Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судьи объявляли приговор безмолвно и посредством иероглифов. По словам Геродота, они носили на груди значок - символ Истины и приклады­вали его ко лбу выигравшей процесс стороны. Сам фараон должен был еже­дневно разбирать судебные процессы.

Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.

8 вопрос:

Общественный строй

Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч. В целом, в судебнике Хаммурапи выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные (авилум), неполноправные (мушкенум) и рабы. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в положени­ях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный личности муш- кенума, штраф был меньше, чем за вред, претерпеваемый полноправным. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правона­рушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.

Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одина­ковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчерк­нуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.

Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выход­цев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полно­правных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (отражавшаяся в документах, терминологии - неполноправ­ные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людь­ми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или при­частными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению
, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внима­ния и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полно­правными, а в административном плане, как утверждают источники') зачас­тую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общи­нах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными.

Заслуживает внимания и классификация свободного населения по профессиональному признаку.

Как отмечалось в разделе о государстйенном строе, в эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специали­стов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. ,

Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничест­во, которое было наделено землей - земля могла переходить по наследству или обращаться в своего рода пенсию.

Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи. Среди свобод­ных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ве­дут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая.

Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, да­рят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками раб­ства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родите­лями; неоплатность должника.

Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались осо­бые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца. Впрочем, такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался права продать или обменять раба.



По законам Вавилона, владелец раба не был ограничен в своих пра­вах над ним, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой охраной. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ - такие дети считались свободными.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.

Личные права: казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику дозво­лялось жениться на свободной и дети от такого брака считались свободны­ми. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ)

Имущественные права: в Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки по поводу своего имущест­ва. Однако имущество рабов, которые не могли быть собственниками, нажи­валось с согласия господина и переходило к нему после смерти раба.

Есть основания полагать, что рабы-чужаки достаточно быстро могли приобрести статус мушкенума, особенно если их сажали на храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в со­став семьи на правах ее младших членов со всеми вытекавшими отсюда по­следствиями. Иными словами, во втором поколении рабы, как правило, ра­бами быть переставали. Это была, таким образом, как бы временная катего­рия, переходная (речь идет о рабах-иноплеменниках, рабах-пленниках, ра­бах-чужаках).

Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим то­ном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

В более привилегированном положении находились рабы-должники из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они чаще всего приравнивались по положению к младшим членам семьи. Если человек становился долговым рабом или был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из членов своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор отвечал по закону. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным

В целом, исходя из содержания Законов Хаммурапи, можно заклю­чить, что основной целью законодателя являлась защита традиционных прав и имущества исконного вавилонского населения - особенно в тех случаях, когда личности или имуществу вавилонянина что-либо угрожало. Попавше­го в
плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, недостающую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он воз­вращался домой. Вообще население и особенно полноправные обеспечива­лись максимальной поддержкой закона, выступавшего как бы гарантом не­прикосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны - от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.

9 вопрос:


Источники права

Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обы­чай, в том числе и судебный. Весьма рано появляется и другой источник права - закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных преце­дентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего прав­ления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе1. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Однако составлен­ные Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современно­го ему вавилонского права. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государ­ства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.

Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Пер­вой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял сла­бого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь оканчиваются обстоятельным заключени­ем. Всего памятник насчитывал 282 статьи2. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию иму­щественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст.ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение

и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме Сельскохо­зяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.

Законы Хаммурапи в отличие от большинства восточных кодифика­ций не содержат религиозного и морализующего элементов. По своему на­значению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные пред­ставления о справедливости.