Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
Эффективное функционирование концептуальной модели руководства самообразованием студентов в условиях вызовов ХХI века возможно при опоре на компетентностныйподход, который исходит из целесообразности ориентациипедагогов на овладение соответствующими компетенциямируководства, а студентов – на овладение компетенциями успешного обучения и самообучения.
Компетенции студентов к эффективному самообразованию находят свое выражение в выработанной у них готовности к эффективному самообразованию и ее реализации в учебной деятельности.
В числе компетенций, характеризующих указанную готовность (сформированную у них положительную познавательную мотивацию к учению и самообучению и выработанныеумения качественного учения и самообучения), выделяются:личная познавательная заинтересованность, реализуемая вволевом стремлении к активным занятиям самообразованием, способность рационально самообразовываться, проявляемая в умении результативно осваивать лекционный материал,самостоятельно работать с учебной и учебно-методическойлитературой и др.
Наряду с обозначенными компетенциями, значимы такжеи компетенции диагностирования, целеполагания, способствующие достижению успеха в самообразовательной деятельности.Компетенции педагога в руководстве самообразованиемстудентов находят свое выражение в знании им закономерностей и принципов эффективного обучения. При этом педагогутакже важно владеть компетенциями, свидетельствующими оего методическом мастерстве управления самообразовательной деятельностью студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984.-208с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): Учебное пособие,- М.: Высш. шк., 1987.-335с.
3. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании.- М.: Знание, 1977. - 176с.
4. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр,- М.: Экономика, 1991.- 416с.
5. Анисимов О.С. Основы методологического мышления.- М.: Внеш- торгиздат, 1989,- 412с.
6. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.- М.: "Экономика", 1991.- 352с.
7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.)/ Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1987.-560с.
8. Анцибор М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла.- Москва "Прометей" МГПИ, 1989.- 240с.
9. Арет А. Я. Основные положения теории самовоспитания. Автореф., дис. докт.пед.наук.- Ленинград: ЛГПИ, 1964.
10. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: МГУ,1990.-367с.
11. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М.: МГУ, 1986.- 96с.
12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М. '.Педагогика,- 1989.- 560с.
13. Балл Г.А. Норма деятельности - категория педагогическая. // Педагогика, 1992. №3-4, с.43-48.
14. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Международ, отношения, 1990.- ЗЗбс.
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1936.- 420с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 19?9.- 192с.
17. Богусловский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в.// Педагогика, 1996, №3, с.72-75.
18. Болотов В.А. Реформа педагогического образования.// Педагогика. 1992. №7-8, с.49-55.
19. Большая советская энциклопедия/ Под ред. А.М.Прохорова, т.22.- М.: Советская энциклопедия, 1975.
20. Большой энциклопедический словарь: 1,2 т./ Под ред. А.М.Прохорова, т.2.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
21. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ори- ентированного образования // Педагогика, 1997, №4, с.11-17.
22. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов.- Ростов н/Д: РГПИ, 1989.- с.3-20.
23. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и направленности// Опыт разработки концепций воспитания, ч.1,- Ростов н/Д: РОИПК, 1993.- с.11-43.
24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориенти- рованного воспитания.// Педагогика, 1995, №4, с.29-36.
25. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования.// Педагогика, 1997, №3.- с.15-19.
26. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева.- М.: Педагогика, 1987.- 400с.
27. Вернадский В.И. Научное мировоззрение.// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение/ Сост. П.В.Алексеев.- М.: Политиздат, 1990, с.180-203.
28. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие/./ Под ред. Е.В.Бондаревской.- Ростов н/Д: РГПУ, 1995.- 172с.
29. Вдовина И.С. Французский персонализм (1932-1982).- М.: Высш. шк., 1990.- 151с.
30. Величие здравого смысла: иеловек эпохи Просвещения/ Сост. Я.Карп.- М.: Просвещение, 1992.- 287с.
31. Випюнас В.К. П. .хологические механизмы мотивации челов<";-^ - ка.- М.: Изд-во МГУ, :990.- 288с.
32. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В.Гаме- зо и др.- ivi.: Просвещение, 1984.- 256с.
33. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: Работник просвещения. 1926.- 348с.
34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.- М.: Педагогика,- Академия пед. наук СССР, 1986.
35. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976.- 150с.
36. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии// Советская педагогика, 1991, №9.- с.46-49.
37. Глухова М.Ф. Ориентация студентов педвуза на развитие самостоятельности у детей в общении, автореф. диссерт. на соиск.уч. ст. канд.пед.наук, Волгоград, 1997.
38. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопросы психологии, 1975, №1.- с.101-110.
39. Государственный образовательный стандарт среднего проффес- сионального образования.- М.: Министерство общего и профессионального образования Р.Ф. 1997.
40. Громкова М.Г. Образование - стимул саморазвития личности. //Педагогика, 1993, №3, с.21-25.
41. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика, Изд. 5-е, М.: "Высш. школа", 1977, 479с.
42. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): учебное пособие.- М.: Высш. шк., 1987.- 335 с.
43. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальность проблемы образования. // Социально-политический журнал, 1995, №2, с.169-182.
44. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.- с.136-203.
45. Елканов С Б . Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 189с.
