Файл: содержание детей в детских учреждениях, как особый вид социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

факультета юридического

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (по отраслям)

ВВЕДЕНИЕ

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

Круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий для прибывания;

Уход за детьми;

Защита прав и законных интересов детей;

Педагогическая, социальная помощь детям и их родителям;

Организация содействия устройства детей в семью, консультация и помощь новым родителям;

Подготовительный этап к усыновлению (удочерению);

Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах; образовательный учреждение сирота коррекционный

Психолого-медико-педагогическая реабилитация для детей- сирот;

Производство мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

Оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

Предоставление квалифицированной помощи в обучении для детей, имеющих проблемы в развитии;

Оптимизация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

Организация отдыха и оздоровления детей;

Ведение в установленном порядке личных дел детей;

1

Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом, и предназначена создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями, способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстанавливать их способность к самообеспечению и самообслуживанию. Понятие «социальное обслуживание» населения в одних информационных источниках рассматривается как современная модель социальной работы, в других — как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в сложной социальной ситуации.

Данному понятию можно дать трактовку более иначе, «социальное обслуживание» как предоставление людям, которые не могут сами о себе позаботиться, конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития.2

Социальное обслуживание основано на принципах: адресность, доступность, конфиденциальность, добровольность, приоритетность предоставления несовершеннолетним, гуманность.3

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Функции социального обслуживания в Российской Федерации:

  1. Функция социальной помощи, которая включает в себя: выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке; профилактика бедности; организация временно вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи.

  2. Функция консультирования, включает в себя: участие в подготовке молодежи к выбору профессии; подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству; консультирование юристов, психологов и др.

  3. Функция социальной реабилитации, которая включает: социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих.

  4. функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов: формирование в рамках спасательных служб и социальных бригад; участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ.

  5. функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления: предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; - распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; - изучение специалистами по социальной работе, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.


Прежде чем анализировать нужную нам категорию нуждающихся граждан, то есть детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, нужно разобраться с историей возникновения социального обслуживания в целом.

Социальное обслуживание играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей людей в современном отечественном государстве. Историю развития социального обслуживания в России можно разделить на социальную помощь у восточных славян, церковно-монастырское призрение, княжеская благотворительность, система государственного призрения в Российской империи. Так, в жизнедеятельности восточных славян можно заметить форму обычной простой помощи и взаимопомощи, которая сложилась у древних людей в период первобытнообщинного строя.

Гуманистические национальные традиции у славян складывались под влиянием многих факторов, например, таких как их условия жизни и быта.

Для восточных славянских племен характерной особенностью условий быта, прежде всего, было то, что они вели родовой образ жизни, при котором каждый жил со своим родом, семьей, на своих местах, и каждый владел своим родом.

К началу XII в. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей.4 В начале XIII в. их было почти 70, а к концу XIII в. — более 100.5 Церкви и монастыри служили основным убежищем для бедных, престарелых, сирот, нищих нуждающихся в помощи. Церковь располагала в то время значительными средствами, необходимыми для предоставления помощи. Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в Древней Руси в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие заведений и церковных больниц для немощных, больных; содержание сиротских приютов, выдача бедным людям церковно-приходских пособий, беспроцентных ссуд и др.

Хотелось бы, особо остановиться на формировании целостной системы государственного призрения, которая диктовалась значительным ростом численности нищих, живущих милостыней.

Очевидно, система государственного призрения, существовавшая в России, была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения. Среди ее основных компонентов можно выделить: деятельность государства по увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов; государственное обеспечение функционирования приказов общественного призрения; организацию общественных работ; социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей; формирование правовых и организационных основ социального страхования.



Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было учреждение в 1775 г. приказов общественного призрения. Они создавались на губернском уровне под председательством губернаторов, что расширяло их возможности в деле оказания социальной поддержки различным категориям нуждающихся.

В начале 19 в. в России было увеличено число лиц, которые нуждаются в помощи государства. Это были ветераны войн, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей и др. Большое число нуждающихся в этот период времени было охвачено с помощью полугосударственных благотворительных организаций и возросшей светской частной благотворительности. Главными направлениями этого периода были углубление индивидуального подхода к нуждающимся, патронаж. В этот период времени появились первые теоретические разработки по содержанию и организации помощи нуждающимся.

В России в середине 19 в. значение приказов общественного призрения стало ослабевать, многие их функции отошли к органам местного самоуправления и общественным благотворительным организациям. В этот период появляется значительное количество небольших благотворительных обществ, специализирующихся на каком-либо конкретном виде помощи. Увеличивается количество категорий, на которые стали разделять нуждающихся.

Таким образом, рассматриваемый периоды можно назвать периодом формирования системы благотворительной помощи. Практически все учреждения, существовавшие на тот период, финансировались из частных источников. Однако в масштабах всей страны данная помощь была неадекватна потребностям общества.

Новые законы о социальном обслуживании, хоть и учитываются в реалии сегодняшней ситуации, но общество сталкивается со значительными проблемами, есть разграничение и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более индивидуальный характер, и недостаточность нормативной базы.

Мы провели социологический анализ социального обслуживания населения в Российской Федерации, дали определения социальному обслуживанию в целом, разобрали функции, а сейчас обратимся к Федеральному закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей».

Кто такие дети сироты — это дети, до 18 лет у которых умерли оба родителей или один родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.6

Следуя из данных определений, можно выявить социальное явление, обусловленной наличием в обществе детей, оставшихся без попечительства родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими - социальное сиротство.7

Одной из причин социального сиротства является добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения, поскольку термин «отказ» в законодательстве не используется, под ним в данном случае понимается не что иное, как волеизъявление родительницы на усыновление ее ребенка другими родителями. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Другой причиной социального сиротства является изъятие ребенка из семьи органами опеки, когда в целях защиты прав, интересов и жизни ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают разными зависимостями (например алкоголизм, наркомания), ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют своими родительскими правами, полностью не занимаются развитием ребенка и т.д. Лишение родителей родительских прав — это лишения родителя права воспитывать своего ребенка. Еще одна причина социального сиротства-смерть родителей.

Согласно закону Российской Федерации “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”8 опека и попечительство - форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов; опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.


Перейдем к истории развития социального обслуживания определенной категории, к которой относятся дети, находящиеся в детских учреждениях.

Для анализа данного вопроса обратимся к теоретическим основам и интерпретировать круг основных понятий, связанных с формами семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Вернемся немного в прошлое, развития системы заботы о детях-сиротах, можно сказать, что на протяжении многих веков господствующим было общественно-государственное призрение, которое послужило основой для развития таких институциональных форм заботы о детях-сиротах, как приюты, детские дома и учреждения интернатного типа.

На протяжении многих веков семейная опека была слабо развита и законодательно не регулировалась. Как правило, опекунами являлись ближайшие родственники сироты, которые его воспитывали, следили за сохранением его имущества и участвовали в спорных делах.9 Толчком для развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот послужило создание в марте 1917 г. государственных ведомств социальной помощи,10 среди основных направлений деятельности которых было развитие альтернативных институциональным форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей: «Система ликвидации беспризорности”11 включала: выявление и осуществление контроля за беспризорными детьми и ю помощь и профилактику беспризорности; организацию детских воспитательных учреждений интернатного типа – детских домов, трудовых коммун, школ- колоний, детских городков; внедрение семейных устройства (усыновления, патроната, опеки и попечительства)».

В связи с этим в Кодексе законов 1918 г. «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве»12 определялся раздел «Опекунское право», согласно которому основной обязанностью опекуна была защита прав и интересов опекаемого, а его имущественные права отходили на второй план. Данный раздел регламентировал порядок установления/прекращения опеки, а также определял, кто может быть опекуном. Позднее, в 1926 г. был введен Кодекс о браке, семье и опеке13, в котором определялся порядок усыновления несовершеннолетних. Патронат получил развитие в 1936 г. благодаря постановлению «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся»14, в соответствии с которым воспитание детей в порядке патронирования осуществлялся до достижения ими 16-ти лет. Внедрение семейных форм в систему жизнеустройства детей,