Файл: Педагогическое управление самовоспитанием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В новом тысячелетии в соответствии с вызовами времени – глобализацией, информатизацией и компьютеризациейвсех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной – активизируется интерес к разработке проблем самообразовательной деятельности. В частности, в докладе на Госсовете «О развитии образования в Российской Федерации»в числе целей образовательной политики предусмотрено исоздание механизма непрерывного повышения качества иконкурентоспособности образования, а также выработка иреализация современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, включающего и самообразование [41].

Характеристика понятия самовоспитание

Проведенный историко-педагогический анализ явлений, имеющих отношение к самовоспитанию, свидетельствует о том, что в генезисе этого наследия содержатся идеи и положения, значимые для сущностного осмысления понятий «самостоятельная работа», «самообразование», «самообразовательная деятельность». При этом при использовании явления «генезис» мы исходим из следующего его определения и соответственно понимания: генезис (с греч. – происхождение) – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, трактованию обозначенных понятий.

В числе основных идей и положений, имеющих отношение к зарождению и формированию указанных понятий, выделим следующие.

Первая из них – это призыв к самосовершенствованию (самообразованию) с акцентом на нравственном самосовершенствовании. При этом подчеркивается, что самосовершенствование значимо не только для каждой личности в отдельности, но и для общества в целом.

Вторая идея заключается в том, что самосовершенствование предполагает проявление личностью в учебной и воспитательной деятельности самостоятельности, активности, приложения собственных усилий, способствующих активизации ее самообразования, процесс творения собственного «Я». Еще А. Дистервег отмечал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением [3, 192]. Человек, по определению мудрецов того времени, – это то, что он сам из себя делает.

Значима и идея, в соответствии с которой самосовершенствующийся человек становится разумным «из самого себя» благодаря саморазвитию, «самодвижущейся силе», природному свойству, присущему ему. Человек, по определению академика И.П. Павлова, – это система, в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и совершенствующая [92, с. 178].


Следующая идея, имеющая отношение к сущностному пониманию явления «самообразование», характеризуется тем, что человек, как социальное явление, самосовершенствуясь, исходит не только из личных способностей и интересов, но и из общественных потребностей. Данный процесс осуществляется в соответствии с функционированием социальной закономерности: личность формируется и развивается под влиянием общественной среды; какова жизнедеятельность личности, такова и она сама.

В педагогическом наследии содержатся и положения, характеризующие такие понятия, как «самостоятельная работа», «саморазвитие», «самоопределение», «самостоятельность», «самообучение», «самореализация», «саморегулирование», «самосознание», «самовоспитание» и другие. Разумеется, все они диалектически взаимосвязаны и значимы для уяснения сущности и содержания предмета нашего исследования, о чем будем вести речь в последующих главах. Здесь же сосредоточим внимание на исследовании понятий «самостоятельная работа», «самообразование» и «руководство самообразовательной деятельностью студентов».

Начнем с уяснения сущности понятия «самостоятельная работа». При этом подчеркнем, что это педагогическое явлениехарактерно для образовательной деятельности как учащихся,так и студентов. Вначале остановимся на анализе определенийсамостоятельной работы, присущей учащимся школ.

В педагогическом наследии самостоятельная работа учащихся рассматривается как форма организации их познавательной деятельности, требующая проявления активности и самостоятельности мышления. Здесь, как следует из определения, акцент делается на организационной, внешней стороне обучения, обусловливающей проявление личностью обучаемого активности и самостоятельности ее мыслительной деятельности.

М.Н. Скаткин и А.М. Данилов считают, что сущность самостоятельной работы учащихся определяется особенностями поставленных задач. При этом задачи служат своеобразным пусковым средством для активизации их мыслительнойдеятельности. В данном определении также акцент делается навнешней, побуждающей стороне самостоятельной работы.

Р.М. Микельсон под самостоятельной работой понимаетвыполнение учащимися заданий без всякой помощи учителя,но под его контролем. Здесь функции учащихся и учителя вопределенной мере разделены, но не конкретизированы.

Известный педагог Б.П. Есипов самостоятельную работуучащихся рассматривал как соединение самостоятельной мысли обучающихся с их самостоятельным и физическим действием, выполняемую без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. В данном определении так же, как и в предыдущем функции между участниками разделены, но не конкретизированыв содержательном плане.


В педагогическом словаре определение самостоятельнойработы дается применительно к учебной деятельности учащихся в следующей редакции. Это такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровеньсамостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах: от постановки проблемы до осуществления контроля,самоконтроля и коррекции с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. И далее, самостоятельная учебная работа определяется как средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование [62, с. 132–134]. В приведенном определении обращаетна себя внимание то обстоятельство, что в процессе указанной работы учащимся предоставляется не полная свобода, аопределенный уровень самостоятельности, обусловленныйвидением учителя, который руководит данным процессом посвоему усмотрению.

Определение же самостоятельной работы студентов, в отличие от таковой работы учащихся, изложено в педагогической литературе более развернуто и содержательно. Приведем эти определения и дадим краткий комментарий. В современной дидактике высшей школы под самостоятельной работой понимают разнообразные виды деятельности обучающихся без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. К тому же она рассматриваетсякак высший специфический вид учебной деятельности, длякоторой характерны такие существенные особенности, какцеленаправленность, активность, структурированная самимсубъектом деятельность обучающихся [61, с. 38].

