выборов обследуемого и получили результат равный 64%, что говорит о том, что у ребенка, участвовавшего в обследовании высокий уровень тревожности.

Таким образом, исходя из данных, полученных в ходе обследования Антона по тесту тревожности, воспитатель может понять, что уровень тревожности данного ребенка нуждается в снижении, а также выстроить работу, способствующую снижению уровня тревожности у Антона:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией дошкольника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности-неудовлетворенности, но и потому, что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

3. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» конкурирующие образования.

4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в тревожных ситуациях.

Таким образом, обобщая результаты проведенных исследований, можно охарактеризовать детей, принявших участие в обследовании. Дети в данной группе восприимчивы и отзывчивы, уровень их эмоционального и психологического развития находится на среднем уровне, что характерно для их возраста. Однако желания дошкольников неустойчивы; им быстро надоедают занятия, если они затягиваются; надоедают одни и те же игрушки и игры. Они требует смены впечатлений и занятий, и это, пожалуй, целесообразное проявление, так как оно обеспечивает постоянное расширение сферы познания и упражнения в поступках и действиях.


Очень ярко проявляются социальные черты. Они выступают в непосредственно и ярко эмоционально в форме симпатии и антипатии. Дошкольники очень общительны, они легко устанавливают контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Ненасытная любознательность и прекрасная запечатляемость обеспечивают дошкольникам большие возможности в познавательной и творческой деятельности.

Методика диагностики внимания:

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня развития внимания у дошкольников.

Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии:

-уровень развития устойчивости внимания;

- уровень объема внимания;

- уровень скорости переключения внимания;

- уровень распределения внимания.

Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики: «Проставь значки» (Методика Пьерона–Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса).

Для проведения исследования были отобраны пять методик:

1. «Запомни и расставь точки» [11].

С помощью данной методики мы оценили объем внимания детей дошкольного возраста. Для этого использовали стимульный материал (Приложение 1). Лист с точками предварительно разрезали на 8 малых квадратов, которые затем сложили в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Детям было предложено следующее: «Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание. Я буду вам одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где увидели эти точки на карточках».

Далее детям последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается детям для того, чтобы они смогли вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:



10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Результаты, полученные в ходе исследования приведены в таблице (Приложение 2). Из полученных данных видно, что 50% детей находятся на среднем уровне развития, что является нормой и характерно для данного возраста. Трое детей показали высокий и очень высокий объем внимания, и всего лишь у двоих детей из группы уровень развития ниже среднего.

Для некоторых детей основная сложность задания, оказалась в ограниченном количестве времени, однако большинство детей успешно с этим справились.

Методика №2 «Проставь значки» (Методика Пьерона–Рузера). [14]

Назначение теста:

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

Инструкция к тексту:

Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Оценка проводится по следующим параметрам:

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120 секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120
где - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры

Оценка результатов:

Высокий уровень - 10 баллов (Показатель S выше 1)

Уровень выше среднего — 8-9 баллов (Показатель S от 0,75 до 1)


Средний уровень — 6-7 баллов (Показатель S от 0,50 до 0,75)

Уровень ниже среднего — 4-5 баллов (Показатель S от 0,25 до 0,50 )

Низкий уровень — 0-3 балла (Показатель S от 0,00 до 0,25)

Мы произвели подсчет коэфицента переключения и распределения внимания обследуемых детей ( S) и выявили его уровень у шести обследуемых детей:

Высокий уровень — 0 детей (0% обследуемых);

Уровень выше среднего — 1 ребенок (16,6% детей);

Средний уровень — 4 ребенка (66,4);

Уровень ниже среднего — 1 ребенок (16,6% обследуемых);

Низкий уровень — 0 человек (0% обследуемых).

Методика №3 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса). [15]

Назначение теста:

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.

Описание текста:

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов:

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N - количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;

t - время работы, в секундах;

n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

Оценка результатов:

Высокий уровень — 8-9 баллов (Показатель S от 1,00 до 1,25);

Уровень выше среднего — 6-7 баллов (Показатель от 0,75 до 1,00);

Средний уровень — 4-5 баллов (Показатель S от 0,50 до 0,75);

Уровень ниже среднего — 2-3 баллов (Показатель S от 0,24 до 0,50);

Низкий уровень — 0-1 балла (Показатель S от 0,00 до 0,2).

После обследования концентрации и устойчивости внимания по данной методике, нами были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 0 детей (0% обследуемых);

Уровень выше среднего — 0 детей (0% обследуемых);

Уровень выше среднего — 0 детей (0% обследуемых)

Средний уровень — 6 детей (100%) обследуемых

Уровень ниже среднего — 0 детей (0% обследуемых);

Низкий уровень — 0 детей (0% обследуемых).

По результатам двух методик можно сделать вывод о том, что развитие внимания у большинства детей находится на среднем уровне. Воспитателю эта информация полезна тем, что он сможет выстроить свою работу с данной группой детей таким образом, чтобы в ней присутствовали игры и упражнения на развитие внимания. Удобно, что характеристики внимания по данным методикам были изучены отдельно. Так мы смогли выявить, что у одного ребенка в группе уровень переключения и распределения внимания ниже среднего. Для воспитателя это сигнал о том, что с данным ребенком необходима более тщательная и индивидуальна работа по развитию данных параметров.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Внимание дошкольников, часто развито слабо. Ребенка в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.