Файл: Обучение, занятость и трудоустройство инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2017 г. 13,2 млн. человек.

Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.

Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [2. ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ].

Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы [2. ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ],

[3. Трудовой кодекс РФ от 01.02.2002г.].

Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.

Предметом – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.


Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов

2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения

3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.

При написании работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.

Глава 1. Правовые регулирования профессионального обучения инвалидов.

1.1 Виды и формы профессионального обучения инвалидов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [2. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ].

Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз, [2. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ].

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:


- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).


- Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.

- При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

- оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

- суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

- оплату найма жилого помещения на время обучения.

Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.

Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально – бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.

В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети – инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты – инвалиды находятся на государственном обеспечении – бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.

Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико – социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.


Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образовании.

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования.

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них без барьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.

 1.2 Проблемы, возникающие в области профессионального обучения инвалидов.

Выбор профессии относится к наиболее важным решениям, которые на своем жизненном пути делает человек. От правильного выбора во многом зависит качество трудовой жизни – одной из главных сфер человеческой жизнедеятельности, в которой реализуются созидательные потенции людей, происходит развитие способностей и личных качеств, выстраивается профессиональная карьера, зарабатывается материальное благополучие. Этот выбор, как правило, делается в молодом возрасте, когда людям из-за дефицита жизненного и практического опыта, нередко неясных представлений о собственных возможностях и склонностях трудно принять корректное решение. Поэтому многие из них ориентируются на внешние факторы, в числе которых семейные традиции, советы родителей и друзей, престижность и выгодность профессий, их атрибутивная сторона. Однако при этом факторы внутреннего порядка, связанные с индивидуальными особенностями человека, далеко не всегда принимаются в расчет.


Неправильные решения, когда человек выбирает «не свое дело», ведут к неблагоприятным последствиям как для него самого, так и для общества, что связано с «холостыми» расходами на обучение и дополнительными затратами на переобучение, с перерывами в трудовой деятельности, с проблемами самореализации и карьерного продвижения. Среди них - скромные результаты профессиональной деятельности, работа не по профессии, получение второго профессионального образования, а также высокая степень неудовлетворенности работой. По нашим исследованиям, ее связь с недовольством профессией (специальностью) заметно теснее, чем с неудовлетворенностью оплатой труда, и непривлекательная профессия – одна из самых значимых причин текучести кадров.

Этим определяется актуальность профессиональной ориентации, которая призвана помогать учащимся школ, учреждений профессионального образования и взрослым гражданам выявить их способности и склонности, определить профессии, которые наилучшим образом отвечают индивидуальным особенностям, чертам личности, перспективам трудоустройства, карьерного роста и материальным запросам.

Особую значимость имеет профориентация для лиц с ОВЗ, что обусловлено следующими основными обстоятельствами. Во-первых, выбор профессии и места работы у них объективно уже, чем у здоровых людей.

Во-вторых, в силу тех же причин эта группа населения недостаточно информирована о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии рынка труда и требованиях работодателей. Между тем инвалиды относятся к слабо конкурентным на рынке труда категориям, многие из них непривлекательны для работодателей, к тому же для их трудоустройства нередко требуются особые приспособления и специально оборудованные рабочие места. В-третьих, инвалиды чаще плохо адаптированы к социальной среде, имеют ограниченный круг социальных контактов, нередко страдают инфантилизмом, неадекватными представлениями о своих способностях и возможностях, а также пассивными трудовыми диспозициями. В-четвертых, значительной их части не под силу второе образование и переобучение другой профессии. Все это говорит о том, что цена ошибок в выборе профессии у лиц с ОВЗ неизмеримо выше, чем у здоровой части населения,

а потому требования к профориентационной работе с инвалидами должны быть особенно серьезными.

Профессиональная ориентация инвалидов, как и других групп населения, представляет собой систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учётом физиологических и социальных особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Эта система включает следующие основные элементы: