Файл: содержание детей в детских учреждениях, как особый вид социального обслуживания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (по отраслям)
К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:
Защита прав и законных интересов детей;
Педагогическая, социальная помощь детям и их родителям;
Организация содействия устройства детей в семью, консультация и помощь новым родителям;
Подготовительный этап к усыновлению (удочерению);
Психолого-медико-педагогическая реабилитация для детей- сирот;
Предоставление квалифицированной помощи в обучении для детей, имеющих проблемы в развитии;
Оптимизация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.
Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.
Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.
На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).
Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия».
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми. Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового
характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации). Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например, жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).
1.2. Круг лиц имеющих право на социальное обслуживание в детских учреждениях
Правом на социальное обслуживание закон наделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К такой категории детей относятся, дети находящиеся без попечительства родителей, дети- инвалиды, дети лишенные внимания и тепла со стороны родителей, дети имеющие недостатки в развитии физического и психического состояния, дети- жертвы вооруженных, межнациональных и экологических конфликтов, дети проживающие в малоимущих семьях, дети чья жизнедеятельность нарушена в связи со сложившимися обстоятельствами которые не могут выйти с этого положения самостоятельно или с помощью семьи.
Для оказания социальных услуг несовершеннолетних, нуждающимся в социальной поддержке и реабилитации, создаются специальные учреждения, например: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющие профилактические меры по безнадзорных несовершеннолетних. Также примером выступают социальные приюты для детей и центры помощи для детей оставшихся без попечительства родителей, на такие социальные учреждения возлагается большая ответственность по поддержки несовершеннолетних и оказания им содействия в дальнейшем.
Также для детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей, создаются специализированные образовательные учреждения, такие как коррекционные дома интернаты, специализированные школы интернаты для детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей, отстающих в развитии и детские дома. Содержание в таких учреждениях полностью возложено на наше государство, то есть государство регулирует деятельность таких социальных учреждений и полностью обеспечивает нуждающихся детей, то есть детей сирот и детей оставшихся без попечительства родителей до их совершеннолетия.
Цель деятельности интернатных учреждений заключается в организации осуществлении программы реабилитации, получения детьми общего образования, создания условий для социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и самое главное — это осуществление социальной защиты, которое исходит от нашего государства.
Дальнейшая жизнь каждого ребенка, полностью зависит от его воспитания, коммуникабельности и социализации в настоящем мире, большинство детей воспроизводят в дальнейшем ту модель социализации в которой воспитывались, но не все родители могут устроить ту совершенную модель, которую хотелось бы видеть нам, когда родитель не способен воспитывать своего ребенка или государство видит, что ребенок находится в трудной жизненной ситуации, обделен заботой и пониманием со стороны родителей, оно всегда приходит на помощь так как дети это будущее нашей страны, это самый беззащитный слой нашего общество и государство обязано помочь нуждающимся.
Следующей формой устройства детей выступает приемная семья. Правовой статус приемной семьи закреплен в Положении «О приемной семье», утвержденном Правительством РФ от 17 июля 1996 г. № 829.24
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, чьи родители неизвестны или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. При передаче ребенка (детей) в приемную семью учитывается его мнение и согласие администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, где находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Из вышесказанного следует, что дети — это самый ценный наш ресурс, от которого зависит наше будущее. Государство прилагает все усилия, чтобы помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в нашей стране дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, всегда могут положиться на государство. Субъектами социальной защиты выступают все три ветви власти: судебная, исполнительная и законодательная.
Таким образом мы делаем вывод, что с содержанием и обучением воспитанников детских социальных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Глава 2. Особенности правового регулирования социального обслуживания детей в детских учреждениях в соответствии с действующим законодательством
2.1. Условия и порядок содержания детей в детских учреждениях
На текущем этапе в Российской Федерации основной мерой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей выступают специализированные учреждения, школы интернаты, детские дома, дома малютки.
Данный вид поддержки, является самостоятельным видом социального обслуживания. В нашем современном обществе очень остро стоит вопрос по обеспечению детей во всех сферах их жизнедеятельности. Наряду с общими мера по решению высокопоставленных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются меры по улучшению положения детей, находящихся в трудных условиях, к такой категории в первую очередь относятся дети-сироты и бездомные дети, дети инвалиды, дети-беженцы. Количество детей, находящихся в данных категориях весьма значительно.
В целях обеспечения полноценной реабилитации основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей.
Также предусмотрены меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, такие как государственные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей и создание в них условий проживания, приближенных к семейному быту.
Исходя из Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 28 декабря 2016 года25, основные направления обеспечения прав ребенка в РФ определяет:
- содействие ребенку в реализации и защите его прав;
- помочь в поддержании денежных интересов со стороны государства;
- предоставление медицинских работников;
- предоставление социальных специалистов, которые в соответствии с действующим законодательством несут ответственность по воспитанию, образованию, социальной защите.
На законодательном уровне определены конкретные органы, которые должны обеспечить реализацию защиты прав ребенка.
Государство устанавливает государственные социальные стандарты
основных показателей качества жизнедеятельности, включающей в себя объем социальных услуг таких как: образование и профессиональное обучение, медицинское обслуживание профессиональной ориентации, обеспечение питанием (в соответствии с нормами), обеспечение права на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей — это в первую очередь дети даже если они лишены родительского тепла, Конституция Российской Федерации не разделяет простых детей, воспитывающихся в семье и детей сирот- в нашей стране ребенок всегда останется ребенком.
Содержание детей в детских учреждениях является разновидностью социального обслуживания.
Детскими учреждениями, оказывающими социальную помощь детям сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, являются: приюты, реабилитационные центры, детские дома.
В отличие от детских домов, дети, живущие в семьях и имеющие законных представителей, принимаются в приют. Имеются и противопоказания к принятию на социальное обслуживание, такие как: алкогольное или наркотическое опьянение, заметные признаки психического заболевания26. В случае поступления совершеннолетних, имеющих противопоказания к принятию на социальное обслуживание в приют, принимаются все те необходимые меры по направлению их, в соответствующие учреждения согласно действующему законодательства. Воздействие неблагополучных факторов на детей в семье привели к проявлению негативных психических, физических и эмоциональных изменений в развитии ребенка. В процессе реабилитации у воспитанников наблюдается явная динамика развития и социализация личности, помимо этого повышается самооценка, социальная дезадаптация, социальная ситуация развития, развитие творческих навыков и умений.
Содержание, оборудование и режим работы детских учреждений осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденными в установленном порядке27.
В отношении социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями разработан новый нормативно-правовой документ «Программа социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».