Файл: Обучение, занятость и трудоустройство инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– профессиональное просвещение, то есть предоставление информации о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

– профессиональное воспитание, то есть формирование трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

– профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

– профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, в том числе, смену профессии и профессиональную переподготовку.

Система профориентационной работы должна способствовать, с одной стороны, оптимизации распределения трудовых ресурсов в экономике и ее в территориальных сегментах, а, с другой – правильному выбору профессиональной деятельности и адаптации к ней.

Поэтому, являясь важным моментом в развитии общества и каждого отдельного человека, она предполагает координацию всех институтов, осуществляющих профориентацию, в деле проектирования ее воздействия на личность обучающихся с учетом социально-экономического прогноза.

В настоящее время профориентационные услуги населению оказывают как государственные, так и негосударственные институты. Среди государственных организаций следует назвать учебные заведения общего и профессионального образования, органы здравоохранения, государственные центры профориентации, службу занятости. К негосударственным организациям, оказывающим эти услуги, относятся преимущественно некоммерческие организации (НКО), в основном социально ориентированного профиля. В последнее время к профориентационной работе активно подключены Интернет-ресурсы, с помощью которых любой желающий на основе системы тестов может сам подобрать подходящую профессию.

В этих организациях лиц с ОВЗ обслуживают либо на общих основаниях, либо предоставляют им специфические услуги. Значение специфических услуг связано с тем, что если для здорового человека профориентация должна быть направлена на достижение максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной карьеры, то для инвалидов следует делать акцент на их адаптацию к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Поэтому профориентация инвалидов требует комплексного клинико-физиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля.

Профориентацию, предназначенную именно для инвалидов, можно пройти в специализированных учебных заведениях (а также классах, группах, факультетах при обычных школах, вузах и пр.), в учреждениях медико-социальной экспертизы, в центрах занятости, в деятельности которых содействие трудоустройству инвалидов выделено в специальный вид помощи, а также в НКО, поддерживающих данную категорию населения.


В числе НКО, прежде всего, следует назвать унаследованные еще с советских времен и хорошо организованные общества инвалидов, а также специализированные объединения (общества глухих и слепых), которые имеют подразделения в регионах и многих муниципальных образованиях. Они проводят профориентацию граждан с ограниченными возможностями, обеспечивают профессиональную подготовку и частично последующее трудоустройство, в том числе на собственных производственных базах.

Определенную поддержку лицам с ОВЗ оказывают созданные после начала реформ некоммерческие организации, объединяющие как граждан, готовых прийти на помощь инвалидам, так и состоящие из самих инвалидов и членов их семей.

Значение специализированной помощи лицам с ОВЗ объясняется тем, что предоставление услуг по профориентации требует особых знаний об их психофизических возможностях, а также о реальных сферах применения этих возможностей. Следует также учитывать специфику личности инвалидов, их узкий кругозор, неуверенность в себе и сравнительно слабые трудовые установки. Как никому другому, лицам с ОВЗ необходим индивидуальный подход, позволяющий повысить самооценку, раскрыть заложенные в них потенции, а порой и отсечь не всегда обоснованные медицинские «запреты на профессию». Поэтому наиболее доступный для многих инвалидов способ получения профориентационных услуг через Интернет нельзя признать удачным.

Даже для лиц без ограниченных возможностей здоровья достоверность результатов тестов, публикуемых в сети, оценивается в 40-50%, тогда как консультации с профессионалом доводят данное значение до 90-95%.

Серьезной проблемой для получения инвалидами услуг по профориентации является возможность добраться до места, где проводятся консультации. Это касается главным образом граждан, ограниченных в передвижении (например, колясочников). Ни профессиональные учебные заведения, ни служба занятости, ни большинство НКО эти услуги на дому не предоставляют, что лишает людей, пусть в определенных пределах, но в принципе трудоспособных, лучше разобраться в выборе жизненного пути, и так осложненного состоянием здоровья.

Еще одной проблемой можно назвать небольшой круг учебных заведений, где инвалиды, нуждающиеся в особом содействии, могут получить профессиональное образование. Данная проблема отчасти обесценивает результаты работы даже самых компетентных консультантов по профориентации, так как обучение корректно подобранной профессии подчас негде пройти. Если общее образование для инвалидов, которые не могут учиться на общих основаниях, доступно через сеть специализированных школ и учебных классов, то подготовка по профессии может представлять значительную трудность. Специализированных подразделений для студентов с ОВЗ в вузах и колледжах пока крайне мало (таких, например, как для слабослышащих категорий в МВТУ им. Н.Э. Баумана).


