Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бексяк Марина Владимировна, педагог организатор, НР МОБУ «ПСОШ №2»
Проведение: Звучит веселая танцевальная музыка. По кругу, дети, взявшись за руки: Идем направо, начиная с правой ноги 8 шагов. Поворачиваемся влево и идем 8 шагов с левой ноги.
Останавливаемся, опускаем руки. С правой ноги делаем 2 шага в круг и 3 притопа. Идем назад с левой ноги 2 шага, 3 притопа.
Стоя на месте, хлопаем 3 раза в ладоши, 3 хлопка по коленям, кружимся вокруг себя.
Движения 3-5 повторяются 2 раза. Движение повторяется с 1 по 6 позиции.
2 танец: В середине круга ставится стул. Ведущий называет имена детей, стоящих напротив друг друга. Ребенок, чье имя названо, приставными шагами обходит стул справа и спиной возвращается на место. Остальные хлопают в ладоши.
«Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
«Радуга»
Упражнение можно использовать на тренингах, посвященных самопознанию, самопрезентации, знакомству участников друг с другом (например, при включении новичков в коллектив).
Инструменты: краски, кисточки, ватман.
Инструкция: «Каждый из нас помнит, как прекрасна радуга, как мы радуемся, когда удается ее увидеть. Давайте представим, что сейчас чудесный летний день. Только что прошел теплый дождь и светит яркое солнце. В небе раскинулась яркая красивая радуга. Сейчас у нас появится возможность лучше узнать друг друга и поделиться позитивными ассоциациями, приятными воспоминаниями. Я прошу каждого из вас по очереди выходить к доске с ватманом и рисовать красками небольшую радугу. Нарисовав одну полосу, нужно
Бексяк Марина Владимировна, педагог организатор, НР МОБУ «ПСОШ №2» ответить на вопрос: Что я особенно люблю в себе и в своей жизни из того, что ассоциируется с этим цветом. На каждый цвет радуги – короткий импровизированный рассказ. Следующий участник рисует свою радугу на этом же листе ватмана».
Упражнение занимает довольно много времени, поэтому при его дефиците можно дать участникам задание нарисовать одну общую радугу, (или 2 радуги, в зависимости от числа участников в группе). В этом случае каждый участник сообщает ассоциацию на один цвет радуги. Цвета распределяются либо по расположению участников в кругу, либо по желанию участников.
«Салки команд»
Участники делятся на три команды. Первая ловит вторую, вторая – третью, третья – первую.
У играющих на спине кусочек бумаги цвета команды. Цель - догнать игрока команды- соперницы, сорвать у него со спины бумажку. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество бумажек соперника. Проигрывает команда, набравшая наименьшее количество бумажек.
«Спасибо за приятный день»
Ведущий. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!»
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.
«Путаница»
Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.
1 2 3 4
Материал: Не требуется.
Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем – 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две соединенные руки. Далее
«разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга протянуть обе руки вперед. Каждой руке нужно найти пару,
Бексяк Марина Владимировна, педагог организатор, НР МОБУ «ПСОШ №2» в результате получится «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Можно выбрать водящего, который будет распутывать детей.
Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу в группе, задает доброжелательный тон.
«Групповая социометрия»
Цель: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему? а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую «дистанцию» по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем «построение» разрушается. б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему. в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Возможно неоднократное применение этого упражнения.
«Горячо – холодно»
Цель: Развитие навыков взаимодействия.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Любой маленький предмет.
Проведение: Дети делятся на две команды. Одна команда в комнате прячет предмет.
Водящий другой команды – ищет. Команда помогает ему, издавая звуки разной степени громкости (мычат, жужжат, зудят и пр. громко, если он находится рядом с предметом и тихо, если далеко от предмета).
«Контакт»
Форма работы: общий круг, сидя; свободное размещение в пространстве.
