Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена вызовами ХХI века – глобализацией, информатизацией, диктатом рынка во всех сферах жизнедеятельности, в томчисле и образовательной. Значимая роль в цивилизационномразвитии общества, и соответственно образования, отводитсячеловеческому фактору, интеллектуальному развитию личности. В динамичном, порой непредсказуемо изменяющемсямире, в частности связанном с кризисными явлениями, личность все более становится ответственной за свою собственную жизнь, судьбу Отечества и мирового сообщества в целом.
Потребность в безопасном и устойчивом развитии человечества обязывает ее инициативно, заинтересованно и творческиподходить к решению жизненных и профессиональных проблем.
Формирование и развитие созидательно мыслящей идействующей личности возможно при условии, если ее образование осуществляется в соответствии с потребностямиразвития общества. Современные тенденции его развитиядиктуют потребность в активизации самообразовательной деятельности студентов, осуществляемой в соответствии с профессионально грамотным руководством.
Определенное решение данной проблемы изложено в работах Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Ф. Шаталова, И.П. Ерастова, Т.А. Нечаевой, А.Ф. Эсаулова, А.В. Барабанщикова, В.П. Масягина, А.Д. Лазукина, М.А. Лямзина,В.П. Павловой, С.И. Поварина, Е.А. Адамова, В.Н. Васильева, В.П. Давыдова, В.М. Красникова, К.А. Славского, Р.А. Низамова, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, И.А. Зимней, С.Е. Федорова, Н.И. Москаленко и др.
Однако в этих работах не разработаны фундаментальные,научно обоснованные подходы к решению исследуемой проблемы.
Цель курсовой работы – рассмотреть педагогическое управление самовоспитанием.
Задачи:
- рассмотреть теоретическое осмысление понятия самовоспитание;
- увидеть основные отличия самовоспитания от других понятий;
- рассмотреть методику и сделать выводы
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОВОСПИТАНИЕМ
1.1 Феномен самовоспитания в литературе
Самообразование как социально-педагогическое явление имеет истоки своего зарождения, формирования и развития. Свидетельство тому – соответствующие письменные источники. Разумеется, название и сущностное содержание данного явления на протяжении многовековой истории трансформировалось в соответствии с потребностями жизни, профессиональной деятельности и развитием педагогической теории и практики.
Анализ зарубежных письменных источников свидетельствует о следующем. Исследование педагогических традиций Древнего Китая позволяет утверждать, что там складывался идеал, предусматривающий воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренней сдержанностью человека, умеющего глубоко заглянуть в себя и установить мир и гармонию в своей душе. Подход к обучению при этом сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Нравственное самосовершенствование рассматривалось как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучной жизни. Акцент при этом делался на самостоятельности учеников, на их стремлении к самосовершенствованию, что свидетельствовало об их самообразовательной деятельности в бытийном понимании этого слова [1, 2].
Самообразованию уделялось должное внимание и в Древней Греции. Суть педагогических рассуждений древнегреческого философа и педагога Сократа составляет тезис о том, чтоглавная жизненная цель человека – его нравственное самосовершенствование, в познании самого себя, в проявлении себяв благородных поступках [3, с. 36–37].
Среди идеалов ранних христиан выделяется идея самосовершенствования, но не для земной жизни, а для спасения и вечной жизни на небесах [3, с. 51].
Примечательной чертой общественной жизни в Византииявлялся высокий статус образованных людей, достижение которого предполагало и их самообразовательную деятельность.«Образованность – величайшая из добродетелей», – гласилодин из императорских указов [3, с. 61]. Путь к самосовершенствованию, по мнению мыслителя Византии Г.Г. Плифона,возможен лишь посредством личных усилий и самообразования [4].
Педагогические воззрения в сфере самообразования наБлижнем и Среднем Востоке отражены, в частности, в наследии арабского ученого и философа аль Фараби в его трактатах «Жемчужина мудрости», «Об основах знания», «Указаниепути к счастью», в которых подчеркивалось, что добродетель– это плод образованности, достигаемый и собственнымиусилиями человека [5]. Нравственные начала, полагал философ аль Газали, формируются путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам [6].