Большим недостатком профориентационной работы с инвалидами можно назвать недостаточную координацию институтов, которые оказывают соответствующие услуги. Каждый из них в основном сосредоточен на своих ведомственных интересах, а потому даже представление о комплексной системе профориентации данной категории населения пока не сложилось, не говоря уже о самой системе. Так, учреждения медико-социальной экспертизы делают акцент на состоянии здоровья подопечных, перечне показаний и противопоказаний, тогда как грамотное составление профессиограмм на основе характеристик профессий и их перспектив, профессиональных задач, производственных процессов и условий труда не относится к их сильным сторонам. В центрах занятости профессиограммы инвалидов подстраивают к спросу на труд на регистрируемом рынке, в структуре которого доминирует спрос на рабочие профессии, которые подходят далеко не для всех лиц с ОВЗ.

Глава 2. Правовое регулирование занятости инвалидов.

2.2 Особенности трудоустройства инвалидов.

Несмотря на инвалидность, каждый гражданин имеет право осуществление трудовой деятельности.

Трудовая деятельность инвалидов обеспечивается государством в лице уполномоченных должностных лиц, которые способствуют в трудоустройстве.

Гарантии государства предусматривают возможность в любой организации или на предприятии вне зависимости от формы собственности, трудоустроится инвалидам для получения заработка. Эта возможность проявляется в установлении квот на прием инвалидов в любой организации. При этом данная организация должна иметь обеспеченность специальными рабочими местами для инвалидов. Чтоб иметь возможность реализации трудовых способностей инвалидам, разрабатываются специальные программы по получению новых профессий. В центрах занятости устанавливаются резервные места для инвалидов, позволяющие им свободно трудоустраиваться по соответствующей профессии или специальности. Государство также гарантирует занятость инвалидов в предпринимательской деятельности.

На работодателей возлагается обязанность иметь наличие квот для инвалидов. Эта квота рассчитывается в размере 2¬4 процентов на среднюю численность работающих по трудовому договору граждан. При этом квота подлежит установлению в том случае, если в организации трудится не менее 100 человек. При численности работников от 35 до 100 человека, на работодателя возлагается обязанность обеспечить рабочими местами не более 3 процентов инвалидов от числа работающих в данной организации. Не подлежат учету квоты в организациях, которые связаны с опасными или вредными условиями труда.


Не подлежат установлению квот рабочих мест в общественных организациях, где в составе находятся инвалиды, а также организации, имеющие уставной капитал, состоящий из вкладов общества инвалидов. Остальные работодатели обязаны для реализации права на труд инвалидов, предусматривать организацию рабочих мест таким образом, чтобы люди с отклонениями могли свободно трудиться.

На работодателей возлагается обязанность подавать в центры занятости информацию о наличии рабочих мест для инвалидов.

Оборудование специальными рабочими местами Специальное рабочее место представляет собой такие условия для инвалидов, которые требуют принятие дополнительных усилий по трудоустройству, адаптации и реабилитации инвалидов. Как правило, рабочее место должно быть оборудовано средствами для передвижения инвалидов, дополнительными мерами безопасности рабочего места, а также специальное оснащение, позволяющее инвалидам свободно выполнять объемы работ по трудовому договору.

Оснащение рабочих мест производится за счет работодателей. Контроль за обеспечением рабочими местами инвалидов осуществляют органы исполнительной власти. Должностные лица осуществляют проверку на наличие минимальных мест для инвалидов. В случае выявления нарушений привлекают к ответственности работодателей, не обеспечивших условиями для работы инвалидов.

Осуществление трудовой деятельности инвалидами в организациях не зависимо от форм собственности должно сопровождаться разработкой индивидуальных программ по реабилитации инвалидов. Это выражается в том, что в процессе своей трудовой деятельности, лица, имеющие инвалидность, смогли выполнять необходимый объем работы. Рабочее время должно сопровождаться установлением специальных режимом времени отдыха, позволяющих инвалидам восстанавливать силы для трудовой деятельности как в течение дня, так в период отпусков.

Так, например, трудовым законодательством устанавливаются более мягкий режим рабочего времени, а именно не более 35 часов в неделю. Пребывание в ежегодных отпусках предусматривают продолжительность основного отпуска в количестве 30 дней. Инвалиды не могут выполнять сверхурочные работы и привлекаться к работе в ночное время.

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011–2016 годы.

В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:


- за счет средств федерального бюджета - 26900 млн. рублей;

- за счет средств бюджетов субъектов РФ - 19718,99 млн. рублей;

- за счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.

В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия:

1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования.

2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации.

3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности.

В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий.

Ссылаясь на слова директора Департамента по делам инвалидов Г. Лекарева для людей, имеющих инвалидность, желающих работать, важно создать условия, при которых они могут найти подходящее рабочее место.

В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году Департамент осуществляет поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда.

В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда.

Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида.

Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:

1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) - 78,2 млн рублей;

2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) - 46,7 млн рублей;

3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» - 2,5 млн рублей;

4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 10,4 млн рублей;

5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - 8,6 млн рублей;

6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области - 13,1 млн рублей.

Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны — это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций, работающих с инвалидами. Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».