Файл: Понятие и сущность системы обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продуктовое обучение можно отнести к продукции, то есть к тому, что выступает предметом бизнеса в организации, вне зависимости от специфики производства.

II. Навыковое обучение – совершенствование деловых навыков.

Деловые навыки нужны работнику для результативной деятельности. К ним можно отнести координирование времени, проведение презентаций, навыки ведения переговоров, результативное общение и т.д. Навык - это действие, имеющее возможность посредством систематического обучения повторения стать условным рефлексом, давая возможность достичь цели на подсознательном уровне. Уровень владения навыками находится в зависимости как от подготовки человека, так и от уровня его позиции в иерархии организации. Набор основных навыков специалиста должен увеличиваться и зависеть от того уровня управления, на котором он ведет свою деятельность.

г) Функционально-производственное обучение.

III. Целью функционально-производственного обучения выступает развитие профессиональных знаний и навыков. Например, знание изменяющегося налогового учета в бухгалтерии, методов формирования цепочки поставок в логистике или интервьюирования в руководстве кадрами. В составе данного направления находятся узкоспециализированные навыки и знания, которые направлены на увеличение предметной области.

IV. Развитие лидерских качеств.

Данное направление обучения используется по отношению к работникам с высоким управленческим потенциалом, т.е. к тем, кто находится в составе кадрового резерва организации. После прохождения подобных тренингов сотрудники начинают по-новому смотреть на обычные бизнес-процессы и комплекс отношений в организации. Изменяется и отношение к ценностям компании.

Открытое (или виртуальное) образование является особенно актуальным для организаций, расположенных в небольших городах, где обыч­но отсутствуют какие-либо образовательные учреждения нужного им профессионального профиля. В отличие от традиционной заочной формы обучения здесь уже не требуется регулярное личное появление обучаемых сотрудников в колледже или вузе во время сессии. Для получения доступа к необходимым информационно-образовательным ресурсам, а также для сдачи экзаменов и зачетов обучаемому сотруднику достаточно располагать компьютером, подключенный к Интернету. Не менее эффективно рассматриваемые технологии могут применяться и в системе корпоративного обучения непосредственно на рабочих местах.


Рассматривая особенности повышения квалификации и обучения персонала в интернет среде, можно сделать вывод, что данный вид обучения носит название «виртуального», «электронного» обучения, и чаще всего используется термин «дистанционное обучение».

Под дистанционным обучением (ДО) можно понять обучение, в процессе которого все или большая часть учебных процессов реализуется удаленно при помощи применения современных телекоммуникационных и информационных технологий из-за территориальной разобщенности обучаемых и преподавателя[5]. Дистанционное обучение получило известность довольно давно. В СССР и позднее в современной РФ данное обучение использовалось изначально в форме заочного обучения. В форме средств коммуникации изначально была обычная почта, вскоре электронная почта, а в на современном этапе коммуникаций достаточно много и, в их числе, такие, которые реализуют обучение в настоящем времени (компьютерный и голосовой чаты, виртуальная аудитория, вебинары и т.д.).

Дистанционная технология обучения может выступать в форме совокупности подходов и средств обучения и администрирования учебных процессов, которые обеспечивают реализацию учебных процедур на расстоянии, что фактически невозможно без применения современных телекоммуникационных и информационных технологий[6].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что электронные виды обучения, в их числе и ДО, признаны результативными и применяются во всем мире. Данный формат учитывает совмещение индивидуальной и групповой видов обучения в режиме он-лайн посредством использования сети Интернет. Занятия реализуются в удобное всем участникам время и имеют в своем составе семинары, мини-лекции, решение бизнес-кейсов, методы voice-модерации, ролевые и деловые игры, т.е. практически все активные способы, которые применяются в традиционном обучении.

В процессе обучения в условиях географического разделения преподавателя и слушателя существует возможность выделить два достаточно выделяющихся подхода.

Первый подход, который максимально часто встречается на сегодняшний день на практике, основан на обмене информацией между слушателями и преподавателем. Слушатели играют роль получателей некоторого ин­формационного содержания. Качество усвоения материала анализируется преподавателем, которому отправляются заполненные задания. В данном подходе под знаниями можно понять передаваемую информацию, но стоит отметить, что в данной ситуации учащиеся, зачастую, не получают личный опыт, а также почти не происходит регулирование их работы по конструированию знаний.


Из перечня бесплатных программных продуктов существует возможность проанализировать программу IP-телефонии компании Skype™, предполагающая возможность реализации видеоконференций с несколькими пользователями и в ближайшем будущем планирует увеличить масштабы деятельности данного сервиса, запустив новую бета-версию видео-мессенджера, в которой существует возможность формирования видеоконференции на 10 человек.

Можно выделить такие виды обучения сотрудников, как дистанционные деловые игры, виртуальное посещение собеседований, практикумы, совместная деятельность над заданиями, виртуальные презентации новых подходов к подбору с отработкой на практике, обмен информацией и компьютерная переписка, деятельность в малых группах и прочее.

В настоящий момент дистанционное обучение активно развивается и охватывает все больший процент учебных программ.

Виды дистанционного обучения представлены в Приложении 1.

Также в обучении персонала широко используются виртуальные тренажеры.

