Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После смерти наследодателя одна треть его движимого имущества поступала в распоряжение церкви («доля мертвого»). Наследование земли происходило только по закону, завещание не допускалось. Наследники при получении земельного владения обязаны были выплатить лорду определенную сумму (рельеф). Малолетние наследники вместе с их владениями подлежали феодальной опеке. Право опеки можно было дарить и передавать, особенно если оно принадлежало королю. Лорд считался вправе настаивать на браке своих подопечных. В случае отказа наследников от предложенного им брака, они обязаны были выплатить опекуну сумму, равную той, которую предлагали за их руку претенденты. С XII в. была установлена система майората, согласно которой, земельное владение переходило по наследству только к старшему сыну. Если держатель не оставлял после своей смерти наследников, владение возвращалось лорду (сеньору). Узаконение внебрачных детей последующим браком их родителей с XII в. подверглось ограничению. Такой усыновленный получал право лишь на наследование движимого имущества.
45 вопрос:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. 

В англосаксонских правдах можно встретить разнообразные виды преступлений. В наиболее ранних судебниках понятие государственного преступления отсутствует (есть лишь упоминание о нарушении королевского покровительства). В дальнейшем, об этом виде преступлений говорится уже довольно ясно. Например, в Правде Альфреда сказано: «Если кто замышляет... на жизнь короля, пусть ответит своей жизнью и всем, чем обладает». Подробно рассматриваются в правдах преступления против личности: убийство, нанесение телесных повреждений («проломит череп», «выбьет глаз» и т.п.), побои, клевета. Особое внимание уделялось преступлениям против собственности. Упоминаются также преступления против семьи (измена супругов), религиозные (работа в воскресенье, кража в церкви).

После нормандского завоевания круг наказуемых деяний увеличивается. Появляются новые составы преступления. Расширилось понятие государственного преступления (измена, посягательство на жизнь короля и членов его семьи, изготовление фальшивых денег и т.д.). Серьезным правонарушением считалась охота в королевских заповедниках, наказанию подвергались лица, нарушившие запрет держать феодальные свиты. Все больше внимания уделяется религиозным преступлениям. В XV в. издан статут «О сожжении еретиков». В 1539 г. принят «Статут шести статей», вводивший смертную казнь за отрицание основных принципов католического вероучения.


Постепенно вырабатывается особая классификация преступлений по степени их тяжести. Еще в Законах Кнута (XI в.) такие преступления, как разрушение (чужого) дома, поджог, воровство с поличным, тайное убийство и измена считались наиболее тяжкими и не подлежали выкупу. При Генрихе II в особую группу были выделены тайное убийство, разбой, поджог, подделка монеты. В ХIII в. появляется понятие ОСОБО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ (фелонии). Сюда были отнесены все преступления, которые влекли за собой конфискацию имущества, так как вначале фелония обозначала нарушение верности вассала своему сеньору, что приводило к утрате держания. Но с течением времени понятие фелонии расширилось и стало включать измену, убийство, поджог, изнасилование и т.д.

В XIV в. из фелонии выделяется измена: государственная измена (посягательство на жизнь короля, королевы, наследников престола, заговор, военные действия против короля) и малая измена (убийство слугой господина, женой мужа, клириком вышестоящего прелата) - убийство того, кому обвиняемый был обязан повиновением. Государственной изменой считались, кроме того, подделка малой или большой королевской печати, подделка монеты, убийство высших сановников. В результате этого в XVI в. окончательно складывается деление всех преступлений в английском праве на три группы: преступления, составляющие измену (тризн), тяжкие уголовные преступления (фелония) и менее тяжкие уголовные преступления (мисдеминор).

В англосаксонских правдах в качестве наказания широко практиковались штрафы. При нанесении телесных повреждений размер штрафа определялся тяжестью ранения. В случае убийства вергельд зависел от социального положения убитого. Правда Этельберта (начало XVII в.) устанавливает вергельд за убийство свободного в 100 шиллингов, за убийство лета - 40, 60 и 80 шиллингов в зависимости от его категории. В Законах Хлотаря (673 - 685 гг.) вергельд эрла определен в 300 шиллингов, а в Законах Инэ (688 - 695 гг.) вергельд за убийство свободного мог равняться в зависимости от его положения 200, 600 и 1200 шиллингов.

Но уже в англосаксонских сборниках все ярче проявляется устрашение в качестве основного принципа наказания. Распространяются членовредительные наказания (отрубание руки или ноги, отрезание языка, носа и т.п.), широко применяется смертная казнь (повешение, утопление, сбрасывание с горы). Этот процесс широко прослеживается при рассмотрении такого преступления как воровство. Согласно Правде Этельберта воровство наказывалось штрафом. Законы Уитреда (695 - 696 гг.) предусматривают для вора, пойманного с поличным, либо смертную казнь, либо продажу в рабство, либо возможность выкупиться своим вергельдом. В памятнике начала Х в. уже говорится: «Если вор начнет убегать, пусть преследуют его до смерти все... и где бы ни нашли его, его должны убить, и кто пощадит его или укроет его, будет не достоин (лишится) всего, что имеет, и жизни». Здесь смертная казнь грозит не только вору, а и его укрывателям и тем, кто не принял мер к его поимке. Как сказано в Законах Кнута (1016 - 1035 гг.), воры «нигде не должны находить защиты своей жизни».



