Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, при­менении ордалия.

10 вопрос:

ВЕЩНОЕ ПРАВО

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошло много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д.

а) Государственные земли принадлежали дворцу. Со временем, тра­диционной становится практика раздачи царско-храмовых земель (которые, по некоторым подсчетам, составляли до 30-40 % пашни): 1) в виде наделов (иногда с жителями, домом и инвентарем), предоставляемых царским людям первой категории как вознаграждение за службу; 2) и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну.

При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обраба­тывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве аренда­торов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.

Имущество, предоставляемое воинам, называлось «ИЛКУ» и было изъято из оборота. На основании ст. 40 Кодекса Хаммурапи можно заклю­чить, что имущество, выделяемое другим должностным лицам не предпола­гало подобных ограничений: его можно было продавать, при условии, что покупатель принимает на себя несение необходимых повинностей.

б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распреде­лявшиеся между жителями данной местности - «соседями» во временное пользование по жребию.

в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без осо­бых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.

Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные зако­ном огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый призывал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он предавался смерти как клеветник.


ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

Обязательственное право знает: а) договорные обязательства и б) обязательства из причинения вреда.

Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, высу­шенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таб­личку.

Законы Хаммурапи предусматривали следующие виды договоров:

  1. Купля-продажа и мена: все сделки осуществлялись за наличный расчет. Однако допускалась продажа в кредит (с рассрочкой платежа). В отношении раба предусматривалась гарантия сроком на 1 месяц (ст. 278). Продажа ценных вещей осуществлялась при свидетелях. Посредством дого­вора купли-продажи осуществлялось оформление усыновления детей.

Продажа имущества, изъятого из оборота, признавалась недействи­тельной. Купля-продажа, совершенная с рабом (без согласия его хозяина), наказывалась лишением жизни покупателя.

  1. Имущественный наем (аренда построек, земли, судов, жилищ, ос­лов, повозок, рабов). Плата за арендованное поле равнялось обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи Уг урожая, арендодатель обязывался участвовать в обработке участка. Аренда была краткосрочной (1 год или 2 года). На более длительные сроки сдавалась неосвоенная земля.

  2. Личный наем. Договор найма свободного гражданина составлялся как договор найма раба. Наниматель нанимал работника у него самого, как у владельца раба. Нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Закон определял порядок оплаты их труда и ответственность за результаты труда. Законом были установлены тарифы оплаты.

  3. Заем был урегулирован достаточно подробно, поскольку процвета­ло ростовщичество. В этом вопросе характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление оградить должника от кредитора и предот­вратить долговое рабство. Законы уничтожили пожизненную долговую ка­балу и установили 3-летний срок для любого долга. Были ограничены и про­центы, взимаемые кредитором: для денег - 20 % годовых; для зерна - 33% годовых и 1/3. Установлена ответственность кредитора за смерть должника вследствие плохого с ним обращения.

  4. Поклажа, т.е. хранение вещей, скота, зерна. Договор поклажи за­ключался устно, но при обязательном присутствии свидетелей из соседей договаривающихся сторон. Сделка была безвозмездной, но со строгой от­ветственностью сторон за любой обман.

Поручение рассматривалось как особая разновидность поклажи.

  1. Договор товарищества заключался между свободными гражданами для различных целей (совместного предоставления займа, совместной по­купки животного, корабля, иной совместной деятельности). Прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну.

  2. Договор тамкара и шамаллума. Тамкар - «денежный человек» в Ва­вилоне, а шамаллум - своего рода, торговый агент. Это особая разновид­ность договоров, несущая в себе черты займа и комиссионного договора. Законы устанавливают и специальную ответственность по нему (ст.ст. 100- 107).

  3. Пожалование имущества илку. Как. отмечалось выше, воину за службу (и с целью связать воина обязательствами перед царем) предоставля­лось имущество илку, изъятое из торгового оборота. Оно сохранялось за обладателем даже в случае плена или долгого отсутствия. Однако если вла­делец сам бросил надел и по своей воле отсутствовал и не обрабатывал зем­лю более 3 лет, он не мог претендовать на возвращение илку. Закон строго обязывал владельцев выполнять главное условие владения - несение службы: если воин отказывался идти в поход, его ожидала казнь и утрату повинност­ного имущества. А если воин посылал наемного человека, то сам воин под­лежал смерти, а имущество переходило наемнику. В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну при условии несения военной службы. Если сын еще не достиг соответствующего возраста, 1/3 участка передавалась матери для его воспитания, а оставшиеся 2/3 - другому воину. В случае благополучного возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину. Воинов - владельцев илку защищали законы от произвола низших военачальников, которых жда­ла смерть за попытку присвоить надел или подарок царя.