Для эффективного виртуального тренажера необходимо создать удобную для пользователя среду, в которой пользователь сможет легко ориентироваться, сосредоточив свое внимание на учебном материале, вопросах тестов и порядке работы, а не на управлении программой тренажера.

Основные формы и методы обучения

Система обучения имеет в виду использование методов, форм и видов обучения. Методы и формы обучения зависят от следующих факторов: цели компании, цели персонала, цели кадровой политики компании и так далее.

Выбор форм и методов, по утверждению А.Я. Кибанова[7] осуществляется в зависимости от целей  обучения, задач и результатов, которые определяются на предварительных этапах организации учебного процесса.

Л.В. Карташова[8] классифицирует подходы к обучению сотрудников, таким образом:

1) активные и пассивные – отличаются по уровню активности, проявляемой обучающимися. Например, лекция, в процессе которой слушатель имеет возможность спать, реализовывать свои дела, или же решение кейсов, деловая игра, в которых необходимо участие всех обучающихся.

2) групповые и индивидуальные – в процессе использования индивидуального подхода к обучению применяется возможность в полном объеме сосредоточиться на определенных знаниях и умениях одного человека; профессиональное переобучение и обучение незанятых граждан и безработных; групповому обучению необходимо соответственно меньше и экономических расходов.


3) с отрывом от производства и без –подходы к обучению без отрыва от производства взаимодействуют непосредственно с самим производственным процессом немедленно используются в практической деятельности[9].

Каждый подход обладает своими определенными преимуществами и недостатками. И основным критерием в процессе выбора того или иного подхода выступает его результативность для достижения целей обучения каждого определенного сотрудника.

Формы обучения персонала представлены на рис. 1.2.

Формы обучения персонала

Индивидуальное и групповое обучение

Внешнее и внутреннее обучение

Внутреннее обучение проводится на территории Компании в специально выделенных для этих целей помещениях или на арендуемых площадях.

Внешнее обучение представляет собой обучение по долгосрочным академическим программам учебных заведений (программы среднего специального образования, бакалавриата, специалистов, магистратуры, МВА) или обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п.).

Рисунок 1.2. Формы обучения персонала

Характеристика видов обучения персонала представлена в Приложении 2.

Зачастую формы обучения сотрудников анализируют без отрыва друг от друга, из-за того что обучение высококвалифицированных специалистов рассматривает достаточно тесное взаимодействие со всеми видами обучения. Все виды обучения работников основываются на методах обучения.

Методы обучения персонала - это подходы, в процессе реализации которых появляется возможность достижения овладения умениями, знаниями, навыками обучающихся».

Факторы, влияющие на выбор методов обучения, представлены на рисунке 1.3.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения

Индивидуальные особенности обучаемых

Цели обучения

Ожидаемые результаты обучения

Рисунок 1.3. Факторы, влияющие на выбор методов обучения

Качественное обучение нуждается в индивидуальном подходе к потребностям каждого сотрудника. Любой подход имеет свои недостатки и преимущества. Это и нужно учесть в процессе формирования программы обучения.

К выбору подхода к обучению необходимо подходить избирательно - обучающие программы различаются и по степени сложности, и по цене, и по времени прохождения, и по длительности влияния.

Классификация форм обучения представлена на рисунке 1.4.


Классификация методов обучения

С отрывом от производства и без отрыва от производства

Индивидуальные и групповые

Пассивные и активные

Рисунок 1.4. Классификация методов обучения

Характеристика методов обучения представлена в Приложении 3.

Вышерассмотренная классификация подходов к обучению сотрудников обобщает ряд классификационных признаков, но она не выступает исчерпывающей.

Существует большое количество подходов к обучению сотрудников, и каждый из них обладает своими недостатками и преимуществами. Это нужно помнить в процессе создания комплекса обучения сотрудников. Ключевым критерием при выборе некоторого подхода должна выступать его результативность для достижения целей обучения каждого конкретного сотрудника.

Глава 2. Анализ обучения персонала организации ООО «Музыкальные подарки»

2.1. Структура организации

Компания ООО «Музыкальные подарки» была создана в 2009 году. Основной деятельностью предприятия являлась продажа мягконабивных анимированных игрушек на территории РФ. Продукция закупалась на заводах Китая. В 2013 году предприятие арендовало 1 из этих заводов и начала непосредственную деятельность по производству игрушек и последующей их реализации.

ООО «Музыкальные подарки» - общество с ограниченной ответственностью. Преимущества общества с ограниченной ответственностью – простота организации, управления, экономическая мотивация. Недостатки – ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

ООО «Музыкальные подарки» представляет на Российском рынке оригинальные интерактивные подарки. Продукция предназначена для детей и взрослых. Ассортимент включает в себя более 200 позиций мягконабивных игрушек и постоянно обновляется. Широкий диапазон цен создаёт одно из главных конкурентных преимуществ.

Реализация продукции ООО «Музыкальные подарки» осуществляется на территории Российской Федерации. Рынок данной продукции является рынком монополистической конкуренции, на котором присутствуют более 10 оптовых продавцов. Основными конкурентами ООО «Музыкальные подарки» являются такие компании как: Ouaps, Hasboro, Playmates, P.T. International, CityWorld, Bratz – производители интерактивных игрушек и компании: Game-TOYS, ME TO YOU, ORANGE, InternationalTradeProvider, Аврора – производители мягких игрушек.