Файл: содержание детей в детских учреждениях, как особый вид социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

факультета юридического

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (по отраслям)

ВВЕДЕНИЕ

К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:

Круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий для прибывания;

Уход за детьми;

Защита прав и законных интересов детей;

Педагогическая, социальная помощь детям и их родителям;

Организация содействия устройства детей в семью, консультация и помощь новым родителям;

Подготовительный этап к усыновлению (удочерению);

Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах; образовательный учреждение сирота коррекционный

Психолого-медико-педагогическая реабилитация для детей- сирот;

Производство мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

Оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

Предоставление квалифицированной помощи в обучении для детей, имеющих проблемы в развитии;

Оптимизация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

Организация отдыха и оздоровления детей;

Ведение в установленном порядке личных дел детей;

оставшихся без попечения родителей, стало своего рода «спасательным кругом» преодолении нарастающей проблемы социального сиротства в годы Второй мировой войны. Согласно данным, которые приводит О.В. Бессчетнова, в конце войны насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, 41% из которых находились на воспитании в семьях.15 Данные исторические вехи можно считать начальным этапом развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые составили основу для появления концепта «замещающая семья». Однако в послевоенные годы сдерживающим фактором их развития стала плохая дифференциация семейных форм населением и специалистами, поэтому ценности их в обществе, фактически, отсутствовали. Более целесообразной формой опеки над детьми-сиротами государство признавало детские дома.16 Новая волна социального сиротства в России отмечена с начала 1990-х гг., когда в стране на фоне социальной нестабильности произошло снижение уровня социально правовой и экономически обеспеченной защиты детства. Это предопределило новый современный этап в развитии институциональной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в Российской Федерации основным документом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно ст. 54 которого провозглашается право ребенка жить и воспитываться в семье.17 При отсутствии такой возможности (отсутствии родителей или утраты их попечения) данное право ребенка обеспечивается органами опеки и попечительства посредством передачи ребенка на воспитание в семью: усыновление/удочерение, под опеку, на попечение, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью.

На сегодняшний день Семейный кодекс РФ предусматривает 4 формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различающиеся по процедуре оформления принятия в семью ребенка, по правовым взаимоотношениям между замещающими родителями и ребенком (детьми), а также между замещающими родителями и государственными организациями, осуществляющими их контроль и сопровождение, по срокам пребывания ребенка (детей) в замещающей семье, по правовым механизмам регулирования отношений в замещающей семье. Обозначим основные особенности и сущность каждой из семейных форм жизнеустройства: усыновление/удочерение, является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которой между усыновителем и ребенком юридически устанавливается родственная связь, то есть правовые отношения (личные и имущественные), аналогичные отношениям между кровнородственными родителями и детьми.
18 Опека и попечительство- это форма семейного устройства, при которой предполагается воспитание ребенка, чьи родители лишены родительских прав, родственниками как правило из ближнего окружения. 19 Приемная семья и патронатное воспитание, вот эти 4 формы рассматривает наш Семейный кодекс Российской Федерации. Каждая из вышеперечисленных форм отличается правовым статусом семьи, на основании которого выстраивается ее взаимодействие с государственными органами и учреждениями. Отличие состоит и в процедуре оформления документов при принятии ребенка согласно той или иной форме. На основании этого замещающие семьи можно классифицировать на «непрофессиональные» и «профессиональные».20 К первой категории относятся усыновление/удочерение и опека (попечительство). В семью усыновителей ребенок помещается бессрочно и

воспитывается на правах кровного. Под опеку и на попечение ребенок

помещается до своего совершеннолетия, и на его содержание государство

выплачивает пособия. Главным отличием второй категории замещающих семей – приемная семья и патронатное воспитание – состоит в том, что для замещающих родителей воспитание приемного ребенка становится трудовой обязанностью, за которую приемный родитель получает ежемесячное финансовое вознаграждение, а патронатный воспитатель – заработную плату, помимо пособий на ребенка. Дополнительной отличительной чертой двух форм профессиональной замещающей семьи является и то, что патронатному воспитателю учитывается трудовой стаж, а приемному родителю нет.21

Стоит отметить, что институциональные формы жизнеустройства детей,

лишенных родительской опеки, отличаются статусом ребенка, в зависимости от которого он помещается в ту или иную организацию социальной системы: если ребенок лишен родительской опеки при живых родителях, он помещается в социальный приют или реабилитационный центр для несовершеннолетних для определения дальнейшего его жизнеустройства (либо возвращение в кровную семью, либо передача в замещающую семью, при этом ребенку присваивается статус сироты), если ребенок обладает статусом сироты и его родители умерли или безвестно отсутствуют, он передается в детский дом или интернат.

В данной дипломной работе рассматривается концепция «замещающая семья» как альтернативную государственную попечительную форму жизнеустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которой относится любой тип семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей) согласно одной из предусмотренных Семейным Кодексом РФ форм семейного устройства (усыновление/удочерение, опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание).



Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения одного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам и причинам, большее количество из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»22 в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:

  1. Родители (единственный родитель) умерли;

  2. Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);

  3. Родители лишены родительских прав;

  4. Родители ограничены в родительских правах;

  5. Родители признаны недееспособными;

  6. Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

  7. Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

  8. Родители уклоняются от воспитания детей;

  9. Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;

  10. Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);

  11. Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;

  12. Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);

  13. Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;

  14. Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;

  15. Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

  16. Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.


Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей.

Например, мама лишена родительских прав, отец – в местах лишения свободы. Или: отец – погиб, мать – помещена в больницу.

Следует принять во внимание, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей – отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

Всецело все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны незамедлительно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

Необходимо отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка. Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

Поскольку законом установлен тридцатидневный срок23, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.


Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид — это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.

Третий подвид — это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.