Обязательства из причинения вреда. Необходимо указать и на то, что законы Хаммурапи знали обязательства из причинения вреда. Причине­ние вреда имуществу или здоровью другого лица влекло обязанность воз­местить причиненный вред. Ответственность несет и тот, кто причинит смерть чужому рабу (надо отдать раба за убитого). Корабельщик обязан возместить стоимость корабля и имущества, вверенного ему для перевозки. Установлена ответственность за ущерб вследствие небрежного отношения к чужому ирригационному сооружению, за выпас скота в чужом поле, столк­новения судов (кораблей) (отвечал плавающий вверх по реке), за ненадле­жащее исполнение обязательства.

11 вопрос:

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Брак был действительным только при заключении письменного дого­вора (ст. 128), который подписывался между будущим мужем и отцом невес­ты. Жених отдавал тестю выкупную плату за невесту - «гирхатум» и свадеб­ный подарок семье невесты - «библум». Отец давал за дочерью прида­ное - «шерикту», которое своими размерами превосходило, обычно, выкупную плату. Однако выкупная плата не была обязательным элементом брач­ного договора,

В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадеб­ный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160).

Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкену- му. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными.

Замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имуще­ство, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследо­вать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростов­щичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главен­ства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при ко­тором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, гро­зило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену.

Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу (Кроме того, если жена, в течение определенного времени так и не произве­ла потомство, она должна была сама выбрать мужу наложницу, для того, чтобы та родила ее мужу детей. Если жена пренебрегала этой возможно­стью, муж мог самостоятельно выбрать себе наложницу).


Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных вне­брачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151).

За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей.

Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производи­лось отрезание языка за злословие в адрес родителей. Закон несколько огра­ничивал эту власть: так, отец не имел права лишить наследства сына, если только тот не совершил преступления.

Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям.

Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то бра­тья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее прида­ное возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подар­ков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге.

12 вопрос:

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Как и другие восточные кодификации, законы Хаммурапи не дают общего определения преступления и перечня преступных деяний: они носят казуальный характер. Ничего не говорится в законах о религиозных и госу­дарственных преступлениях, по восточному обычаю всегда караемых смер­тью.

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она компенсировалась в одних случаях (физическими)
наказаниями, нала­гаемыми государственной властью, в других - денежным возмещением, ко­торое выплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных от­ношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общи­ной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст.ст. 23, 24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст.ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или «из дома»; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона «равным за равное» (ст.ст. 196, 197); д) заодно и то же преступление авилуму, мушкенуму и рабу назначались различные наказания. Таким образом, уголовное право носило ярко выраженный сословный характер.

Можно выделить следующие категории преступлений:

  1. Преступления против личности. Даже нечаянное убийство влек­ло наказание в виде смертной казни виновного. Убийство мужа женою пред­полагало посажение виновной на кол.

  2. Похищение малолетних детей каралось смертной казнью (ст. 14).

  3. Преступления против правосудия: а) должностное преступление судьи (изменившего приговор, получившего взятку) каралось штрафом в 12- кратном размере от стоимости иска и лишением должности без права заме­щения ее в будущем; б) ложное обвинение, лжесвидетельство карались смертной казнью (если подобное наказание грозило обвиненному по навету) (ст.З).

  4. Халатное и некачественное исполнение работы. Законы устанав­ливают суровую профессиональную ответственность: например, если по­строенный строителем дом рухнул и убил домовладельца - строитель подлежал казни (если же построенный строителем дом рухнул и убил сына до­мовладельца - должно было убить сына строителя - принцип «зеркального» талиона). За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали руку.

  1. Преступления против собственности: по Законам Хаммурапи к ним следует относить кражу скота, рабов. Как преступные действия опреде­лялись укрывательство рабов, снятие с них клейма. Законы отличают кражу от грабежа, считавшегося более тяжким преступлением. Все имущественные правонарушения карались очень сурово: наказанием были смертная казнь либо членовредительство или огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который, в состоянии был не каждый. В случае неуплаты штрафа, должника казнили. Кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); кража домашних животных предполагала возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертную казнь); кража со взломом стены каралась закапыванием вора у стены); при краже во время пожара виновного бросали в огонь.

  2. Среди преступлений против семьи законы называют прелюбо­деяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (связь матери и сына каралась сожжением обоих (ст. 157)). Названы преступлениями деяния, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший отца, лишался руки). За нарушение супружеской верности, женщину и ее соучастника связывали и бросали в воду, но муж мог простить жену, тогда ее соучастник тоже осво­бождался от наказания (ст. 129).