Ученый ибн Рушд в трактате«Система доказательств» обосновывает принципы, которыми следует руководствоваться в ходе самообразования, в томчисле и самовоспитания, в числе которых выделяет принципы сознательности, научности и наглядности [3, с.73]. Яркийпредставитель плеяды мыслителей Среднего Востока ибн Халдун утверждал, что человек реализует и совершенствует себя вотношениях с другими людьми посредством разума, которыйформируется в результате наблюдений, обобщений и опыта,того, «чему учит время и сама жизнь» [3, с. 74].
Представитель Западной Европы раннего средневековья французский педагог Абеляр учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая приэтом, что знание – это результат, прежде всего, самостоятельной работы [7]. В истории мировой западноевропейской педагогической мысли эпохи Возрождения и Реформации былпериод, прошедший под знаком гуманистических идей. Лучшие умы Европы провозглашали человека главной ценность и прокладывали пути соответствующего обучения и воспитания, в том числе и самообразования. В античном наследии гуманисты стремились черпать то, что было забыто и имело отношение к развитию человека, способного на самостоятельныеи полезные действия. В центре нового мировоззрения оказалсячеловек, который во всем и везде возлагал надежды на себя, натворение своего собственного «Я». Среди тех, кто заслуживает память благодарного человечества, назовем имя английскогомыслителя Томаса Мора. В его книге «Утопия» содержатся созидательные педагогические идеи, в числе которых и идея целесообразности осуществления человеком своего личностногосамообразования в интересах всестороннего и гармоничного развития [3, с. 97]. Вместе с этим подчеркнем, что эти идеи(природосообразности, демократизации и т. п.), хотя и оказали благотворное влияние на развитие педагогики, но они не моглибыть реализованы в полной мере в тех условиях жизни.
В эпоху Нового Времени и Просвещения педагогика превращается в самостоятельную область исследования. В тотпериод речь шла о просвещенном человеке, ориентированном на самовоспитание. Немецкий педагог В. Ратке создалновую науку – методологию образования, в соответствиис которой раскрыл предмет дидактики как науки о формировании личности. Французский мыслитель того времени Р. Декарт акцентировал внимание на том, что становлениечеловека есть, прежде всего, мысленное освоение им мира.Ему принадлежит известное высказывание: «мыслю, следовательно, существую» [3, с. 125–126].
Среди педагогов Нового Времени особая роль отводится Я.А. Коменскому. Он одним из первых обосновал системузаконов обучения и воспитания. В знаменитом труде «Великая дидактика» им подчеркивалось, что все в учебно-воспитательном происходит благодаря саморазвитию личности [8].
Природное в человеке, считал мыслитель, обладает самодеятельной и самодвижущей силой. В соответствии с этим положением он формулирует как педагогическую необходимостьпринцип самостоятельности личности обучаемого в осмыслении и деятельностном освоении мира и самого себя [8].
Яркий представитель эпохи Просвещения – Ж.Ж. Руссо,который обладал неуемной страстью к самосовершенствованию, на что ориентировал и других. Обучение и воспитание,считал он, является мощным рычагом прогрессивных общественных перемен [9]. Философ того времени Э. Кант полагал,что результативность воспитания достигается, прежде всего,благодаря активности и усилиям самой личности [10]. Того же мнения придерживался и философ Гегель. Разумным, считалон, человек становится «из самого себя», т. е. формируется сам.Воспитание в этой связи – это «трудная, раздражающая борьба с самим собой» [11].
