Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: 1) смертная казнь (более чем в 30 случаях) в различных вариациях (сожжение, утопле­ние, посажение на кол); 2) членовредительские наказания (применялся и символический талион: повреждение того органа, при помощи которого было совершено преступление); 3) телесные наказания (удары плетью); 4) наложение знака бесчестья; 5) изгнание из родной местности или дома; 6) денежные взыскания; 7) увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

В отличие от других изучаемых древневосточных государств, прин­цип талиона применялся в Древнем Вавилоне в трех видах: прямой (убийст­во влекло смертную казнь, повреждение какой-либо части тела наказывалось причинением виновному такого же увечья), символический (наказание ви­новного органа (см. выше)) и зеркальный (особый вид талиона, упоминае­мый в ст. 230).

13 вопрос:


СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не отделялась от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей считался царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «ра- бианума» - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, под­чиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные «цар­ские судьи», подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, с целью приведения сторон к клятве и засвидетельствования ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Процессуальное производство было одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей сторо­ны. Доказательствами служили: клятва, показания свидетелей, письменные акты, ордалий (законы упоминают испытания водой).

К ордалию прибегали в случаях обвинения кого-либо (не взятого с поличным) в чародействе или в прелюбодеянии.

Нормы процессуального права требовали от судьи лично исследовать дело. Судья не имел права изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере от суммы иска и лишался своего места без права судить в дальнейшем.

Судебные протоколы писались на глиняной плитке и содержали: име­на сторон, показания свидетелей и сторон, их клятвы, суть приговора.

Для укрепления силы и значимости судебного решения, на стороны обычно возлагали обязанность не возобновлять дело вторично под угрозой большого штрафа.

14 вопрос:

Государственный строй

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наибо­лее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана систе­ма искусственного орошения. В конце 3-го тысячелетия до н.э. с северо- запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.



Основными периодами в истории государства и права Древней Ин­дии можно считать: 1) Разложение первобытнообщинного строя и образова­ние рабовладельческого государства (2-я половина II тысячелетия до н.э.)', 2) Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда {II тысячелетие до н.э. — IV в. до н.э.); 3) Централизованное государство Маурьев(IV-IIIвв. до н.э.); 4) Кризис и феодализация государства (IIIв. до н.э. - IVв. н.э.).

На территории Индии обитали многочисленные племена, различав­шиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т.е. 4-х сборников Вед религиозного содержания, свидетельствует о том, что они делились на родовые колена (джана) во гла­ве с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они являлись военными предводителями и отправляли жреческие и судеб­ные функции.

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюро­кратического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ.

Царь. В соответствии с учением брахманов - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внеш­нее единство народа в противоположность внутреннему единству, прояв­ляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жре­цом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых

царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государствен­ным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным ведомством осуществлял
Военный Совет, со­стоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство общественных работ в Индии не получило такого раз­вития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство ороше­ния. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или об­щина своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от на­логов на 4-5 лет.Местное управление. Во главе каждого селения стоял староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1 ООО селений - тысяцкий. Они выполняли функции: а) сохранение общест­венного порядка; б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами, город­ской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промыш­ленным производством, учетом населения города, регулированием торговли и порядком на торговых местах, торговлей текстильными изделиями, тор­говлей с иностранцами, сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

15 вопрос:

Общественный строй

Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн, определяющая своеобразный и неповторимый характер общественных и государственных отношений Древней и даже отчасти современной Индии. Историческое их развитие таково.

С разложением первобытного общества и развитием имущественного и неимущественного неравенства возникают сословия особого рода - варны. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С течением времени варны становятся все более замкнутыми и на­следственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследствен­но профессия, поклонение одним богам. Таким образом, со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству.


Изначально существовало 4 варны: брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры - слуги. Согласно легенде о происхождении варн, брахманы произошли из уст Бра­мы, воины-кшатрии из его рук, промышленное сословие - вайшьи - из его бедер, батраки-шудры из ступней. В Индии, таким образом, не существовало различия конкретных людей, индивидов, но имелось лишь различие масс, которое простиралось не только на религиозное сознание, но и на политико- правовую сферу. Первым сословием оказывается то, при посредстве которо­го проявляется божественное - брахманы. Второе сословие является вырази­телем субъективной воли и храбрости - ведь сила должна проявляться, дабы заставить целое (государство) существовать и поддерживать свое существо­вание в борьбе против других государств. Это сословие воинов и правителей - кшатриев, хотя и брахманы часто становились правителями (раджами).

Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако поздний историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин- кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, казнили преступников, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разре­шалось заколоть не уступившего дорогу.

У каждой касты имелись свои особые обязанности и права: обязанно­сти й права оказываются не императивами для человека вообще, а образом жизни особой отдельной касты. Так, храбрость не есть добродетель вообще, но для индусов лишь добродетель кшатриев. Нет права вообще, есть отдель­ное право каждой касты. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши горячее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму сво­ей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах.