Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


привилегия - право собственности на землю с переданей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского дос­тоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты госу­дарственных налогов. Дворянство неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.

Третье сословие составляли городское население и крестьяне (цензи- тарии, вилланы), т.е. неблагородные по рождению, не обладающие особыми политическими и имущественными правами. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.

47 вопрос:

Источники права

Как и французская государственность, правовая система Франции от­личалась значительной раздробленностью. Определенный массив правовых норм распространялся на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.) или на какую-либо конкретную небольшую территорию. Как заметил Вольтер, во Франции, «меняя почтовых лошадей, меняют право».

Важнейшим источником права был обычай. К X в. во Франции прак­тически перестали действовать Салическая правда и другие варварские прав­ды. На смену им, в условиях феодальной раздробленности, пришли террито­риальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, синьорий и даже общин. Особенно велика была роль кутюмов в Северной Франции, которую называли «страной обычного права», а также «страной неписаного права», т.к. обычаи складывались в устной форме. Для их признания в судах требо­валось, чтоб они были известны с «незапамятных времен», т.е. по крайней мере, не менее 40 лет.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться. Один из наи­более известных и ранних (около 1283 г.) сборников обычаев были кутюмы Бовэзи, автором которых был королевский судья де Бомануар, Кутюмы Ту­лузы (1296 г.), Древний кутюм Бретани (1330г.). Особым авторитетом в су­дах пользовался сборник Большой кутюм Франции (1389г.).

Если тот или иной обычай вызывал сомнения в суде или оспаривался, то судья проводил специальное расследование с допросом 10 местных знато­ков обычаев, которые должны были дать единогласный ответ о существова­нии кутюма и его содержании.

В XV в. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи (чиновникам, обладавшим административной юрисдикцией) свести в сбор­ники все кутюмы их бальяжей (территорий, подведомственных бальи) и на­править для обобщения в Парижский Парламент. В соответствие с этим в XVI в. были составлены 60 сборников «больших» кутюмов и 200 сборников «малых» кутюмов


На Юге Франции основным источником права являлось РИМСКОЕ ПРАВО. Отчасти, это было вызвано деятельностью глоссаторов, которые ор­ганизовали преподавание римского права в университетах. С XIV в. юг Франции стал считаться «страной писаного права».

В регулировании брачно-семейных и наследственных отношений про­является влияние системы канонического права. Сказалось оно и на развитии уголовного и процессуального права.

Большое значение во Франции в течение всего средневековья имело городское право. Оно также отличалось большим разнообразием. Развитие внутренней и внешней торговли выявило недостатки городского права, но­сившего местный, партикулярный характер. Поэтому уже с XII в. в отноше­ниях между купцами используются нормы международного морского и тор­гового права, заимствованные из морских и торговых обычаев, записанных в итальянских и испанских городах (Барселоне, Пизе).

По мере усиления королевской власти, все более важное место среди источников права начинают занимать законодательные акты королей: ордо­нансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты требуют от коро­ля их кодификации с целью устранения противоречий в законодательстве.

Во второй половине XVII в. и в XVIII в, издается серия королевских ордонансов («больших ордонансов»), которые по существу кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и мор­ского права, завещательного права и др. Однако это не затронуло многих общественных правоотношений и не устранило партикуляризма права во Франции.

48 вопрос:

Семейное и наследственное право

Брак и семья во Франции регулировались, в основном, каноническим правом. В XVI-XVII вв. королевской властью издана серия ордонансов, от­ступающих от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя и фиксировался, по-прежнему, лишь в церковных книгах, стал рассмат­риваться не только как таинство, но и как акт гражданского состояния.

Было пересмотрено старое каноническое правило, при котором при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. Отныне при вступле­нии в брак таковое было обязательным, в противном случае дети могли быть лишены наследства.

Личные отношения супругов (главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом. Положение детей в семье и имущественные отношения супругов были раз­личны в южной и северной частях Франции.



В стране обычного права (север Франции) родительская власть рас­сматривалась как своеобразная опека, которая заканчивалась при наступле­нии совершеннолетия ребенка. Здесь действовал режим общей собственно­сти на имущество супругов, которым распоряжался муж. На юге, под влия­нием римского права, утверждалась сильная отцовская власть над детьми, и существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

Со временем, родительская власть над детьми усиливается. Отец по­лучил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным институтом был МАЙОРАТ, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Это помогало избежать дробления сеньории и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдать замуж сестер.

На юге Франции широкое распространение получили завещания (под влиянием римского права). Завещание начинает проникать и в сферу обыч­ного права, но с большими ограничениями в пользу законных наследников. Последние не могли быть лишены наследства завещательным распоряжени­ем без особо серьезных оснований.

49 вопрос:

Уголовное право

В IX - XI вв. во Франции, в основном, продолжала существовать сис­тема преступлений и наказаний, восходящая к раннему Средневековью, к варварским правдам. Преступление рассматривалось как действие (частная обида), затрагивающая интересы отдельных лиц, а наказание сводилось, как правило, к компенсации за вред. К XII в. преступление перестает считаться частным делом, а выступает уже как «нарушение мира», т.е. правопорядка. Уголовная ответственность принимает черты жестокости, устрашения.

