Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые регулирования профессионального обучения инвалидов.
1.1 Виды и формы профессионального обучения инвалидов.
1.2 Проблемы, возникающие в области профессионального обучения инвалидов.
Глава 2. Правовое регулирование занятости инвалидов.
2.2 Особенности трудоустройства инвалидов.
По данным Минтруда России, из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест.
Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратоемко для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности», [4. приказ №515 Минтруда РФ от 04.08.2014г.].
Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:
- сфера услуг (информационное консультирование);
- торговля;
- финансовая деятельность;
- образование и наука.
В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию. Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:
1. Базовое образование в высшем учебном заведении (бакалавриат).
2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).
3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.
4. Стажировки за рубежом.
5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования». Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.
2.2 Проблемы по трудоустройству инвалидов.
Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями получила широкую огласку в недалеком прошлом. Движение за равные права в сфере труда в западноевропейских странах насчитывает не более 60 лет, а в России – около 20.
Моментом его начала можно считать 24.11.1995 г. – дату принятия ФЗ №181 о соцзащите инвалидов в РФ. Его положения относительно государственных гарантий занятости этой категории лиц были расширены в 2001 году за счет положений ТК РФ [2. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181- ФЗ].
Однако преодолеть столетиями складывающиеся стереотипы и предрассудки в одночасье невозможно – на это требуется время и усилия со стороны государства, специализированных общественных организаций и самих инвалидов. Корень проблемы – в области психологии, как ни странно, ключевая составляющая трудностей поиска места для соискателей с ограниченными возможностями находится в социальной, а не в экономической сфере.
Они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу, вне остальных людей. В этом плане Россию, как и большинство постсоветских стран, трудно назвать цивилизованным государством: у рядового гражданина вид больного ДЦП вызывает в лучшем случае желание дать подаяние, в худшем – отстранение и неприязнь. Этим и объясняется психологическая дискриминация людей с инвалидностью при трудоустройстве.
Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний: попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности; смущаются, проводя собеседование; не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности; затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их адаптацией на рабочем месте.
Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго – налоговые льготы. Однако с утратой силы ФЗ о налоге на недвижимость фирм наиболее значимые льготы для работодателя были отменены, и трудоустройство людей с ограниченными возможностями стало менее привлекательным. НК РФ в текущей редакции лишь освобождает работодателя от уплаты единого социального взноса за трудоустроенного льготника.
Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10% людей с ограниченными возможностями, тогда как в США – 30%, в Великобритании – 40%, в Китае – 80%. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий.
Между тем влияние на работодателей они производят в основном за счет экономических методов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется и считается пережитком – дискриминацией наоборот.
Реализованная в ТК РФ политика трудоустройства льготников не соответствует рыночным реалиям.
Таким количеством привилегий государство оказывает им «медвежью услугу». В результате ИП и учреждения предпочитают нанять трудоспособного гражданина и при необходимости заплатить штраф, нежели заботиться об адаптации инвалида и заниматься обустройством под него рабочих и бытовых помещений. К примеру, наем колясочника требует перепланировки не только непосредственного рабочего места, но и туалета, лифта, возможно, строительства пандуса.
Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах: фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека; правовой – законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено); информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).
Все ли организации РФ обязаны нанимать инвалидов? Характеристика федерального законодательства Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181 [2. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181- ФЗ].
Согласно ее предписаниям: в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников; на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%; от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.
Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей.
Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.
Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости [7. КоАП от 30.12.2001г.], [2. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181- ФЗ].
Шансы привлечь к ответственности существуют, когда: в учреждении было вакантное место по квоте; условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации. к содержанию Преимущества людей с ограниченными возможностями при найме на работу Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы.
Запрещено вносить в коллективный договор предписания, ухудшающие положение лиц, имеющих инвалидность, по сравнению с оговоренными актами федерального и локального нормотворчества.
На работодателя возложено обязательство создавать нанятому не просто более комфортные условия, а именно такие, как предписано индивидуальным планом реабилитации.
Сложилось две противоположные тенденции: большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях; часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.
Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве. к содержанию Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости.
Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует
Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы. Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах: подбор персонала из числа льготников для заинтересованных работодателей; проведение ярмарок вакансий; повышение квалификации лиц с инвалидностью; содействие частной инициативе и открытию ИП инвалидами; формирование групп для выполнения оплачиваемых общественных работ и временной занятости. Специалисты центров по поддержке льготников проводят индивидуальную работу, предполагающую: помощь в адекватной оценке собственных навыков и качеств (профориентация); поиск вакансий, где сильные стороны человека будут максимально затребованы; оценка потребности в адаптации найденного рабочего места к нуждам сотрудника; способствование созданию условий труда (в Москве адаптация рабочего места работодателя, готового нанять инвалида, проводится за государственный счет); помощь в оценке должностных обязанностей и требований к качеству конечного продукта; развитие навыков эффективной деятельности; консультирование относительно методов взаимодействия с начальством и коллективом; поддержка и помощь в преодолении конфликтов или проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудоустройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:
- законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
- осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
- создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, активно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят: