Файл: Мячков Даниил Евгеньевич гр. Рла181 подготовка к сочинениюрассуждению на моральноэтическую тему на уроках литературы в 9 классе курсовая.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
– завершить вступительную часть пояснениями к определению;
– перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
– завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса».
Требования к структурным элементам – важная часть при подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему. В тексте должны присутствовать:
1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.
2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта или из произведения художественной литературы. При написании этой части стоит избегать:
– простого пересказа содержания;
– включения информации, не относящейся к делу, «воды».
Важно:
– аргументов должно быть два;
– они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;
– пример должен соответствовать аргументу.
При использовании примера из текста, допускается:
– передавать его смысл собственными словами;
– использовать полное или частичное цитирование;
– просто обозначить номер конкретного предложения.
3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и другие.
Важной частью подготовки к написанию сочинения-рассуждения являются ресурсы, помогающие качественно выполнить работу. К сожалению, учебники по русскому языку и литературе не предоставляют возможности для подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе. Представим список популярных сайтов и пособий для подготовки написания сочинения-рассуждения 9.3:
1.Сайт «Решу ОГЭ» – один из распространенных инструментов для подготовки к экзамену по русскому языку [10];
2. «Открытый банк заданий ОГЭ» [13];
3. «Типовые варианты экзаменационных заданий ОГЭ» под редакцией И. П. Цыбулько [9];
4. «Сборник заданий ОГЭ» И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Д. А. Хаустова [1];
5. «Русский язык. Сочинение-рассуждение» Л. С. Степанова [11];
6. Сайт «Рустьюторс», где представлены примеры сочинений-рассуждений на морально-этическую тему, фразы-клише для сочинения 9.3, определения понятий в алфавитном порядке, используемые в сочинении-рассуждении 9.3. [8].
1.2 Алгоритм и подходы написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках ОГЭ
Е. А. Кувайцева-Солодовник отмечает, что композиция сочинения-рассуждения выглядит следующим образом:
– введение;
– тезис;
– доказательства;
– выводы.
Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в сочинении-рассуждении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное [4, с. 28].
В названии типов построения текста употребляется понятие «рамочное». Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связан абзац, в котором формулируется главный тезис. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое [4, с.3].
Если применять линейно-рамочное построение текста, то следом за абзацем-формулировкой главного тезиса будут идти поясняющие абзацы, каждый из которых направлен на подтверждение или опровержение главного тезиса. При этом поясняющие абзацы не связаны между собой. Такое построение текста уместно, если подобранный аргумент является самодостаточным. Однако все эти аргументы позволяют сделать однозначный вывод, который был дан в заключительном абзаце. Этот вывод является ответом на проблему
, поставленную во вступлении, и подтверждает или опровергает главный тезис [4, с. 30].
Цепочно-рамочное построение текста подразумевают существование тесных связей между абзацами, которые играют роль звеньев в единой «цепи» рассуждения. Этот способ построения характерен для текстов, в которых в качестве аргументов используются рассуждения, или же примеры, приводимые в качестве аргументов, требующие дополнительного обоснования, подробного изложения [4, с. 31].
Учителя-словесники предлагают разнообразные приемы и методы написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Рассмотрим некоторые:
Перекрестная наметка идей.
Это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме. Эта структура поможет собрать большое количество идей за короткий срок, высказаться по определённому вопросу всем ученикам группы.
Необходимо предложить вопрос. Например, «Доброта – это…»?
Каждый участник группы по очереди вписывает в пустую ячейку ассоциацию или синоним, связанные с этим понятием. Далее ученики передают свои листы. Получив новый лист, они должны прочитать записанные ранее идеи и добавить свои.
Это определение - первый абзац сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению.
Чтение с остановками.
Его можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. В случае чтения неудачных сочинений можно предложить учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.
Интеллект-карта, ментальная карта.
Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Чтобы ученики активно включились в работу по составлению такой мыслительной карты, на первых этапах работы надо предлагать ученикам несложные слова и словосочетания. Начать можно со слова «дружба».
В центре листа пишется ключевое слово. Задаем ученикам вопросы:
– Как вы понимаете это слово?
– Какими существительными мы можем объяснить его?
Учащиеся будут называть словосочетания или предложения. Учитель выписывает на доске только существительные. Каждая логическая цепочка должна иметь свой цвет. А
далее дописываются словосочетания, и таким образом выстраиваются логические цепочки. Далее учащиеся совместно с учителем в процессе обсуждения приходят к выводу, что все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом. Предлагается соединить получившиеся цепочки в одно целое и записать ответ на вопрос "Что такое дружба?".
1.3 Шаблоны и клише для сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3
Сочинение-рассуждение в рамках ОГЭ – обязательный этап экзамена. Объем сочинения не должен превышать 70 слов. Поэтому учителя-словесники рекомендуют использовать фразы-клише и шаблоны, чтобы сократить объем сочинения и лаконично написать текст.
Первый абзац – вступление, тезис, комментарий
В этом абзаце дается определения слова и словосочетания: предмет (что это?) и признак (какой он?).
Есть четыре способа истолкования слова: описательный, синонимичный, отсылочный, способ отрицательного определения. Приведем пример:
«Чёрствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам» – описательный способ;
«Чёрствый – нечуткий бездушный» - синонимичный способ;
«Чёрствость – то же, что и равнодушие» - отсылочный способ;
«Чёрствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия» – способ отрицательного определения.
Фразы-клише на примере определения «чёрствый» [10]:
– Что такое чёрствость? Попробуем над этим вопросом поразмышлять…
– Я считаю, что чёрствость – это....
– Я думаю, что чёрствость – это...
– По моему мнению, чёрствость – это...
– На мой взгляд, чёрствость – это...
Необходимо дополнить определение комментарием. Он должен затронуть конкретную тему, изложенную в задании. Например, тема звучит: «Как вы понимаете значение слова черствость?». Вы пишите: «Черствость — это морально-психологическая черта человека, неспособность к эмоциональным состояниям. Она проявляется в отсутствии сочувствия к ближнему, суровости и безжалостности. Необходимо воспитывать в себе положительные качества, чтобы иметь поддержку людей».
Второй абзац – переход и первый аргумент.
От определения к аргументам нужен определенный логический «мостик», который может выделяться в отдельный абзац или просто быть последним предложением первого:
– «Примеры (название качества) мы найдем в тексте …»;
– «Что такое (название качества)? Чтобы определить это понятие, обратимся к тексту …»;
– «Как проявляется (название качества)? Чтобы это понять, обратимся к тексту …»;
– «Обратимся к иллюстрации этого качества/определения в тексте …»;
– завершить вступительную часть пояснениями к определению;
– перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
– завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса».
Требования к структурным элементам – важная часть при подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему. В тексте должны присутствовать:
1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.
2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта или из произведения художественной литературы. При написании этой части стоит избегать:
– простого пересказа содержания;
– включения информации, не относящейся к делу, «воды».
Важно:
– аргументов должно быть два;
– они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;
– пример должен соответствовать аргументу.
При использовании примера из текста, допускается:
– передавать его смысл собственными словами;
– использовать полное или частичное цитирование;
– просто обозначить номер конкретного предложения.
3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и другие.
Важной частью подготовки к написанию сочинения-рассуждения являются ресурсы, помогающие качественно выполнить работу. К сожалению, учебники по русскому языку и литературе не предоставляют возможности для подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе. Представим список популярных сайтов и пособий для подготовки написания сочинения-рассуждения 9.3:
1.Сайт «Решу ОГЭ» – один из распространенных инструментов для подготовки к экзамену по русскому языку [10];
2. «Открытый банк заданий ОГЭ» [13];
3. «Типовые варианты экзаменационных заданий ОГЭ» под редакцией И. П. Цыбулько [9];
4. «Сборник заданий ОГЭ» И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Д. А. Хаустова [1];
5. «Русский язык. Сочинение-рассуждение» Л. С. Степанова [11];
6. Сайт «Рустьюторс», где представлены примеры сочинений-рассуждений на морально-этическую тему, фразы-клише для сочинения 9.3, определения понятий в алфавитном порядке, используемые в сочинении-рассуждении 9.3. [8].
1.2 Алгоритм и подходы написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках ОГЭ
Е. А. Кувайцева-Солодовник отмечает, что композиция сочинения-рассуждения выглядит следующим образом:
– введение;
– тезис;
– доказательства;
– выводы.
Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в сочинении-рассуждении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное [4, с. 28].
В названии типов построения текста употребляется понятие «рамочное». Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связан абзац, в котором формулируется главный тезис. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое [4, с.3].
Если применять линейно-рамочное построение текста, то следом за абзацем-формулировкой главного тезиса будут идти поясняющие абзацы, каждый из которых направлен на подтверждение или опровержение главного тезиса. При этом поясняющие абзацы не связаны между собой. Такое построение текста уместно, если подобранный аргумент является самодостаточным. Однако все эти аргументы позволяют сделать однозначный вывод, который был дан в заключительном абзаце. Этот вывод является ответом на проблему
, поставленную во вступлении, и подтверждает или опровергает главный тезис [4, с. 30].
Цепочно-рамочное построение текста подразумевают существование тесных связей между абзацами, которые играют роль звеньев в единой «цепи» рассуждения. Этот способ построения характерен для текстов, в которых в качестве аргументов используются рассуждения, или же примеры, приводимые в качестве аргументов, требующие дополнительного обоснования, подробного изложения [4, с. 31].
Учителя-словесники предлагают разнообразные приемы и методы написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Рассмотрим некоторые:
Перекрестная наметка идей.
Это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме. Эта структура поможет собрать большое количество идей за короткий срок, высказаться по определённому вопросу всем ученикам группы.
Необходимо предложить вопрос. Например, «Доброта – это…»?
Каждый участник группы по очереди вписывает в пустую ячейку ассоциацию или синоним, связанные с этим понятием. Далее ученики передают свои листы. Получив новый лист, они должны прочитать записанные ранее идеи и добавить свои.
Это определение - первый абзац сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению.
Чтение с остановками.
Его можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. В случае чтения неудачных сочинений можно предложить учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.
Интеллект-карта, ментальная карта.
Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Чтобы ученики активно включились в работу по составлению такой мыслительной карты, на первых этапах работы надо предлагать ученикам несложные слова и словосочетания. Начать можно со слова «дружба».
В центре листа пишется ключевое слово. Задаем ученикам вопросы:
– Как вы понимаете это слово?
– Какими существительными мы можем объяснить его?
Учащиеся будут называть словосочетания или предложения. Учитель выписывает на доске только существительные. Каждая логическая цепочка должна иметь свой цвет. А
далее дописываются словосочетания, и таким образом выстраиваются логические цепочки. Далее учащиеся совместно с учителем в процессе обсуждения приходят к выводу, что все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом. Предлагается соединить получившиеся цепочки в одно целое и записать ответ на вопрос "Что такое дружба?".
1.3 Шаблоны и клише для сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3
Сочинение-рассуждение в рамках ОГЭ – обязательный этап экзамена. Объем сочинения не должен превышать 70 слов. Поэтому учителя-словесники рекомендуют использовать фразы-клише и шаблоны, чтобы сократить объем сочинения и лаконично написать текст.
Первый абзац – вступление, тезис, комментарий
В этом абзаце дается определения слова и словосочетания: предмет (что это?) и признак (какой он?).
Есть четыре способа истолкования слова: описательный, синонимичный, отсылочный, способ отрицательного определения. Приведем пример:
«Чёрствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам» – описательный способ;
«Чёрствый – нечуткий бездушный» - синонимичный способ;
«Чёрствость – то же, что и равнодушие» - отсылочный способ;
«Чёрствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия» – способ отрицательного определения.
Фразы-клише на примере определения «чёрствый» [10]:
– Что такое чёрствость? Попробуем над этим вопросом поразмышлять…
– Я считаю, что чёрствость – это....
– Я думаю, что чёрствость – это...
– По моему мнению, чёрствость – это...
– На мой взгляд, чёрствость – это...
Необходимо дополнить определение комментарием. Он должен затронуть конкретную тему, изложенную в задании. Например, тема звучит: «Как вы понимаете значение слова черствость?». Вы пишите: «Черствость — это морально-психологическая черта человека, неспособность к эмоциональным состояниям. Она проявляется в отсутствии сочувствия к ближнему, суровости и безжалостности. Необходимо воспитывать в себе положительные качества, чтобы иметь поддержку людей».
Второй абзац – переход и первый аргумент.
От определения к аргументам нужен определенный логический «мостик», который может выделяться в отдельный абзац или просто быть последним предложением первого:
– «Примеры (название качества) мы найдем в тексте …»;
– «Что такое (название качества)? Чтобы определить это понятие, обратимся к тексту …»;
– «Как проявляется (название качества)? Чтобы это понять, обратимся к тексту …»;
– «Обратимся к иллюстрации этого качества/определения в тексте …»;