Исключительная жестокость наказания характерна для английского права в последующие периоды его развития. Повешение, четвертование, разрывание на части, сожжение - таковы виды смертной казни. широко практиковались членовредительные наказания. В определении размеров наказания совершенно открыто проводилась классовая дифференциация. Там, где простому человеку грозила смертная казнь или членовредительное наказание, представители господствующего класса отделывались штрафом. Характерно, что после подавления восстания Уота Тайлера парламент объявил амнистию тем феодалам, которые казнили крестьян без всякого суда. Существовали резкие различия в наказаниях, налагаемых церковными и светскими судами. Все это дополнялось широким простором судейского усмотрения. Английский феодальный суд был мало связан точными нормами в определении размера наказания. Прецедентная система была весьма гибкой. Процесс первоначального накопления привел к появлению огромного количества нищих и бродяг. Против этих жертв огораживаний Тюдоры издавали законы, которые К. Маркс назвал "кровавым законодательством против экспроприированных".

Начало кровавому законодательству было положено актом 1495г. Местные должностные лица были обязаны разыскивать бродяг и нищих и заключать в тюрьму в колодках в первый раз - на шесть суток и содержать их на хлебе и воде. Акт 1530 г. устанавливал для нищих наказание плетьми и тюремное заключение, а акт 1536 г. требовал, чтобы работоспособных бродяг в рыночный день везли через весь город, бичуя до крови, а затем брали с них клятву, что они вернутся на родину и начнут работать. В случае вторичной поимки «закоренелых бродяг» вновь подвергали бичеванию и отрезали половину уха, а в третий раз - предавали смертной казни. О размерах репрессий свидетельствует тот факт, что только в правлении Генриха VIII (1509 - 1547 гг.) «было казнено 72000 крупных и мелких воров», как говорится в одной из хроник.

В 1547 г. появляется новый закон. Бродяга отдавался на время в рабство тому, кто донесет о нем властям. Хозяин имел право наказать его, продать, завещать по наследству. Если такой раб пытался скрыться, то его осуждали на пожизненное рабство и клеймили, а за третий побег - казнили как государственного преступника. Причем, далее в статуте 1547 г. говорится, что, если бедняк что-либо заработает или получит по наследству, его следует освободить. Значит, статут откровенно признавал, что единственное преступление этих людей - бедность.


Наибольшее число подобных законов было издано при Елизавете Тюдор (1558 - 1603гг.). Акты 1576 г., 1597 г. и др. предусматривали для упорных нищих такие наказания как бичевание кнутом, клеймение, содержание в тюрьме, работном доме, отправку на галеры, смертную казнь. «Деревенское население, - писал К. Маркс, - насильственно лишенное земли, изгнанное и превращенное в бродяг, старались приучить, опираясь на эти чудовищно террористические законы к дисциплине наемного труда поркой, клеймами, пытками». Эти кровавые законы должны были предотвратить опасность восстаний со стороны экспроприированных, подчинить массу бывших крестьян и ремесленников режиму наемного труда. Как говорил К. Маркс: «Отцы теперешнего рабочего класса были, прежде всего, подвергнуты наказанию за то, что их насильственно превратили в бродяг и пауперов». 
46 вопрос:


Общественный строй

В Кутюмах Бовези в Главе 45 §§1451, 1452 упоминаются 3 состоя­ния: 1) знатное1 (передавалось по отцу), 2) состояние свободы (передавалось по матери) и 3) состояние крепостной зависимости. В § 1452 говорится о разных формах крепостной зависимости, очевидно, имеются в виду сервы и вилланы, хотя последних можно причислить, скорее к феодально- зависимым, но лично свободным.

В IX-XI вв. произошло окончательное оформление разряда феодаль­но зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу подушную подать, ежегодный оброк, выполняли барщин­ные работы, не могли жениться без согласия господина, поступать в священ­нослужители (без согласия господина), быть свидетелем в судебном процес­се.

Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Как говорилось ранее, они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), раз­мер которой регулировался обычным правом. Они также ограничивались в праве на брак и должны были испросить разрешения сеньора на женитьбу.

Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать бана- литеты: печь хлеб в пекарне сеньора, обрабатывать виноград в винодельне сеньора, а также учитывать право сеньора на первую брачную ночь (которым тот мог воспользоваться).

К XIV веку оформляются 3 сословия. Первым сословием было духо­венство. Оно должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение деся­тины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей. Второе сословие (замкнутое и наследственное) - дворянство - слуги короля. Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблаго­родного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая
Лицо знатного происхождения в возрасте от 18 до 20 лет было обязано проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручались меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.