Файл: Педагогическое управление самовоспитанием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная методика вследствие приведенной аргументацииспособна также и оптимизировать образовательную/самообразовательную деятельность студентов. При этом возможноиспользование указанной методики на уровне разных ее модификаций.

Отметим также, что изложенная методика по своемупредназначению полифункциональна. Она ориентирована какна предметное обучение студентов (т. е. на формирование уних системных знаний, умений, компетенций по соответствующим учебным дисциплинам), так и на выработку у обучаемых компетенций, необходимых для их успешной самообразовательной деятельности (перечень которых в исследованиинаучно обоснован).

Характеризуя анализируемую методику как процедуруобучения и самообучения, акцентируем внимание только напроцедуре, решающей проблему компетентного руководства самообразовательной деятельностью студентов в ходе ихобучения со стороны преподавателя, осуществляемого в интересах выработки у них компетентной готовности к самообразованию и компетентной реализации этой готовности впроцессе указанной деятельности.

При этом подчеркнем, что эффективное использованиеэтой методики педагогом возможно при условии, если онвладеет соответствующими компетенциями, выделенными иобоснованными в следующем параграфе второй главы настоящейработы.

2.2.Методика руководства преподавателемсамообразовательной деятельностью студентовв процессе их воспитания

Приступая к раскрытию положений методики руководства самообразовательной деятельностью студентов, считаем целесообразным подчеркнуть, что самообразование включает в себя не только обучение/самообучение, но и воспитание/самовоспитание. При этом в самообразовании решающая роль должна отводиться не обучению, а воспитанию.

В педагогическом наследии констатируется примат воспитания над обучением. Приведем высказывания только некоторых авторитетных лиц в разных сферах деятельности. Знание без воспитания, подчеркивал отечественный ученый и педагог Д.И. Менделеев, меч в руках сумасшедшего. Воспитание, по мнению великой русской императрицы Екатерины II, внесшей значительный вклад в развитие образования на Руси, «созревши, обществу плод приносит». Изречение римского мыслителя Сенеки гласит: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним». По мнению французского мыслителя Вольтера, человеквсецело определяется воспитанием.

Актуальность разработки методики руководства воспитанием студентов в ходе управления их самообразовательной деятельностью обусловлена факторами объективного и субъективного характера. Выделим, прежде всего, вызовы ХХI века (глобализация, информатизация, кризисные, перестроечные явления, рыночные отношения, рационализация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и воспитательной).Далее это необходимость формирования в учебно-воспитательном процессе студента не только в качестве профессионально грамотного специалиста, но и личности, конкурентоспособной, адаптированной к динамично развивающимся условиям жизни и профессиональной деятельности, самостоятельно, творчески мыслящей и действующей, способной созидательно работать в команде, ответственной не только за свою судьбу, но и за жизнь близких, за общество и Отечество в целом.


Актуальность акцентирования внимания на воспитании студентов в ходе руководства их самообразовательной деятельностью диктуется и потребностью обучаемого в самореализации, само актуализации своего личностного потенциала. Необходимость в этом обусловливается закономерностью, обоснованной великим русским ученым И.П. Павловым, свидетельствующей о том, что человек – это система, сама себя регулирующая, восстанавливающая и даже корректирующая [92, с. 178].

Потребность в решении поставленной проблемы исходит и из взаимосвязи, воспитывающей социальной, образовательной среды и личности студента. При этом действует закономерность, открытая ученым С.Л. Рубинштейном: внешние воздействия преломляются через внутренние условия личности, ее взгляды, убеждения, интересы, мировоззрение [98, с. 105–108].

Обоснование актуальности решения проблемы воспитания студентов в образовательном процессе, в том числе ив ходе руководства их самообразованием, обусловливает и потребность в определении тех проблем, которые отрицательно сказываются на формировании обучаемых как личностей, гармонизирующих с социумом:– современная ситуация в стране вследствие ряда причин не способствует созидательному воспитанию/самовоспитанию студенческой молодежи;– значительная часть педагогов в связи с доминированием в образовательном процессе рыночных отношений не уделяет должного внимания воспитательной работе;– многие студенты не занимаются самовоспитанием;– нет должных разработок по методике руководства самовоспитанием студентов в современных условиях.

