Файл: 1. Теоретические основы комплекса коммуникативного взаимодействия.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, рассмотрев организационно-экономические условия функционирования предприятия и его коммуникативные связи, далее рассмотрим возможности эффективных коммуникаций предприятия.
2.2. Совершенствование комплекса коммуникативного взаимодействия
Основными коммуникативными связями в области сбыта продукции ООО «Газпром Добыча Уренгой» является рекламы и информация о деятельности предприятия в средствах массовой информации «СМИ».
С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области стимулирования продвижения продукции на рынок предприятие проводит следующие мероприятия по рекламе продвигаемой продукции, формируя коммерческое предложение:
- Платная реклама (телевидение, печать (газеты, прайс-листы, торговые и производственные справочники, специализированные журналы и каталоги, буклеты), Internet (электронная почта, электронные доски объявлений, WWW, e-mail, собственный сайт предприятия);
- Директ-мэйл (письма, извещения, представление презентационного материала на специализированных выставках, например, «Нефть и газ»);
- Телемаркетинг (телефонный маркетинг, специальные предложения);
- Public relations (деловые встречи, интервью, спонсорство, статьи в газетах и журналах).
На рынке газа и газопродуктов на территории Тюменской области функционируют два основных предприятия по добыче газа - ООО «Газпром Добыча Уренгой» и ООО «Газпром Добыча Ямбург». Но кроме них, действуют и другие газодобывающие предприятия с меньшим производственным потенциалом, но в целом они занимают достаточно емкий сегмент рынка газа и газоконденсата, поэтому при сегментации рынка эти предприятия сбрасывать со счетом нецелесообразно, так как все они имеют определенных потребителей и влияют на уровень конкуренции на данном рынке.
На рис. 2.2. представлены доли рынка, занимаемые перечисленными предприятиями
Рис. 2.2. Доля рынка, занимаемая ООО «Газпром Добыча Уренгой»
Основными потребителями продукции ООО «Газпром Добыча Уренгой» являются крупные предприятия – юридические лица, такие как ООО «Севергаз», в ведении которого находится весь жилищный комплекс г.Новый Уренгой и обеспечение его теплом, предприятия по переработке газа, а также предприятия
, находящиеся за пределами Тюменского региона, которые получают газ на основе долгосрочных договоров по магистральным трубопроводам. Кроме того, продукция предприятия также идет на экспорт в страны Западной Европы. На следующем этапе данной работы рассмотрим конкуренцию, сложившуюся на рынке газа и газопродукты на территории севера Тюменской области.
В процессе осуществления деятельности фирма или ее подразделение распоряжается своими ресурсами, находясь под воздействием определенных факторов. Принято выделять девять таких факторов, которые называют элементами стратегии. Взятые вместе, эти элементы служат отличными индикаторами того, как фирмы размещают и используют свои ресурсы для достижения определенной цели (рис. 2.3).
Конкурентные преимущества
Структурные изменение
Программы развития
Миссия
фирмы
Продукция
Культура и компетентность управления
Ресурсы
Рынки
Организация дела
Рис. 2.3. Ключевые факторы, воздействующие на фирму в конкурентной среде
На российском рынке добычи газа и газоконденсата нет жесткой конкуренции, но доже в отсутствии конкурентного пресса предприятие всегда должно подтверждать свою торговую марку качеством продукции и услуг, соблюдения корпоративного этикета коммерческой ответственности перед заказчиками и поставщиками.
Стратегия позиционирования фирмы может быть наступательной и оборонительной.
Наступательная (атакующая) стратегия сопряжена с управлением товарным ассортиментом. При расширении ассортимента увеличивается доля рынка (отбирается часть рынка у конкурентов), затрудняется для конкурентов выведение их товаров, усиливаются конкурентные позиции. Но расширение ассортимента усиливает конкуренцию собственных вариантов товара
, сопровождается увеличением издержек на производство и маркетинг. В ряде случаев компания использует в управлении ассортиментом тактику перепозиционирования или акцентирования внимания на новой характеристике товара. На современном этапе своего развития на предприятии разрабатываются новые долгосрочные проекты по поставке газа в страны Восточной Азии и Дальнего Востока.
