Файл: Внимание! Текст в документе специально не редактировался и не.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правило № 1: Будущее состояние конечного автомата равно предыдущему, если число соседей конечного автомата в состоянии 1 равно 2.

Правило № 2: Конечный автомат переХодит из состояния 0 в состояние 1, если число его соседей в состоянии 1 равно 3.

Правило № 3: Третье правило моделирует соседство с большим или малым числом «живыХ» автоматов, то есть автоматов в состоянии 1. Если число соседниХ автоматов в состоянии 1 меньше 2, то есть 1 или 0, либо больше 3, то есть 4, 5, 6, 7 или 8, то конечный автомат «умирает», то есть переХодит из состояния 1 в состояние 0.

Последовательно применяя правила переХода для всеХ конечныХ автоматов клеточного автомата, мы увидим, как в процессе эволюции постепенно появляются Характерные шаблоны и фигуры.

Модель «Хищник - жертва» и клеточные автоматы

Модель «Хищник – жертва» Лотки -Вольтерры стала одной из первыХ математическиХ моделей в биологии и, возможно, одной из самыХ важныХ в математической биологии. Как мы уже отмечали, одно из преимуществ клеточныХ автоматов заключается в том, что для иХ использования не требуется знать дифференциальное уравнение, описывающее явление или систему. Модель «Хищник – жертва» Лотки-Вольтерры была представлена в 1984 году Александром Дьюдени в статье «Акулы и рыбы ведут экологическую войну на тороидальной планете Ва-Top» (Shark and Fish Wage an Ecological War on the Toroidal Planet Wa-Tor). He используя ни одно из уравнений, представленныХ Лоткой и Вольтеррой, Дьюдени получил поХожие результаты на компьютере со стандартными для 1980-Х годов Характеристиками. Целью Дьюдени было найти подХодящие значения параметров модели, допускавшие сосуществование на небольшой решетке популяции Хищников (акул) и жертв (рыб). Дьюдени рассмотрел следующие параметры:

  • число жертв (рыб);

  • временной порог размножения рыб: если рыба выживает в течение определенного числа циклов (или заранее установленного времени моделирования) и ячейка остается свободной, в ней рождается рыба;

  • число Хищников (акул);

  • максимальное время голодания Хищников: если акула не может поймать рыбу в течение определенного числа циклов (или заранее установленного времени моделирования), она умирает;

  • временной порог размножения акул: этот параметр определяется аналогично соответствующему параметру для рыб, однако значения этиХ параметров необязательно совпадают.




Рис. Фрагмент статьи Александра Дьюдени, посвященной модели
«Хищник – жертва» и опубликованной в декабрьском номере американского журнала Scientific American за 1984 год.

Клеточный автомат модели имеет тороидальную форму, выбранную для того, чтобы устранить границы решетки и обеспечить сХожесть с настоящим морем. Ячейки имеют всего три состояния: 1) в ячейке наХодится рыба; 2) в ячейке наХодится акула; 3) ячейка свободна. Рыбы (цветные ячейки) «плавают» случайным образом в направлении одной из четыреХ соседниХ ячеек (на север, юг, запад или восток), если одна из ниХ или более свободны (не имеют цвета). Акула «съедает» рыбу, если они наХодятся в смежныХ ячейкаХ. Если в соседниХ ячейкаХ нет рыбы, акула плывет в свободную ячейку.

Динамика эксперимента аналогична той, что описывается уравнениями модели «Хищник – жертва» Лотки–Вольтерры. Если акул немного, численность рыб быстро увеличивается. С увеличением числа рыб численность акул также возрастет, что ведет к постепенному снижению числа рыб. В зависимости от численности акул и иХ расположения на тороидальной решетке рыбы могут полностью исчезнуть. В этом случае популяция акул в отсутствие пищи, то есть рыб, также быстро вымрет. Какими должны быть условия сосуществования акул и рыб, необХодимые для соХранения обеиХ популяций? Приглашаем читателя поиграть с моделью Ва-Тор и самостоятельно определить наиболее подХодящие параметры.

Марковские матрицы, ДНК и биоинформатика

Одна из самыХ перспективныХ областей биоинформатики, дающая ответ на вопрос об эволюции видов, – это изучение генома отдельныХ видов, то есть совокупности генетической информации, записанной в ДНК его клеток. Для анализа генома используются матрицы, элементами которыХ являются вероятности. Отметим, что вероятность – это величина, Характеризующая частоту, с которой наблюдается определенный результат или исХод того или иного события. Вероятность – число, заключенное в интервале от 0 до 1. Если результат эксперимента невозможен, говорят, что его вероятность равна 0. Если результат эксперимента наблюдается всегда, его вероятность равна 1. К примеру, при броске кубика вероятность получения любого результата {1, 2, 3, 4, 5, 6} равна 1/6. Вероятность того, что выпадет четное число очков {2, 4, 6}, равна 1/2.

Одна из особенностей подобныХ экспериментов заключается в том, что кубик или монета не имеют памяти, то есть исХод эксперимента не зависит от предыдущиХ результатов. Математик Андрей Марков

изучил последовательности случайныХ событий, обладающие памятью, которые получили название цепей Маркова. В ниХ вероятность того или иного исХода зависит от предыдущиХ результатов. Таким образом, цепи Маркова описывают эксперименты или явления, в которыХ последний результат влияет на последующие. К примеру, вероятность того, что в определенный момент в будущем, t+1, определенный участок цепочки ДНК будет содержать то или иное азотистое основание {А, Т, Г, Ц} (аденин, тимин, гуанин или цитозин), зависит от того, какое основание занимало этот участок цепочки ДНК в момент времени t.

Если учесть все возможные перестановки или мутации определенного азотистого основания ДНК, получится следующая матрица:



В соответствии с этой матрицей для некой молекулы ДНК вероятность того, что в определенном участке цепочки аденин А сменится цитозином Ц, равна РАц.

Цепи Маркова используются при изучении структуры белков, для прогнозирования областей генома, которыми кодируются белки, а также при изучении эволюции видов путем анализа цепочек ДНК.