В рамках теории непрерывного образования самообразование рассматривается как стержень системы, пронизывающий все элементы подсистем и обеспечивающий эффективность их функционирования в жизни и деятельности человека[50, с. 159]. В педагогике средней и высшей школы самообразование выступает как одно из условий, обеспечивающихвыработку готовности обучающихся к непрерывному образованию. В психологии при исследовании внутренних механизмов саморегуляции самообразование рассматривается каксоставная часть самосовершенствования, самовоспитания,саморазвития. Заслуживает внимания определение самообразования, сформулированное Т.Я. Яковец. Приведем его. Подсамообразованием она понимает активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую, самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск иусвоение социального опыта с целью самосовершенствования. Оно включает ряд признаков: отражает познавательныепотребности умственного развития личности, потребности всаморазвитии; осуществляется личностью на добровольных началах; характеризуется познавательной активностью и самостоятельностью личности; связано с самоуправлением познавательной деятельностью [50, с. 159].


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Описание методики

При раскрытии положений указанной методики будемисходить из того, что самообразование, как педагогическоеявление, включает в себя самообучение и самовоспитание.

Приступая к характеристике положений методики компетентного руководства преподавателем самообразовательной деятельностью студентов в ходе их обучения, считаемцелесообразным подчеркнуть, что в процессе раскрытия ееположений будем опираться на теоретико-методологическийпотенциал руководства самообразованием.

В ходе характеристики методики руководства акцентируем внимание на решении двух исследовательских задач. Первая из них имеет отношение к научному обоснованию положений данной методики, вторая – к реализации ее в реальномобразовательном процессе, в деятельности преподавателей поруководству самообразованием студентов в ходе подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

При решении первой задачи исследования определимся спонятием методики руководства самообразованием.Методика компетентного руководства преподавателемсамообразовательной деятельностью студентов в ходе их обучения, согласно результатам проведенного авторского исследования, – это дидактически обоснованная процедура профессионально грамотного обучения преподавателем студентов,активизирующего и оптимизирующего их самостоятельнуюучебу по усвоению программного материала на компетентномуровне с формированием при этом готовности к самообразовательной деятельности.

В данном определении выделим, прежде всего, признак,характеризующий процесс обучения как дидактически обоснованную процедуру. Означает это следующее: образование,включая и методическое руководство самообразованием,должно осуществляться преподавателем в соответствии с дидактическими закономерностями. Педагог должен руководствоваться в этом процессе соответствующими принципами дидактики и применять в ходе его осуществления эффективные методы обучения студентов.

Дидактические закономерности – это взаимосвязи, характеризующие образовательный, в том числе и самообразовательный, процесс, которые являются существенными, необходимыми для его успешного осуществления и постояннопроявляются при этом.

В числе дидактических закономерностей, «вписывание» вкоторые значимо и для получения эффективных результатов входе осуществления преподавателем методически грамотногоруководства самообразовательной деятельностью студентов,функционируют те же закономерности, которые были научнообоснованы во второй главе настоящего исследования. Былирассмотрены и принципы обучения. Поэтому нет необходимости вновь раскрывать их сущностное содержание. При этомсчитаем целесообразным подчеркнуть, что опора на эти закономерности и принципы будет осуществляться в ходе исследования методического инструментария, используемого педагогом в руководстве деятельностью по обучению студентов.


Для эффективного применения методики компетентногоруководства самообразовательной деятельностью студентовв ходе их обучения важны не только закономерности и принципы, но и методы, используемые при этом. Определимся спониманием и использованием тех из них, которые, согласнорезультатам проведенного исследования, являются наиболее действенными для методически грамотного руководства деятельностью студентов по самообучению.

Методы обучения/самообучения:

– совокупность способов и приемов решения задач образования и самообразования;

– процедура (процесс) решения задач преподавания, учения, самообучения.

В качестве методов обучения/самообучения, в том числе ив руководстве самообучением, выделим те, которые обусловлены разработанной автором концептуальной моделью руководства самообразовательной деятельностью обучаемых:

– проблемное обучение/самообучение и руководство им(его применение включает следующую логику действий: демонстрация противоречия – формулирование проблемы –обоснование путей ее решения – выбор наиболее оптимального из них – использование действенных приемов и способоврешения проблемы в русле выбранного пути);

– развивающее обучение/самообучение и руководство им(процесс обучения строится в соответствии с дедуктивным(теоретически обобщенным вариантом) или индуктивным (отэмпирических фактов к теоретическому обоснованию) способом изложения/освоения программного материала на компетентностном уровне);

– игровой метод обучения/самообучения, в том числе ируководство им (предполагает решение образовательных/самообразовательных задач в формах деловой игры, инновационной игры, в форме разыгрывания определенных ролей);

– акмеологическое обучение/самообучение и руководствоим (исходит из целесообразности компетентного обучения науровне высших интеллектуальных возможностей, которые наличествуют у субъектов образовательной/самообразовательной деятельности);

– созидательное обучение/самообучение и руководствоим – закономерность взаимосвязи цели и мотивов преподавания и учения, в том числе и самообучения (важно создавать,поддерживать и развивать в ходе образовательного процесса такие условия, которые способствуют перерастанию объективно значимой цели обучения в личностно осмысленнуюцель самообучения студента).

Разработанная методика компетентного руководства самообразовательной деятельностью студентов, базирующаяся на дидактическом обосновании ее соответствующими закономерностями, принципами, методами, способна активизировать познавательно-преобразовательную деятельность обучаемых. Аргументируется это тем, что ее научный потенциалпредназначен для созидательного решения обозначенной задачи (имеется в виду потенциал, характеризующийся рассмотренными закономерностями, принципами и методами).