Файл: Курсовая работа по дисциплине Макроэкономика Студент Гусельникова Кристина Михайловна.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1342
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие и основные принципы импортозамещения
1.2 Положительные и отрицательные последствия политики импортозамещения
2 АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИИ
2.1 Анализ и проблемы импортозамещения в России
2.2 Опыт зарубежных стран по импортозамещению
2.3 Рекомендации развития импортозамещения в России на основе опыта зарубежных стран
2.3 Рекомендации развития импортозамещения в России на основе опыта зарубежных стран
Концептуально стратегической целью государственной политики импортозамещения в РФ должно стать уменьшение зависимости внутреннего рынка от импорта благодаря укреплению конкурентоспособности и росту спроса на товары (работы, услуги) отечественного производства, наращиванию производственных мощностей и реализации инновационного потенциала. При этом системное влияние отечественной государственной политики импортозамещения на продвижение внутреннего рынка и укрепления важных компонент экономической безопасности государства обеспечивается согласованием стратегических приоритетов импортозамещения с базовыми параметрами безопасности развития внутреннего рынка. На основе такого подхода обоснованные такие стратегические приоритеты государственной политики импортозамещения в РФ:
- увеличение емкости внутреннего рынка отечественных конкурентоспособных товаров (работ, услуг) и инвестиций в технико-технологическую базу отечественного производства; формирование оптимальных структурных соотношений в сегментах производства и сбыта товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке;
- обеспечение высокой инновационной активности в реальном секторе экономики; формирование качественной бизнес-среды на внутреннем рынке;
- реализация потенциала импортозамещения в укрепление пространственно-структурной конкурентоспособности территорий и сегментов внутреннего рынка.
Системность и многоуровневость государственной политики импортозамещения объективно предопределяет важность осуществления реформ по формированию фундаментальных предпосылок ее реализации. Речь идет о необходимости глубоких институциональных изменений и структурных реформ, без которых объективно невозможно обеспечить качественные и необратимые сдвиги в сферах развития внутреннего производства, потребительского рынка и положительные изменения в системе экономической безопасности государства. При этом важно, чтобы в процессе проведения структурных изменений и институциональных реформ учитывались региональные и отраслевые особенности. Так, основные институциональные изменения в региональном аспекте предусматривают усовершенствование нормативно-методического базиса реализации региональной политики импортозамещения по наиболее приоритетным направлениям (конкуренция, права собственности, инвестирования, дерегулирование), введение пространственно-структурного стратегического
планирования и программирования политики импортозамещения, улучшение институционно-организационных основ реализации региональной политики импортозамещения; отраслевое улучшение институционального обеспечения развития предприятий высокотехнологичных отраслей, содействие развитию сетей вспомогательной инфраструктуры в отраслях перерабатывающей промышленности, содействие институционально-организационному развитию вертикально-функциональной интеграции предприятий сфер производства и товарного обращения.
Структурные реформы целесообразно сосредоточить на обеспечении необходимых количественно-качественных соотношений в базовых видах экономической деятельности реального сектора экономики (увеличение доли промышленного производства инновационно-технологической отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособностью, улучшение качественных потребительских характеристик отечественной сельскохозяйственной продукции, оптимизация сырьевых источников в перерабатывающей промышленности) и на региональном уровне (увеличение количества и расширение рыночной доли торговых объектов по продаже товаров местного производства, рационализация пространственно-видовой структуры импортозамещающего промышленного производства, совершенствование структуры источников финансово-инвестиционного и ресурсного обеспечения внутрирегионального импортозамещающего производства).
Стратегически важной предпосылкой укрепления конкурентоспособности отечественного производства как ключевого фактора экономического характера по противодействию импортозависимости является формирование и реализация инновационного потенциала реального сектора экономики. Недостаточно высокие показатели в области инновационной активности и внедрения результатов НИОКР в промышленном производстве РФ требуют более качественной и эффективной модели государственной политики в этой сфере с обязательным учетом регионально-отраслевых особенностей импортозамещения и потенциала инновационно-технологического развития. На основе такого подхода определены целевые ориентиры государственной политики реализации инновационного потенциала развития реального сектора экономики как фактора импортозамещения, которые диверсифицированы по:
1) регионам с потенциалом развития промышленного производства, трансграничных-транзитным и логистическим потенциалом, специализацией на агропромышленном производстве, высоким уровнем научно-технологического развития и создания ИТ-услуг;
2) таким направлениям инновационного развития, как создание и увеличение объемов деятельности локальных интегрированных систем, развитие инновационной инфраструктуры, создание институциональных элементов межфункционального и межотраслевого сотрудничества субъектов базовых видов экономической деятельности и научно-инновационного сектора.