Инструкция: «Цель игры – отгадать слово, которое задумал водящий; это всегда будет существительное в единственном числе, не имя собственное. Водящий называет первую букву и можно попробовать отгадать слово целиком или постараться сделать так, чтобы водящий открыл другие буквы. Для того, чтобы водящий открывал буквы, вам нужно наладить между собой контакты, а именно нужно сделать так, чтобы хотя бы два человека одновременно сказали одно и то же слово на заданную букву, причем чтобы водящий не догадался, что это за слово. Происходит это так: кто-то косвенно намекает кому-то (или всем сразу) – через ассоциации, общие воспоминания и т.д., - что за слово он имеет в виду
(например, водящий загадал слово на букву «С», и кто-то говорит: «Это круглое и съедобное»). Если кто-то понял, что человек имеет в виду, то говорит: «Есть контакт!» и они вдвоем начинают одновременно считать до десяти («раз, два, три, четыре...десять!») и произносят слово («Сыр!»). Если водящий не смог догадаться за то время, пока люди
Бексяк Марина Владимировна, педагог организатор, НР МОБУ «ПСОШ №2» считают до десяти (т.е. не сказал: «Нет, это не сыр!»), то он обязан открыть следующую букву. Тот, кто угадал слово, становиться следующим водящим».
Игра-танец «Лавата»
В припеве дети ходят по кругу взявшись за руки и напевают:
Дружно танцуем мы
– тра-та-та, тра-та-та
–
Танец веселый наш, это Лавата.
Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: «У меня ушки хороши, а у соседа лучше!» В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое «задание», и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т.д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.
«Крокодил»
Название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово
«крокодил», затем его показывает. Участники делятся на две команды (например, мужчины- женщины), одна команда сообща и тайно загадывает фразу, затем выбирает игрока из другой команды, и он показывает (без слов!) эту фразу участникам из своей команды, а они стараются догадаться.
Желательно сначала загадывать пословицу (это будет просто), а затем словосочетание посложнее. Этот текст сообщается одному/двум представителям из противоположной команды. Их задача – донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову.
Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой «Да», «Нет».
Фразы не обязательно должны иметь смысл.
«А я не тормоз, а мы заметили»
Все участники рассчитываются на порядковые номера 1-ый, 2 –ой, 3 –ий….24-тый. Номера нужно запомнить, они действуют на протяжении всей игры. Играть можно сидя или стоя в кругу. Ведущий говорит: «Поменяйтесь местами 1,3, 10,14; Все поменяйтесь; поменяйтесь с
3 по 18 и т.д.». Те, кто услышал свои номера, меняются местами. В это время ведущий должен занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места, выходит на место ведущего и говорит: «А я не тормоз!» Все отвечают хором: «А мы заметили!» Игра продолжается. Дальше он произносит номера тех, кто должен будет поменяться местами.
Отлично поднимает настроение. Имеет психологический смысл: каждый может быть в определенный момент «тормозом». Поднимает настроение.
«Угадай-поймай»
Все участники делятся на две части. Первые садятся на стулья в круг. Вторые становятся у них за спинами. Ведущий без пары с пустым стулом. Задача ведущего глазами договориться с сидящим игроком, чтобы он прибежал и сел на его стул. Участники, стоящие за спинами сидящих, должны вовремя заметить их договоренность и успеть поймать за плечи.
Бексяк Марина Владимировна, педагог организатор, НР МОБУ «ПСОШ №2»
Игра-танец «Друзья»
Цель игры: сплочение коллектива, развитие музыкального ритма, темпа.
Возраст: младший школьный.
Содержание:
1. Побежали побежали парами скорей – парами взявшись за руку, бегут по кругу с подскоком проговаривая или напевая эти слова;
2. И друг другу погрозили ссориться не смей – остановившись и повернувшись в паре к друг другу лицом, каждый пальчиком как бы «грозит» что ссориться не смей;
3. Хлопнули в ладоши – выполняют хлопки, каждый ребѐнок 1 раз
4. Крепко обнялись – обнимаются, пожимая друг друга в объятиях;
5. Пару поменяли – тот кто стоял во внутреннем круге остаѐтся на месте, а тот кто стоял во внешнем круге переходит по кругу вправо к следующему ребѐнку (меняя пару);
6. За руки взялись – поменяв человека в паре продолжают игру-танец сначала.
Игры для создания команды
Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера.
В настоящее время в связи с потребностью освоения групповых методов работы в лагерях широко используются такие методы, как «Веревочные курсы».
Веревочные курсы –это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. Веревочные курсы – это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, позволяющая подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.
Веревочные курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны – снять напряжение, иногда возникающее в группе, и, конечно, опять-таки выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.
Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, но требует преодоления страха высоты (3–5 метров) и, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача веревочных курсов – доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. Веревочные курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.
Другие препятствия (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.
Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора.
Паутина. Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5–3 метра.
Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.
После выполнения упражнения группа садится кругом на траве, и участники делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.