С централизацией государства и усилением королевской власти в XIII- XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль королев­ского законодательства в развитии уголовного права. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию т.н. «королевских случаев» (фальшивомонетничество, убийство, изнасилова­ние, поджоги и т.д.). Окончательному исчезновению представления о пре­ступлении как о «частном деле» способствовал Великий мартовский ордо­нанс 1357 г., который предусматривал запрет замены наказания денежной композицией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления. Уголовная ответственность связы­валась с сословным положением преступника. К дворянам, лишь в исключи­тельном случае, применялись телесные наказания, которые обычно заменя­лись штрафом или конфискацией имущества, не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. В феодально-уголовном праве Франции допускалось объек­тивное вменение, т.е. уголовная ответственность без вины (членов семьи преступника, в том числе детей; ответственность целых корпораций по поли­тическим преступлениям). И, хотя
уголовное право и кутюмы знали понятие невменяемости, но по ряду преступлений к уголовной ответственности при­влекались и умалишенные, и малолетние.

Значительно расширяется круг действий, которые подпадают под по­нятие «оскорбление величества» (вплоть до заговоров против министров, губернаторов, измена на войне, дезертирство, шпионаж и т.д.).

Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство, святотатство, колдовство, ересь и т.д.

За уголовные преступления, относящиеся к категории тяжких престу­плений, применялась, в целях устрашения, публичная смертная казнь в раз­нообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожже­ние и т.д. Многочисленными были членовредительные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Ши­роко стало применяться и тюремное заключение. Просматривалась в уголов­ном праве такая типично феодальная черта как несоответствие суровости наказания тяжести преступления.

50 вопрос:

Судебный процесс

Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было у франков, со­хранял обвинительный характер. Большое распространение получает судеб­ный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон. Право­вые обычаи детально регламентировали процедуру судебной дуэли. В граж­данских спорах - состязательный характер.

В судах короля с XIII в. постепенно вводится розыскной (инквизици­онный) процесс. Разные виды процесса долгое время существуют параллель­но, но состязательный постепенно выходит из употребления в связи с отме­ной «суда божьего» - ордалия и судебного поединка.

Окончательное закрепление розыскного процесса происходит с укре­плением абсолютизма, изданием большого уголовного ордонанса 1670г.

Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предва­рительной и тайной информации о преступлении и преступнике.

Собственно судебное дело возбуждалось на основании обвинения прокурора, доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказа­тельства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, производил очные ставки. При розыскном процессе предполагалась виновность обвиняемого
, поэтому показаний одного свидетеля - очевидца было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла - в получении признания обвиняемого, которое рас­сматривалось как «царица доказательств».

Само судебное разбирательство происходило в закрытом заседании.

Хотя ордонанс 1670 г. предусмотрел деление доказательств на оправ­дательные и обвинительные, основное внимание уделялось именно послед­ним.

До XIII в. приговоры считались окончательными, апелляций не было. Правда, сторона, не довольная приговором, могло вызвать на поединок судей и драться с каждым. С XIII в. постепенно признается право обжаловать лю­бое дело из сеньориального суда в королевский суд, а оттуда в Парламент. Парижский Парламент являлся высшим судом страны.

51 вопрос:

Правовое положение различных групп населения

Основными социальными группами средневековой Германии были: клирики, рыцари, горожане и крестьяне.

  1. Рыцарство - как социальный класс, окончательно сложившись к XIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. «всадник») передавалась по на­следству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. «Саксонское» и «Швабское зерцало», источники германского права, таких рангов выделяют семь (т.н. «7 щитов»').

Представители каждого ранга занимали различное положение в госу­дарстве (например, первый ранг рыцарства занимал король, во втором ран­ге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора и т.д.).

  1. На более низкой ступени социальной лестницы феодального обще­ства Германии находились горожане (бюргеры) и свободные крестьяне.

Свободное крестьянство было неоднородно и делилось на собствен­ников, которые не несли повинностей перед феодалами (аллодисты) и чин- шевиков, которые уплачивали за землю чинш.

Среди крестьян-собственников выделялся зажиточный верхний слой (шеффены). Из этого социального слоя подбирались судьи в общинные суды и в суд епископа. На другом полюсе социальной лестницы находились мало­земельные крестьяне, которые занимались батрачеством и не были полно­правными членами крестьянской общины.

Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались; поскольку город выполнял все повинности кол­лективно, бюргер индивидуальному обложению не подлежал.

  1. В самом низу социальной лестницы находились: крепостные (име­новались «зависимыми на земле») и холопы - «лично зависимые». Положе­ние крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечное наследственное держание земельные наделы и отбывали в пользу феодала денежные и натуральные повинности, а также барщину. Крепостные уплачивали: подушный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалось выплатить пошлину при вступлении в брак. Права перехода от одного сеньора к другому и права выхода из крепостного состояния они не имели.