Разработка методики руководства самообразовательной деятельностью студентов в ходе их воспитания требует также и ответа на вопрос: каков образ современного студента? Постановка данного вопроса обосновывается потребностью вписывания в закономерность, сущность которой заключается в следующем: для того чтобы успешно воздействовать на студента, надо его хорошо знать. Результаты анализа многих исследований [32, 58, 85, 86] свидетельствуют о том, что современному студенчеству, наряду с положительными чертами, присущи и такие, которые не способствуют их гармонизации с запросами общества и государства: потребительское отношение к жизни, индивидуализм, инфантильность, лень, отсутствие должного патриотизма и гражданской ответственности, снижение нравственности и духовности во взаимоотношениях с людьми.

Разумеется, отмеченные характеристики студенческой молодежи – это не их вина. Изменилось общественное сознание и поведение. Вместе с этим в интересах гуманизации социальных отношений[96] следует оказывать должное воспитательное воздействие на студентов, в частности в ходе методично обоснованного руководства их самообразованием. Какие же компетенции следует вырабатывать у студентов в ходе руководства их самообразованием, в том числе и самовоспитанием, в современных условиях образовательной деятельности в высшей школе? Потребность в компетентностном подходе, в том числе икс воспитательной (самовоспитательной) работе, обусловлена, как было подчеркнуто, переходом вузовской системы образования на ФГОС. Компетентность – это базирующаяся на определенных знаниях и умениях, чертах и качествах характера, а также отношениях способность человека успешно решать жизненные профессиональные задачи. Компетенции студентов выпускников – это их способности эффективно и качественно решать профессиональные, социальные и личностные задачи. Компетенции студентов выпускников воспитательного характера – это выработанные у них социально, профессионально и личностно значимые отношения, черты и качества характера, необходимые для успешной жизни и профессиональной деятельности. Отношения, черты и качества воспитанности студента выпускника находят (должны находить) свое выражение в сформированной у них необходимого для гармонизации с социумом уровня культуры. Личностные, социальные и профессиональные компетенции в своей совокупности характеризуют культуру студенческой молодежи. При этом будем исходить из следующего понимания культуры студента: это проявление в учебе, жизни и деятельности, в своем общении и поведении черт и качеств характера на уровне сформированности их как ценностных компетенций, способствующих гармонизации его взаимоотношений с социумом и ориентирующих на достойный образ жизни. Автором были выделены компетенции, характеризующие культуру личности студента:


– мировоззренческая грамотность;

– политическая культура;

– экономическая подготовленность;

– экологическая воспитанность;

– гражданская зрелость;

– правовая культура;

– патриотизм;

– нравственная культура;

– трудовая и учебная ответственность;

– проявление воспитанности в профессиональной деятельности;

– эстетическая культура;

– физическая культура личности;

– культура безопасности личности;

– культура межнациональных и межконфессиальных отношений. Каждая из обозначенных компетенций предполагает наличие у личности соответствующих знаний, умений распорядиться ими в конкретной жизненной ситуации с соблюдением

при этом чести, достоинства, мужества, гордости, уважения, честности, порядочности и благородства. Какой смысл вкладывается в понятие «самовоспитание»? В понятие самовоспитания целесообразно вкладывать следующий смысл: это сознательная и целенаправленная деятельность студента по нравственному, умственному, духовному самосовершенствованию, осуществляемому на основе его созидательного взаимодействия с субъектами образования и реальностями жизни. Содержательная деятельность студента по самовоспитанию как процесс включает следующие этапы (процедурные звенья):– самопознание студентом уровня своей компетентности в сфере воспитанности (на этом этапе важно выделить не только сформированные положительные черты и качества, но и те, которые следует деформировать, а также черты характера, от которых необходимо избавляться);– само целеполагание (на данном этапе студенту следуете только определяться с целью самовоспитания, но и конкретизировать ее на уровне постановки конкретных задач, а также определять перспективные направления их решения);– само проектирование (в ходе самовоспитательной деятельности на указанном этапе студенту целесообразно осуществлять планирование своей деятельности с конкретизацией плановых позиций как по ее содержанию и методическому обеспечению, так и по срокам выполнения этих позиций);– само формирование (на данном этапе студенту необходимо четко и ответственно выполнять запланированные мероприятия с проявлением при этом разумного творчества);– самоконтроль (это наиболее значимый этап на пути деятельности студента по самовоспитанию. Опыт свидетельствует, что студенты порой пускают процесс самовоспитания на «самотек», что отрицательно сказывается на его результативности); – самооценка (на этапе самооценки студенту важно выработать критерии оценки качества своей работы по самовоспитанию и осуществлять эту оценку на их основе); – само корректировка (сама жизнь порой диктует потребность в изменении тех или иных позиций, запланированных студентом для решения задач самовоспитания. Поэтому целесообразная корректировка этих позиций – залог достижения студентом успеха в самовоспитательной работе). В ходе самовоспитательной работы студенту необходимо опираться на потенциал следующих методов:– самоанализ;– самообязательство;– само убеждение;– само приказ;– само принуждение;– самоограничение;– само ободрение;– само поощрение;– самостимулирование.


