Файл: Мячков Даниил Евгеньевич гр. Рла181 подготовка к сочинениюрассуждению на моральноэтическую тему на уроках литературы в 9 классе курсовая.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– «В приведенном тексте тема того-то раскрывается в отношениях героев …»;
- «Автор текста описал проявление …, рассказав историю …».
Первый аргумент должен быть взять из текста. Учащиеся представляют автора и приводят аргумент, поясняя, в чем проявлялось качество.
Третий абзац – второй аргумент.
Второй аргумент берется из литературы, кино, СМИ или из жизненного опыта. К нему делается переход:
– «Другим примером/аргументом может служить…»;
– «В художественной литературе/в жизни (название качества) встречается часто…»;
– «Об этом качестве писали многие авторы, в том числе и (автор произведения) в произведении (название произведения)»;
– «Я тоже сталкивался с подобным явлением»;
– «В моей семье живо предание о качестве …»;
– «Со мной (с моим другом) тоже происходило нечто подобное»;
– «О … сохранила память наша история»;
– «Тема … раскрыта в литературном произведении …».
Четвертый абзац – вывод.
Самый простой принцип создания вывода сочинения – немного переписать своими словами вступление. Фразы-клише:
– «Таким образом, (название понятия и его синонимичное определение)»;
– «Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения …»;
– «Итак, можно увидеть, что …».
Фразы-клише и шаблоны для написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему облегчают задачу и позволяют не превысить количество допустимых слов в рамках ОГЭ.
2. Разработка конспекта-урока по развитию речи в 9 классе.
Во время прохождения практики в МБОУ «Лицей № 34» нами был разработан и проведен урок в 9 «В» по теме «Сочинение-рассуждение на морально этическую тему (9.3)».
Следует отметить, что ученики впервые столкнулись с написанием сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, поэтому урок был направлен на ознакомление с планом сочинения-рассуждения и фразами-клише, которые используются при выполнении этого задания. Также были представлены образцы сочинений-рассуждений 9.3.
На «организационном» этапе на столах учеников лежали тексты. По тексту А. Г. Алексина ребятам предстояло познакомиться с написанием сочинения-рассуждения 9.3.
Этап «целеполагание»: ученикам была озвучена цель урока: ознакомление со структурой сочинения-рассуждения 9.3 и тренировка в написании.
На этапе «первичное восприятие» были озвучены критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3, отметив, что критерии ГК1-ГК4 И ФК1 распространяются как на сочинение-рассуждение, так и на изложение (критерии дублировались на слайде). Были озвучены максимальные баллы по каждому критерию. Далее на доске был представлен план сочинения-рассуждения 9.3:
1. Тезис (определение понятия);
2. Комментарий к понятию;
3. Аргумент из предложенного текста;
4. Аргумент из жизненного/читательского опыта;
5. Заключение.
Объяснив, что в сочинении-рассуждении используются фразы-клише для перехода к абзацам и для соблюдения количества слов, мы преступили к изучению и комментированию каждого абзаца:
Первый абзац – тезис и комментарий, который может строиться как ответ на вопросы:
- Почему данное качество важно?
- Почему без него нельзя обойтись в жизни?
- Каждый ли человек способен проявить это качество?
- Что произойдет, если люди, обладающие таким качеством, исчезнут?
Второй и третий абзацы – аргументы.
В качестве аргументов из жизненного опыта желательно брать примеры из художественной литературы, научные или исторические факты. Случаев из собственной жизни (реальных и придуманных) стараемся избегать, так как аргументация на примерах из художественной литературы или исторический факт показывают уровень начитанности учащихся.
Важно: в конце каждого аргумента нужно вернуться к понятию, которое раскрывали в тезисе.
Фразы-клише:
«Приведем аргументы. В тексте мы видим (наблюдаем) …, который…»;
«Этот эпизод показывает … как ответственного человека»;
«Можно также обратиться к рассказу (к произведению, к роману, к повести), где… проявляет ответственность»;
«Можно вспомнить исторический факт…»;
Четвертый абзац – заключение, где необходимо вернуться к тезису
Фразы-клише:
«Таким образом, очень важно, чтобы…»;
«Важно развить в себе такое качество, как…»;
«… является негативным качеством, для того чтобы не развить в себе это качество…».
На этапе «вторичное восприятие» мы изучили пример сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, комментируя каждый абзац:
«Каждый из нас хоть раз в жизни был счастлив. Но что же такое счастье? Я считаю, счастье – это состояние души, при котором человек испытывает радость, чувствует всю красоту жизни. Важно понимать, что счастье не является универсальным для всех, каждый человек вкладывает в это понятие что-то свое».
Комментарий:
Обратим внимание на утверждение в первом предложении. Перед тем как задать риторический вопрос и дать определение понятию, автор сочинения дает лаконичное утверждение, которое необходимо подтвердить.
Комментарий позволяет задать вопрос: «Что такое счастье для человека?».
«Подтверждение моей позиции можно найти в предложенном для анализа тексте. В. Песков рассказывает нам о старике Августе и его больной жене. Он считает живущих рядом аистов – вестниками счастья, которые разделяет его заботы. Жена же считает их единственным источником радости и душевного счастья».
Комментарий:
В данном аргументе автор отсылает к тексту, а также к комментарию, который был представлен в первом абзаце.
«Еще одним ярким примером может служить произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Для главного героя счастьем стал побег из монастыря в попытках обрести свободу и вернуться домой. Несколько дней, проведенных на свободе, дали Мцыри ощущение счастья, он увидел, насколько удивительным и прекрасным может быть мир».
Комментарий:
Автор приводит аргумент из художественного произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри», делая «мостик» к абзацу. .
«Таким образом, можно сделать вывод: счастье – это особая категория человеческой жизни. Счастье сугубо индивидуально, оно всегда связано с радостью, положительными эмоциями, которые испытывает человек».
Комментарий:
Подводя итог, автор связывает весь текст сочинения одной мыслью: определение счастья для каждого человека разное.
На этапе «применение знаний и умений» учащиеся прочитали заготовленный текст А. Г. Алеексина. Задание заключалось в понимании значения слова «отчетственность». Вместе мы написали первый абзац:
«Ответственность – это способность отвечать за себя и других. Не каждый сможет добровольно взять на себя обязанности других и отвечать за их исполнение.»
На этапе «домашнее задание» ребятам было задано дописать сочинение-рассуждение самостоятельно.
По итогам проверки сочинений, средний балл составил 3.8.
В электронном журнале ученикам был представлен список текстов для аргументации, с которым можно ознакомиться в приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассматриваются методические рекомендации в написании сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках ОГЭ.
Анализ методики написания сочинения-рассуждения показал, что данный вид работы проводится без определенной системы. Тем не менее, учителя-словесники имеют опыт в подготовке к сочинению-рассуждению в 9 классе. Именно коммуникативная компетенция позволяет ученикам создавать связанное высказывание на основе прочитанного текста.
Изучив методические рекомендации А. К. Михальской, Т. А. Ладыженской, Е. А. Кувайцевой-Солодовник написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, можно сделать вывод, что сочинение-рассуждения состоит из следующих частей: тезис или введение, развитие тезиса или комментарий к понятию, аргументы или доказательство, вывод. Рассмотрев методы и приемы написания сочинения-рассуждения, мы выделили фразы-клише, которые позволяют не только придерживаться объема сочинения не менее 70 слов, но и строить «мостики» к каждому абзацу, соблюдая линейно-рамочное построение текста.
На эмпирическом этапе курсовой работы был проведен урок в 9 классе по теме «Сочинение-рассуждение на морально этическую тему». На уроке были представлены система оценивания сочинения-рассуждения 9.3, структура сочинения-рассуждения, фразы-клише, пример сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с комментариями. Результат урока показал, что учащиеся способны составлять высказывание на основе прочитанного текста.
Список использованной литературы
1. Васильевых, И. П. ОГЭ 2023 Русский язык : сборник заданий / И. П. Васильевых, Д. А. Хаустова, Ю. Н. Гостева. - Экзамен, 2023 – 256 с. – ISBN 978-5-377-18716-5.
2. ЕГЭ и ОГЭ – подготовка к экзаменам : сетевое издание : сайт. URL : https://ctege.info (дата обращения 22.03.2023). – Текст : электронный.
3. Инфоурок : общество с ограниченной ответственностью : сайт. – Смоленск, 2013 - . URL : https://infourok.ru (дата обращения 01.05.2023). – Текст : электронный.
4. Кувайцева-Солодовник, Е. А. Работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9. URL: http: //pedsovet. org/component/option.
5. Ладыженская, Т. А. Обучения сочинениям на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1990 – 112 с.
6. Львов, М. Р. Справочник по методике русского языка – М.: РОСТ СКРИМ, 1997 – 254 с.
7. Михальская, А. К. Русский язык, Риторика, 10-11 класс, – М.: Дрофа, 2011 – 491 с.
8. Рустьюторс : сетевое издание : сайт. – 2017 - . URL : https://rustutors.ru. Текст : электронный.
9. Русский язык 36 вариантов ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты : сборник / под редакцией И. П. Цыбулько, Р.А. Дощинский – Москва : Национальное образование, 2023. – 230 с. – ISBN 978-5-445-41631-9.
10. Сдам ГИА : образовательный портал : сайт. – 2011 - . URL : https://sdamgia.ru. –Текст : электронный.
11. Степанова, Л. С. ОГЭ Русский язык. Сочинение-рассуждение : учебное пособие – АСТ, 2020. – 192 с. – ISBN 978-5-17-116677-9.
12. Урок.РФ : сетевое издание : сайт. – Йошкар-Ола, 2017 - . URL : https://xn--j1ahfl.xn--p1ai (дата обращения 22.04.2023). – Текст : электронный.
13. ФИПИ : Федеральное бюджетное научное учреждение : сайт. – Москва, 2004 - . URL : https://fipi.ru. Текст : электронный.
14. Litrekon.ru : сетевое издание : сайт. – Клин, 2019 - . URL : https://litrekon.ru (дата обращения 25.04.2023). – Текст : электронный.
15. Vpr-ege : сетевое издание : сайт. URL : https://vpr-ege.ru (дата обращения 19.03.2023)
Приложение
Методическое обоснование конспекта урока по развитию речи:
Данный урок развития речи направлен на подготовку написания сочинения-рассуждения на морально этическую тему в рамках ОГЭ.