46. Железновокая Г.И. Формирование педагогической интел/-актуальной культуры.// Педагогика, 1995, №2, с.55-60.
47. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Знание, 1987.- 80с.
48. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие - Ростов н/Д: "Феникс", 1997.- 480с.
49. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. - М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- 111с.
50. История образования и педагогической мысли./ Под ред. Пря- никовой В.Г., Равкина З.И.- М.: Новая школа, 1994.- 96с.
51. Как прочитать, понять Конвенцию ООН о правах ребенка и что сделать для ее выполнения. (Рекомендации).// Народное образование, 1993, №6, с.78-88.
52. Как воспитывать себя. Методические рекомендации будущим учителям./ Под рук. Д.М.Гришина.- Калуга:КГПИ, 1988.- 53с. >
53. Каптерев П.Ф. Избранные сочинения.: М.: Педагогика, 1982.
54. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Новая школа, 1993.- 80с.
55. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Диссертация докт.пед.н. Ростов н/Д,1994.- 296с.
56. Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод, пособие.- ¥.: Выси.-.шк., 1989.- 126с.
57. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция к.гж фактор повышения педагогической культуры учителя. Диссертация канд. пед. наук. Ростов -»/Д. 1995.- 173с.
58. Клинберг Л. Проблема теории обучения: Пер. с нем.- М.: педагогика, 1984.- 256с.
59. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию.- М.: Мол. гвардия,1990. - 255с.
60. Князева Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза. Дис. канд.пед.н. Ростов н/Д, 1991.- 279с.
61. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., М.: "Просвещение", 1969.- 391с.
62. Ковардакова М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении. Автореф. дис. ...канд. пед. наук.- М. 1990.
63. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.
64. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. - 255с.
65. Конвенция о правах ребенка.// Народное образование, 1993, №5, с.24-40.
66. Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии, 1995, №1, с.5-12.
67. Котова И.Б., Петровский А.В., Шиянов Е.Н. Введение в педагогику (программа для педагогических ВУЗов)/ Педагогика, 1994, №2, с.43-50.
68. Котова Н.В.,Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность.- Ростов н/Д.: РПУ, 1997.- 144с.
69. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та. 1992.- 272с.
70. Кочетов А.И. Методология и узтодика исследования проблем самовоспитания.- Рязань.: РГПИ, 1978.- 144с.
71. Красильникова В.Г. Психологические условия самовоспитания педагогических способностей будущими учителями в первичном студенческом коллективе. Азтореф., дис. ...канд. психолог, наук,- м.: МГПИ, 1934.
72. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада// Вопросы психологии, 1991, №4.- с.59-65.
73. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В.Пс-тровского и М.Т.Ярошевского.- М.: Политическая литература, 1985.
74. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития.- М.: Прометей, 1991.- 112с.
75. Кузнецова Л. Воспитание и развитие личности // Воспитание школьников, 1995, №5, с.6-10.
76. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Ленинград: Общ. "Знание" РСФСР, 1985.- 32с.
77. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Ленинград: ЛГУ, 1961.- 98с.
78. Леонтьев А.А., Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 1990.- 158с.
79. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., т.п.- м.: Педагогика, 1983.- 320с.
80. Малый энциклопедический словарь: В 4-х т./ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза - Ефрона.- М.: Терра, 1994.
81. Мамашев А.С. Проблемы приобщения учащихся к процессу самовоспитания (по материалам работы педагогических училищ). Автореф. ...дис. канд. пед. наук,- Алма-Ата 1979.
82. Маркова А.К. психологический анализ профессиональной компетентности учителя/,' Советская педагогика, 1990, №8.- с.82-87.
83. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192с.
84. Мерлин B.C. Очерк Интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 25бс.
85. Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н.В.Кузьминой, Изд-во Ленинградского университета, Ленинград, 1980. - 165с.
86. Мкнасян A.M. Диалектика как логика: Ростов н/Д: РИСИ, 1991.- 536с.
87. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Вопросы психологии, 1990, №3.- с.58-63.
88. Мотивация, установка и интеллектуальные системы. Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной конференции. Новосибирск, НГПИ, 1991.- 135с.
89. Наин А.Я. Общенаучные понятия в педагогике// Педагогика, 1992, №7-8.- с.15.
90. Немов Р.С. Психология.- М.: Просвещение, 1990.- 301с.
91. Образование в поисках человеческих смыслов/ Под ред. Е.В.Бондаревской.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.- 216с.
92. Общая психология (Под ред. В.В.Богословского и др.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981.- 383с.
93. Общая психология. (Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464с.
94. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Российская академия наук, 1993.
95. Околелов Л. Педагогическая среда познания// Педагогика, 1992, №9-10.- 60с.
96. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.- 287с.
97. Осипов П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся. Методические рекомендации.- М.: Академгя педагогических наук СССР, НИИ среднего спец. образования, 1991.- 103с.
98. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности.- М.: Знание, 1986.- 80с.
99. Основные направления концепции педагогического образования.- М.: 10-11 января 1992.- 8с.
100. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога.// Педагогика, 1992, №3-4, с.53-57.
101. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-198С)/ Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой.- М.: Педагогика,1986.- 288с.