Оборонительное позиционирование может базироваться на стратегии «крепость на острове». Суть его заключается в том, что варианты товара (или марки), позиционируемые как дорогие и высококачественные, защищаются от ценовой конкуренции более дешевыми вариантами, предназначенными для покупателей, спрос которых эластичен по ценам. В порядке убывающей значимости можно выделить определяющие факторы конкурентоспособности продукции и рассчитать ее количественные параметры, которые представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 - Факторы конкурентоспособности
Факторы | ООО «Газпром Добыча Уренгой»» | ООО «Газпром Добыча Ямбург» | ООО «Газпром Добыча Надым» | Прочие» |
Качество предоставления услуг | Сертификат качества. Высокое качество | Высокое качество | Сертификат качества Случаи технических поломок оборудования | Случаи технических поломок оборудования |
Система дифференцированных тарифов, система скидок и льгот | Отсутствует | Предоставля ется | Предоставля ется | Скидки незначительны |
Реклама | Слабое привлечение средств рекламы | Мощная реклама во всех СМИ | Телевизионная реклама, реклама в СМИ | Наружная реклама на щитах в оживленных местах города |
Перечень продукции | Широкий перечень | Ограничен | Ограничен | Ограничен |
Цена на газ | Высокая | Средняя | Средняя | Средняя |
Репутация фирмы | Надежная | Постоянные клиенты | - | Ненадежная репутация |
Главным конкурентом является ООО «Газпром Добыча Ямбург», который имеет большую клиентскую базу. При оценке конкурентоспособности продукции ООО «Газпром Добыча Уренгой» основным недостатком является то, что у компании отсутствует гибкая ценовая политика, слабо ведется работа по расширению клиентской базы. Кроме того, на предприятии практически отсутствует рекламная деятельность для продвижения своего продукта на рынке.
Для совершенствования коммуникативных связей и стимулирования сбыта продукции был разработан комплекс мероприятий, предусматривающих как использование рекламных технологий, так прочие методы стимулирования сбыта.
Рекламные мероприятия ООО «Газпром Добыча Уренгой» разрабатывались с учетом особенностей условий регионального рынка. Наиболее подходящие виды рекламы в существующей ситуации - реклама в средствах массовой информации и наружная реклама.
Что касается рекламы в средствах массовой информации, то здесь на первый план выступает реклама в местных газетах, на местной радиостанции и реклама по телевидению на местном телеканале.
Газетная реклама предполагает еженедельное размещение рекламных объявлений в виде двухцветного макета размером до 30 кв.см. Реклама на радио также будет размещаться с периодичностью раз в неделю. Характер рекламных объявлений не должен носить агрессивный характер.
Публикация рекламных объявлений должна начаться за две недели до даты открытия предприятия. На этом этапе размещение объявлений должно осуществляться два раза в неделю. Цель рекламы на этом этапе — продвижение продукта ООО «Газпром Добыча Уренгой».
Объем затрат на рекламу в начальный период реализации бизнес-плана предусмотрен в размере 160 000 рублей в год (табл. 2.6).
Таблица 2.6 - План рекламной компании
Вид рекламы | Эффектив -ностъ СМИ | Затраты в год, руб. | Размер рекламы | Объем рекламы, (всего в год) | Эффект прироста объема продаж, % |
Реклама на теле видении | 60% потенциальных покупателей | 132 660 | - | по 15 сек. 4р в неделю | +20 |
Реклама на радио | 10% | 21400 | - | 10 объявлении | + 10 |
Макет в газете | 20% потенциальных покупателей покупателей | 10440 | 30 кв. см. кв. см. | 1раз в неделю | + 10 |
Дальнейшее увеличение вложений в рекламу возможно за счет товарообменных операций со средствами массовой информации.
Кроме того, учитывая необходимость строгого учета затрат стоит использовать горизонтальную рекламу – то есть совместная реклама двух или нескольких предприятий, не являющихся конкурентами и обслуживающих интересы потребителей одного типа и/или одного сегмента рынка. Горизонтальная реклама может осуществляться в виде совместных рекламных акций, что существенно снижает затраты на рекламу каждой стороны. В данном случае такие мероприятия могут быть проведены совместно с головным предприятием ПАО «Газпром». Это может в себя включать размещение совместных рекламных объявлений.
Стимулирование сбыта - комплекс мероприятий, направленный на содействие продажам продукции предприятия. Главная задача мероприятий по стимулированию сбыта - побуждение потребителей к увеличению объемов покупок.
К основным мероприятиям по стимулированию сбыта относятся:
- участие в выставках и ярмарках;
-