Селективный подход объективно уместно выдержать и в контексте государственной региональной и отраслевой политики импортозамещения, что обеспечит, во-первых, высокую эффективность реализуемых мероприятий и, во-вторых, экономию соответствующего ресурсного обеспечения.
Из указанного следует:
- для регионов с высоким уровнем импортозависимости и динамикой его усиления целесообразно реализовать стратегию агрессивного противодействия потребительскому импорту и насыщения внутреннего рынка товарами местного производства;
- для регионов с высоким уровнем развития экспортного потенциала и низким уровнем ориентации продукции на внутреннее потребление - стратегию последовательной диверсификации производства с экспортоориентированного сектора на внутрирегиональный рынок;
- для регионов со сбалансированной структурой внутреннего рынка и фаз общественного воспроизводства - стратегию активизации межрегионального сотрудничества для проникновения отечественных товаров из регионов-лидеров по объемам производства потребительских товаров;
- для регионов с близким доступом внутреннего рынка для импортных товаров (услуг), недостаточными темпами индустриализации, малыми объемами капитальных активов - стратегию фокусирования и концентрированного роста;
- для регионов с развитым агропромышленным потенциалом и низким уровнем развития торговых сетей и высокой защищенностью внутреннего рынка - стратегию сохранения высоких темпов развития внутреннего производства и импортозамещения.
Одной из определяющих особенностей современного этапа социально-экономического развития РФ является нестабильность экономико-правовой бизнес-среды с такими негативными проявлениями, как монополизация и сложность доступа к ресурсам и рынкам, чрезмерная зарегулированность административно-хозяйственные процедур,
высокий уровень трансакционных издержек, проявления дискриминационного поведения и рейдерства. Это на фоне ограниченности инвестиционного и финансово-ресурсного обеспечения для большинства отечественных субъектов хозяйствования в значительной степени выдвигает на первый план не потребность в обеспечении конкурентоспособности и укреплении позиций на внутреннем рынке, а потребность обеспечения их экономической безопасности. Поэтому взвешенная политика импортозамещения должна учитывать совокупность мероприятий, ориентированных на укрепление экономической безопасности отечественных субъектов реального сектора экономики, служить основой системе экономической безопасности государства. Стратегическим ориентиром государственной политики укрепления экономической безопасности субъектов реального сектора экономики определено создание надлежащих условий осуществления хозяйственной деятельности, защищенности экономических интересов, реализации инновационного потенциала развития, усиления конкурентоспособности субъектов реального сектора экономики на внутреннем рынке.
В процессе планирования и реализации государственной политики импортозамещения в РФ важно учесть и внешние факторы, тенденции, обусловленные сменой стратегического вектора внешнеэкономических отношений. В среднесрочной перспективе это означает необходимость готовности к конкуренции отечественных предприятий с более конкурентоспособными внешними субъектами на более открытом внутреннем рынке, к расширению «поля» конкуренции на европейское пространство. Государственная политика импортозамещения должна в значительной степени касаться содействия в готовности отечественных субъектов бизнеса к конкуренции, а ее действенность и компетентность потребует реализации инструментов на всех уровнях управления. На федеральном уровне необходимы: совершенствование интситуционно-правового обеспечения в сфере финансово-инвестиционной поддержки отечественных предприятий, внедрение стратегического планирования этих процессов, становление национальной системы финансовой поддержки, а также привлечение финансовых ресурсов из внешних источников.
На региональном уровне - развитие региональной инфраструктуры финансовой поддержки, поддержка внешнеэкономической активности малых субъектов предпринимательства, становление элементов частно-публичной финансовой поддержки,
формирование экспортоориентированных кластеров, привлечение бизнес-ассоциаций, продвижение инвестиционной привлекательности территорий.
На отраслевом инфраструктурном уровне - создание и развитие системы кредитно-финансовых организаций поддержки внешнеэкономической деятельности, эффективная реализация базовых функций институтов инвестиционной поддержки, формирование площадок сотрудничества субъектов внешнеэкономической деятельности и рынка финансовых услуг, широкое использование возможностей страховой сферы и инструментов альтернативной инвестиционной поддержки.
На уровне субъектов реального сектора экономики - формирование внутренних фондов инвестирования в модернизацию технико-технологической базы, оптимизация структуры затрат, стандартизация качества, реализация интеграционных проектов для аккумулирования финансово-инвестиционного и инновационного ресурса.