Среди классиков педагогики ХIХ столетия следует назватьИ.Г. Песталоцци (Швейцария), И.Ф. Герберта и А. Дистервега(Германия). И.Г. Песталоцци в книге «Лебединая песня» подчеркивает: человек сам принимает участие в формировании себя, в том числе и путем самосовершенствования [12]. Ф.Фребель в книге «Воспитание человека» отмечал, что человекпо своей сути – творец [3, с. 189]. И.Ф. Гербарт, один из крупнейших теоретиков развивающего обучения с учетом психического развития личности, исходил из целесообразноститого, чтобы педагогика поощряла самостоятельное мышлениеучащихся, ориентировала их на самостоятельную работу [3, с.190–191]. А. Дистервег сформулировал два основополагающихпринципа педагогики – природосообразность и культуросообразность, имеющие отношение и к самосовершенствованиюличности обучаемого. Ему же принадлежит и значимая для самообразования мысль: развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желаетк ним приобщиться, должен достигнуть этого собственнойдеятельностью, собственными силами, собственным напряжением [13].
Зарубежная педагогика ХХ века в сфере самообразования характеризуется следующим. Французский ученыйЖ.П. Сартр, один из лидеров экзистенциональной педагогики, акцент в своем творчестве делал на самовоспитании личности. Он считал, что человек есть лишь то, что сам из себяделает [3, с. 246]. П. Наторп также исходил из того, что человеческий разум совершенствуется самопроизвольно, с опорой на активность обучаемого. Разумеется, для этого должнысоздаваться соответствующие условия [3, с. 249]. Педагогика Марии Мантессори основывалась на призыве воспитанника,обращенного к учителю: помоги мне сделать самого себя самому [3, с. 251]. Представители зарубежной педагогики этого периода считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрении самостоятельности и активностишкольников [3, с. 257].
Современная зарубежная педагогика имеет тенденцию кдемократизации, диверсификации и дифференциации образования, его гуманистической направленности, использованию форм и методов, повышающих активность, самодеятельностьи самостоятельность учащихся. Так, например, американскиймыслитель А. Маслоу исповедует гуманистическую направленность образования, способствующего самореализации исамоутверждению личности [3, с. 260].
Начиная с 1960-х годов мировая педагогика интенсивноразрабатывает идеи пожизненного (постоянного и непрерывного) образования, в котором немалая роль отводится самообразованию. Сами идеи этой прогрессивной педагогикиуходят в глубокую древность и зафиксированы в народнойпедагогике: век живи и век учись. Эти идеи соответствуют запросам жизни, связанным с ускоряющимся темпом развития производства [3, с. 267]. Пожизненное образование предполагает реализацию стратегической цели – формирование уобучающихся способности и мотивации к самообразованию[3, с. 268]. Значимую роль при этом играет и будет играть развивающаяся система дистанционного образования, ориентируемого на использование информационно-коммуникационных технологий обучения.
В конце прошлого столетия за рубежом была опубликована книга, в последующем переведенная на русский язык иизданная в нашей стране, под названием «Революция в обучении», в которой читатель из объекта превращается в полноправного субъекта образования в связи с тем, что в ней наличествуют и методики самообучения [14]. В опубликованных дайджестах содержатся реферативные «выжимки» из публикаций, посвященных проблемам самообразования применительно к современным условиям совершенствования учебно-воспитательного процесса [15].
Отечественная педагогика так же, как и зарубежная имеетисторические предпосылки зарождения и развития социально-педагогического явления самообразования.
В первое десятилетие перестроечного периода в Россиипоявляются работы, в которых решаются некоторые проблемы самообразовательной деятельности, связанной, например,с психологией активности личности в учебно-воспитательномпроцессе [36], с технологией активного обучения, исходящей из целевой установки – научить студентов учиться, т. е. развить их способности и потребности в самостоятельном приобретении знаний и умений [37], с рекомендациями педагогампо самосовершенствованию и самовоспитанию [38]. Издаютсятакже и учебно-методические пособия, включающие материалы для самостоятельной работы студентов: рекомендации поизучению первоисточников, по подготовке рефератов, курсовых и дипломных проектов [39, 40].