Знание и умелое использование указанных методов в деятельности по самовоспитанию так же, как и содержательная характеристика воспитательной работы, – показатель уровня компетентности студентов, в частности методической. Результаты анализа практики использования обозначенных методов в реальном процессе самовоспитания свидетельствуют о том, что опора на них возможна только при познании их потенциальных возможностей и умелом оперировании студентами этими знаниями в ходе самовоспитательной деятельности. Отметим также, что обозначенные методы используются в самовоспитании, как правило, в их сочетании. Самовоспитание осуществляется студентами под руководством преподавателя, организующего и направляющего их самообразовательную деятельность. В этой связи в интересах достижения эффективности руководства целесообразно определиться с пониманием его сущности и содержания. Руководство самовоспитанием студентов – это целенаправленная деятельность преподавателя (преподавателей) опозданию, поддержанию и развитию условий в руководстве самообразованием студентов, способствующих достижению ими успеха в самовоспитании. Раскрытие содержательной стороны руководства предполагает рассмотрение признаков, характеризующих понятие руководства.

Первый из них имеет отношение к целевому предназначению (целям) руководства самовоспитанием студентов. Выделим следующие цели руководства:– мировоззренческая (предполагает выработку у воспитываемых (студенческой молодежи) взглядов на мир, на отношения людей, на себя лично, соответствующих типу личности воспитанного человека);– вооружение знаниями (необходимыми студентам, в частности, для осознанного понимания, в чем смысл воспитания, самовоспитания, воспитанности личности, какие нравственно необходимые черты и качества у нее должны вырабатываться);– развивающая (ориентирующая педагога на развитие у студентов интеллектуальных, духовных, этических и эстетических норм и правил поведения);– выработка у студентов психологической готовности к проявлению черт, качеств и отношений воспитанного человека, в том числе и в ситуациях, приводящих к личностному дискомфорту;– самообразовательная (связанная с целенаправленными систематическими занятиями, способствующими самосовершенствованию студентов, выработке у них черт, качеств, отношений, гармонизирующих их с созидательным образом жизни общества).Результативная реализация указанных целевых установок руководстве педагогом самообразовательной деятельностью студентов в ходе их воспитания (самовоспитания) возможна путём создания, поддержания и развития при этом соответствующих условий. Проведенное исследование позволило выявить такие условия. В качестве наиболее значимых из них выделим следующие группы условий руководства воспитанием (самовоспитанием) студентов: дидактических условий и условий, имеющих отношение к образовательной, в том числе и воспитательной, среде. Группа дидактических условий руководства преподавателем самовоспитанием студентов предусматривает: – «вписывание» в определенные закономерности успешного руководства их самовоспитанием; – руководство в данном процессе принципами воспитывающего воздействия. В числе закономерностей, «вписывание» в которые в ходе руководства самовоспитанием студентов способствует достижению запланированных результатов воспитания, в частности, выделим: – диалектическую взаимосвязь объективно задаваемых преподавателем целей воспитания и субъективно осмысленного и осознанного отношения к ним студентов (опыт руководства воспитанием студентов свидетельствует о том, чтив указанном процессе преподаватель и студенты порой идут как бы параллельными курсами. В связи с отмеченным обстоятельством преподавателю следует четко отслеживать мнение студентов по данному вопросу и по возможности корректировать свои целевые установки с позициями воспитуемых);– системную взаимосвязь в воспитывающем воздействии всех компонентов воспитания: мотивационно целевого, содержательного, процессуально методического, контрольно-оценочного и коррекционного (в руководящей деятельности педагога на уровне рефлексии и само рефлексии следует увязывать цели воспитания с отношениями к ним студентов, объект дивно заданное содержание воспитания и как к нему относятся воспитываемые, методику воспитывающего воздействия и как она ими воспринимается, используемые критерии оценки результативности воспитания и каким образом они воспринимаются студентами).Разумеется, в воспитывающем воздействии следует учитывать и другие закономерности. Для успешного руководства самовоспитанием студентов, наряду с «вписыванием» в рассмотренные закономерности, важно также опираться на действие определенных принципов, что способствует созданию, поддержанию и развитию условий, необходимых для достижения успеха в воспитательной работе. В числе них выделим следующие:– формирование и укрепление у студентов веры в то, что все они уникальны в своих потребностях, нравственных установках, и эта уникальность должна способствовать созидательному развитию как их лично, так и общества в целом;– ориентация в воспитательном процессе на приоритетность общечеловеческих, гуманистических ценностей в решении личностных задач, в том числе и связанных с нравственным выбором;– проявление преподавателем демократичности во взаимоотношениях со студентами, в частности в ходе решения воспитательных задач;– укрепление единства профессионализма и социализации студентов в руководстве их самообразовательной деятельностью, ориентированной на решение проблем воспитания;– культивирование в образовательном процессе требований «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания»;– стимулирование творческого подхода в решении задач воспитания;– связь воспитания с жизнью, учебой, с решением практических задач; – реализация деятельностного подхода в постановке и решении задач воспитания;– использование вариативных возможностей в воспитательной деятельности как педагогом, так и студентами. Наряду с созданием, поддержанием и развитием группы дидактических условий, в руководстве преподавателем самообразовательной деятельностью студентов следует формировать и определенную воспитательную среду.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самообразование студентов – это дидактически обоснованная самостоятельная познавательная и преобразовательная деятельность по самообразованию и ее реализациив образовательном процессе, по формированию и развитиюопределенных компетенций для решения жизненных и профессиональных задач, осуществляемая как в ходе аудиторных,так и внеаудиторных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава.

