Файл: Курсовая работа по дисциплине Макроэкономика Студент Гусельникова Кристина Михайловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1339

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В экономической литературе приводятся неоднозначные отношения к реализации государственной политики импортозамещения. Несмотря на очевидные преимущества присутствует и негативный опыт, когда не удалось повысить конкурентоспособность отраслей, где преобладали импортные товары, и одновременно был ухудшен эффективность экспортоориентированных производств из-за снижения внимания к их функционирования и ограничения государственной поддержки, замедлены темпы экономического роста вследствие закрытости внутреннего рынка и уменьшение, таким образом, деловой активности в сфере купли-продажи товаров. Наличный и опыт бывших государств советского пространства, когда государство было вынуждено продавать на внутреннем рынке менее качественную продукцию, которая была изготовлена на территории государства, но не имела внешних каналов продвижения, ограничивая продажу качественной импортной продукции, не способствовало ни развития местного производства ни удовлетворению потребностей потребителя.

Считается, что, на наличие положительного эффекта от реализации политики импортозамещения в наибольшей степени влияет эффективность ее государственного регулирования в сочетании с фактором долго-, средне- или краткосрочного периода реализации мероприятий, ведь политика импортозамещения ограничена во времени и при достижении надлежащих результатов объективно становится менее необходимой. Именно поэтому важно обобщить теоретические основы применяемых государством механизмов, инструментов, средств и мер регулирования в рассматриваемой сфере.

Ученые по результатам изучения опыта Турции приходят к выводу, что прямые ограничения и запреты ввоза на территорию страны импортных товаров имеют преимущественно негативные последствия. Поэтому эффективное импортозамещение рассматривается как процесс перехода к экспортоориентированной экономики, создание конкурентоспособного частного и государственного производства, способного выстоять на внутреннем и укрепить позиции на внешних рынках, широкомасштабного развития сотрудничества отечественных и зарубежных предприятий.

В рассматриваемом подходе также прослеживается уклон в сторону экономического, в большей степени стратегического, способа регулирования процесса импортозамещения с применением инструмента имплементации иностранного капитала, техники и технологий, опыта и форм менеджмента, коммерческих связей в целях создания совместных производств, в краткосрочной перспективе выгодно ( прежде всего учитывая налаживания новых отношений и проникновения на рынок) для импортеров товаров и услуг, но в долгосрочной - для отечественных производителей, которые,
улучшая ресурсное обеспечение, интеллектуально-кадровый капитал и навыки, могут расширить объемы и номенклатуру производства продукции, направить значительные ее объемы на внутренний и внешний рынки.

Выгоду от импортозамещения получают те отрасли, которые способны конкурировать с более дешевой или качественной импортной продукцией. Кто платит за импортозамещения? Потребители. Вследствие импортозамещения цена товара рано или поздно растет, и потребители платят больше за неэффективность отечественных производителей.

Чтобы оправдать такую политику, правительство может использовать два основных аргумента: о «отрасль в зародыше» и о защите рабочих мест. Суть аргумента о «отрасль в зародыше» в том, что новые отрасли не могут конкурировать с иностранными производителями, а потому требовать поддержки правительства, чтобы стать более конкурентоспособными. С точки зрения правительства, импортозамещения защищает отечественные отрасли и сохраняет неизменным уровень занятости в этих отраслях.

То есть, отдельные ученые негативно оценивают роль импортозамещения, считая, что универсальным регулятором в открытых экономиках является рынок. Главными негативными последствиями здесь указываются: ниже эффективность импортозамещающего производства; перетекание большей части дохода и прибыли к иностранным компаниям, что разворачивают внутри страны производство собственной продукции; углубление импортозависимости и отток иностранной валюты вследствие использования инвестиционно-технологического обеспечения и промежуточных товаров импортного происхождения; замедление развития в тех сегментах реального сектора экономики, где внедряется импортозамещения, поскольку предприятиям не удается нарастить достаточный потенциал конкурентоспособности из-за чрезмерного использования таможенных ограничений.

