Файл: Мячков Даниил Евгеньевич гр. Рла181 подготовка к сочинениюрассуждению на моральноэтическую тему на уроках литературы в 9 классе курсовая.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоанализ:
Урок развития речи прошел хорошо. Были использованы раздаточные материалы, на основе которых ученики написали первый абзац сочинения-рассуждения 9.3. На примере готового сочинения ребята поняли структуру построения сочинения-рассуждения и использования фраз-клише. В ходе проверки домашнего задания, средний балл 3.8.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
Организационный | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя -Здравствуйте, садитесь. Приготовьтесь к уроку. Передайте тексты с первой парты назад. | Слушание Прием: глобальное, нерефлексивное | |
Целеполагание | Метод: слово учителя Прием: целеполагание -Ребята, на сегодняшнем уроке мы потренируемся писать сочинение-рассуждение 9.3 | Слушание Прием: глобальное, нерефлексивное | |
Первичное восприятие и усвоение теоретического материала | Метод: слово учителя -Сочинение является обязательным заданием в рамках ОГЭ. Для того, чтобы набрать максимум баллов, ознакомимся с критериями оценивания: 1. С3К1: Толкование значения слова: Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 балла. 2. С3К2: Наличие примеров-аргументов: Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 балла. 3. С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. Максимальный балл этого критерия 2. 4. С3К4: Композиционная стройность: Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет – 2 балла. Максимальный балл - 9. Также в оценку входят критерии за грамотность и фактическую точность речи экзаменуемого за сочинение-рассуждение и изложение: 1. ГК1: Соблюдение орфографических норм: Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки – 2 балла. 2. ГК2: Соблюдение пунктуационных норм: Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла. 3. ГК3: Соблюдение грамматических норм: Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка – 2 балла. 4. ГК4: Соблюдение речевых норм: Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла. 5. ФК1: Фактическая точность письменной речи: Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла. Прием: инструктирующее слово -Запишем план сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: 1. Тезис (определение понятия) 2. Комментарий к понятию. 3. Аргумент из предложенного текста. 4. Аргумент из жизненного опыта. 5. Заключение. -Поделим наш план на абзацы, также записываем в тетрадь: Первый абзац- тезис и комментарий, в который может строиться как ответ на вопросы: -Почему данное качество важно? -Почему без него нельзя обойтись в жизни? -Каждый ли человек способен проявить это качество? -Что произойдет, если люди, обладающие таким качеством, исчезнут? Второй и третий абзацы - аргументы. Важно: в конце каждого аргумента нужно вернуться к понятию, которое раскрывали в тезисе. В качестве аргументов из жизненного опыта желательно брать примеры из художественной литературы, научные или исторические факты. Случаев из собственной жизни (реальных и придуманных) стараемся избегать, так как аргументация на примерах из художественной литературы или исторический факт показывают уровень начитанности учащихся. Фразы-клеше: Приведем аргументы. В тексте мы видим (наблюдаем) …, который… Этот эпизод показывает … как ответственного человека. Можно также обратиться к рассказу (к произведению, к роману, к повести), где… . … проявляет ответственность. Можно вспомнить исторический факт… Четвертый абзац- заключение, где мы возвращаемся к тезису Фразы-клеше: Таким образом, очень важно, чтобы… Важно развить в себе такое качество, как… | Метод: слушание, Прием: запись в тетрадь Запись в тетрадь | |
Вторичное восприятие и усвоение теоретического материала | Метод: слово учителя. Прием: инструктирующее слово. -Внимание на слайд. Перед вами пример сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Вместе прокомментируем каждый абзац и сделаем выводы. Каждый из нас хоть раз в жизни был счастлив. Но что же такое счастье? Я считаю, счастье – это состояние души, при котором человек испытывает радость, чувствует всю красоту жизни. Важно понимать, что счастье не является универсальным для всех, каждый человек вкладывает в это понятие что-то свое. Подтверждение моей позиции можно найти в предложенном для анализа тексте. В. Песков рассказывает нам о старике Августе и его больной жене. Он считает живущих рядом аистов – вестниками счастья, которые разделяет его заботы. Жена же считает их единственным источником радости и душевного счастья. Еще одним ярким примером может служить произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Для главного героя счастьем стал побег из монастыря в попытках обрести свободу и вернуться домой. Несколько дней, проведенных на свободе, дали Мцыри ощущение счастья, он увидел, насколько удивительным и прекрасным может быть мир. Таким образом, можно сделать вывод: счастье – это особая категория человеческой жизни. Счастье сугубо индивидуально, оно всегда связано с радостью, положительными эмоциями, которые испытывает человек. | Комментарий: Обратим внимание на утверждение в первом предложении. Перед тем как задать риторический вопрос и дать определение понятию, автор сочинения дает лаконичное утверждение, которое необходимо подтвердить. Комментарий тезиса позволяет задать вопрос: «Что такое счастье для человека?». Комментарий: В данном аргументе автор отсылает к тексту, а также к комментарию, который был представлен в первом абзаце. Комментарий: Автор приводит аргумент из художественного произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри», делая «мостик» к абзацу. Комментарий: Подводя итог, автор связывает весь текст сочинения одной мыслью: определение счастья для каждого человека разное. | |
Применение теоретический знаний и умений | Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово -Прочитайте текст, который лежит у вас на партах и расскажите: о чем? -Как вы понимаете значение слова ответственность? -Вместе напишем первый абзац нашего сочинения-рассуждения: «Ответственность – это способность отвечать за себя и других. Не каждый сможет добровольно взять на себя обязанности других и отвечать за их исполнение.» | Чтение текста Варианты ответов учеников: «Ответственность – это когда ты печешься о других»; «Ответственность – способность отвечать за свои поступки»; «Ответственность – готовность помочь ближнему». | |
Домашнее задание | -Самостоятельно допишите сочинение-рассуждение дома. | | |
9.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (30)Да…
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!.. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
Список текстов для аргументации.
|
Яковлев Ю. Я. "Он убил мою собаку" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|