Руководство самообразовательной деятельностью студентов – это процесс и результат создания, поддержания и развития преподавателем при выполнении своих функциональныхобязанностей условий, необходимых для выработки у обучаемых компетенций, способностей, черт активных субъектовучебной, а в последующем и профессиональной деятельности,заинтересованных в достижении личностного и общественного благополучия.

Исследовательское решение проблемных вопросов поформулированию понятий «самообразование» и «руководство самообразовательной деятельностью студентов» послужило методологической основой для теоретического обоснования концептуальной модели дидактического руководствасамообразовательной деятельностью студентов с опорой накомпетентностный подход.

Концептуальную модель руководства самообразованиемхарактеризуют положения, имеющие отношение к концепции,к модели, а также к компетентностному подходу, в соответствии с которым она формируется и используется в образовательном процессе.

Концепцию руководства самообразованием обучающихся характеризуют следующие положения. Любой человек, втом числе и личность обучающегося, обладает самодвижущейсилой, природной способностью саморазвития на собственной основе, что позволяет ей поддерживать и развивать себя,самоактуализироваться, самоопределяться, самоутверждатьсяи самосовершенствоваться в учебной деятельности. Соответственно и педагогу в руководстве самообразованием следуетопираться на данную природную способность личности к саморазвитию, актуализировать и активизировать ее интеллектуальный потенциал в учебно-воспитательном процессе.

В ходе руководства самообразованием студентов педагогобучает их самостоятельно учиться, побуждает к овладениюпрофессиональными, социальными и личностными компетенциями.

Модель концептуального руководства самообразовательной деятельностью обучающихся предполагает, во-первых,создание, поддержание и развитие педагогом условий общепедагогических (обеспечивающих решение проблем руководства, т. е. проблем для чего учить, кого учить, чему учить, как учить, кому учить) и дидактических (позволяющих педагогу «вписываться» в закономерности и принципы обучения),во-вторых, реализацию функций руководства самообразованием, в-третьих, разработку и использование механизма(процедуры) руководства самообразовательной деятельностью и, в четвертых, опору на общенаучные подходы (деятельностный, системный, проблемно-целевой, акмеологический идр.), обеспечивающие эффективное функционирование указанной модели в образовательном процессе.