Эти риски следует обязательно учесть при планировании и реализации политики импортозамещения, особенно в пост трансформационном этапе развития национального хозяйства. Но также считаем, что импортозамещение объективно необходимо. Его значимость заключается, во-первых, в создании благоприятных предпосылок для поэтапной трансформации экономической системы с усилением внешне ориентированного вектора развития экономики, позволяет обеспечить стабильную работу предприятий, удовлетворить потребительский спрос населения качественными товарами и услугами отечественного производства, a в дальнейшем выйти на внешние рынки.



2 АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИИ




2.1 Анализ и проблемы импортозамещения в России



Импортозамещение в России является необходимым, тем не менее, его реализация в нынешнем варианте, не приносит необходимых результатов. Как доказательство этому приведем статистические данные.

Импорт России по итогам 2019 г. составил 243780,6 млн долл. США, увеличившись на 2,36% по сравнению с 2018 годом. Более подробно данная ситуация отражена на рисунке 2.1.



Рис. 2.1. Динамика импорта в РФ в 2016-2019 гг., млн. долл. США2

Таким образом, в течение всего исследуемого периода, объемы импорта РФ росли, тем не менее, рассмотрение абсолютного показателя не дает возможности оценки политики импортозамещения, поэтому далее, на рисунке 2.2 представлено изменение доли импорта в ВВП страны в 2016-2019 гг. (показатель ВВП взят в текущих ценах в долларах США по данным Всемирного банка, так как и показатель импорта рассматривается в текущих ценах).



Рис. 2.2. Доля импорта в ВВП РФ в 2016-2019 гг., %3

Согласно данным рисунка 2.2, доля импорта в ВВП страны не превышала показателя в 14,78%, тем не менее, если в 2016-2018 гг. удавалось поддерживать почти стабильный уровень импорта в ВВП (14,39% в 2016 г. и 14,37% в 2017-2018 гг.), то в 2019 г. данный показатель увеличился на 0,41 п.п. и составил 14,78%.

Политика импортозамещения необходима для использования в России на нынешнем этапе развития отечественной экономики, так как объемы импорта в последние годы все равно растут, поэтому для того чтобы лучше разобраться в подобной ситуации рассмотрим далее более детально особенности проведения политики импортозамещения в России.

В настоящее время с учетом создавшейся ситуации в условиях продолжающихся санкций Министерством экономического развития России разработан комплекс мероприятий по поддержке и развитию экономики народного хозяйства страны в целом, а также отдельных ее отраслей, имеющих значительный потенциал импортозамещения и снижающих уровень импортозависимости России.


В условиях реализуемой политики импортозамещения Правительством Российской Федерации начиная с 2014 г. разрабатываются и принимаются разнообразные соответствующие нормативно-правовые акты. В рамках проводимого исследования представляется целесообразным более подробно остановиться на первом из перечисленных блоков государственных мероприятий – разработке и принятии программ развития отдельных отраслей народного хозяйства.

В таблице приложения 1 на основе анализа официальной информации с Портала государственных программ Российской Федерации представлен перечень государственных программ с указанием их целей, ориентированных на поддержание импортозамещения.

Как видно из таблицы приложения, прямое указание в целях программ на импортозамещение товаров присутствует лишь в нескольких госпрограммах, действие которых распространяется на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса. В программе развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений в качестве цели устанавливается ориентация на обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей в профильной продукции, что тоже может расцениваться как направление импортозамещения в отрасли, причем полного, без какой-либо доли импорта продукции судостроения.

Вместе с тем, в большинстве других государственных программ нацеленность на продолжение реализации политики импортозамещения также присутствует, но отражена она в иных, нецелевых разделах программ. Так, в программе развития фармацевтической и медицинской промышленности выделена подпрограмма 1 «Развитие производства лекарственных средств». В числе мероприятий данной программы обозначены два направления.

Каждой подпрограммой предусмотрен ряд конкретных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Однако исследователи проблем импортозамещения отмечают, что меры, предусмотренные подпрограммами, являются необходимыми, но не достаточными. Так, в сфере сельскохозяйственного машиностроения подпрограммой развития не предусмотрено никаких программно-целевых инструментов, а бюджетные ассигнования не предусматриваются вовсе.

В рамках импортозамещения при разных министерствах составлены и реализуются антикризисные планы. Предполагается снижение уровня импортозависимости с 88% до 40%. Минпромторг создал Государственную информационную систему правительства, в которой есть документы с планами по импортозамещению в 22 отраслях.