ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судьи объявляли приговор безмолвно и посредством иероглифов. По словам Геродота, они носили на груди значок - символ Истины и прикладывали его ко лбу выигравшей процесс стороны. Сам фараон должен был ежедневно разбирать судебные процессы.
Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.
8 вопрос:
Общественный строй
Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч. В целом, в судебнике Хаммурапи выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные (авилум), неполноправные (мушкенум) и рабы. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в положениях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный личности муш- кенума, штраф был меньше, чем за вред, претерпеваемый полноправным. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.
Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.
Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (отражавшаяся в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению
, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полноправными, а в административном плане, как утверждают источники') зачастую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общинах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными.
Заслуживает внимания и классификация свободного населения по профессиональному признаку.
Как отмечалось в разделе о государстйенном строе, в эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. ,
Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.
Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничество, которое было наделено землей - земля могла переходить по наследству или обращаться в своего рода пенсию.
Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи. Среди свободных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.
Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая.
Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками рабства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родителями; неоплатность должника.
Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались особые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца. Впрочем, такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался права продать или обменять раба.
По законам Вавилона, владелец раба не был ограничен в своих правах над ним, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой охраной. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ - такие дети считались свободными.
Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.
Личные права: казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику дозволялось жениться на свободной и дети от такого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ)
Имущественные права: в Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки по поводу своего имущества. Однако имущество рабов, которые не могли быть собственниками, наживалось с согласия господина и переходило к нему после смерти раба.
Есть основания полагать, что рабы-чужаки достаточно быстро могли приобрести статус мушкенума, особенно если их сажали на храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи на правах ее младших членов со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Иными словами, во втором поколении рабы, как правило, рабами быть переставали. Это была, таким образом, как бы временная категория, переходная (речь идет о рабах-иноплеменниках, рабах-пленниках, рабах-чужаках).
Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим тоном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
В более привилегированном положении находились рабы-должники из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они чаще всего приравнивались по положению к младшим членам семьи. Если человек становился долговым рабом или был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из членов своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор отвечал по закону. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным
В целом, исходя из содержания Законов Хаммурапи, можно заключить, что основной целью законодателя являлась защита традиционных прав и имущества исконного вавилонского населения - особенно в тех случаях, когда личности или имуществу вавилонянина что-либо угрожало. Попавшего в
плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, недостающую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой. Вообще население и особенно полноправные обеспечивались максимальной поддержкой закона, выступавшего как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны - от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.
9 вопрос:
Источники права
Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, в том числе и судебный. Весьма рано появляется и другой источник права - закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных прецедентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе1. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Однако составленные Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.
Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь оканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывал 282 статьи2. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст.ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение
и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме Сельскохозяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.
Законы Хаммурапи в отличие от большинства восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элементов. По своему назначению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные представления о справедливости.