ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: 1) смертная казнь (более чем в 30 случаях) в различных вариациях (сожжение, утопление, посажение на кол); 2) членовредительские наказания (применялся и символический талион: повреждение того органа, при помощи которого было совершено преступление); 3) телесные наказания (удары плетью); 4) наложение знака бесчестья; 5) изгнание из родной местности или дома; 6) денежные взыскания; 7) увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.
В отличие от других изучаемых древневосточных государств, принцип талиона применялся в Древнем Вавилоне в трех видах: прямой (убийство влекло смертную казнь, повреждение какой-либо части тела наказывалось причинением виновному такого же увечья), символический (наказание виновного органа (см. выше)) и зеркальный (особый вид талиона, упоминаемый в ст. 230).
13 вопрос:
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не отделялась от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.
Верховным судьей считался царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.
Судебные функции находились также в руках «наместника» и «ра- бианума» - председателей судебных коллегий.
В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.
В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю.
Жрецы участвовали в процессе, с целью приведения сторон к клятве и засвидетельствования ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.
Процессуальное производство было одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. Доказательствами служили: клятва, показания свидетелей, письменные акты, ордалий (законы упоминают испытания водой).
К ордалию прибегали в случаях обвинения кого-либо (не взятого с поличным) в чародействе или в прелюбодеянии.
Нормы процессуального права требовали от судьи лично исследовать дело. Судья не имел права изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере от суммы иска и лишался своего места без права судить в дальнейшем.
Судебные протоколы писались на глиняной плитке и содержали: имена сторон, показания свидетелей и сторон, их клятвы, суть приговора.
Для укрепления силы и значимости судебного решения, на стороны обычно возлагали обязанность не возобновлять дело вторично под угрозой большого штрафа.
14 вопрос:
Государственный строй
Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения. В конце 3-го тысячелетия до н.э. с северо- запада на территорию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.
Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать: 1) Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (2-я половина II тысячелетия до н.э.)', 2) Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда {II тысячелетие до н.э. — IV в. до н.э.); 3) Централизованное государство Маурьев(IV-IIIвв. до н.э.); 4) Кризис и феодализация государства (IIIв. до н.э. - IVв. н.э.).
На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т.е. 4-х сборников Вед религиозного содержания, свидетельствует о том, что они делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они являлись военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства: финансовое ведомство, военное ведомство, ведомство общественных работ.
Царь. В соответствии с учением брахманов - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых
царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.
Руководство военным ведомством осуществлял
Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство общественных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.Местное управление. Во главе каждого селения стоял староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1 ООО селений - тысяцкий. Они выполняли функции: а) сохранение общественного порядка; б) борьба с преступлениями.
Во главе города стоял главный управляющий всеми делами, городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: ремесленно-промышленным производством, учетом населения города, регулированием торговли и порядком на торговых местах, торговлей текстильными изделиями, торговлей с иностранцами, сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
15 вопрос:
Общественный строй
Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн, определяющая своеобразный и неповторимый характер общественных и государственных отношений Древней и даже отчасти современной Индии. Историческое их развитие таково.
С разложением первобытного общества и развитием имущественного и неимущественного неравенства возникают сословия особого рода - варны. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С течением времени варны становятся все более замкнутыми и наследственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследственно профессия, поклонение одним богам. Таким образом, со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству.
Изначально существовало 4 варны: брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры - слуги. Согласно легенде о происхождении варн, брахманы произошли из уст Брамы, воины-кшатрии из его рук, промышленное сословие - вайшьи - из его бедер, батраки-шудры из ступней. В Индии, таким образом, не существовало различия конкретных людей, индивидов, но имелось лишь различие масс, которое простиралось не только на религиозное сознание, но и на политико- правовую сферу. Первым сословием оказывается то, при посредстве которого проявляется божественное - брахманы. Второе сословие является выразителем субъективной воли и храбрости - ведь сила должна проявляться, дабы заставить целое (государство) существовать и поддерживать свое существование в борьбе против других государств. Это сословие воинов и правителей - кшатриев, хотя и брахманы часто становились правителями (раджами).
Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако поздний историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин- кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, казнили преступников, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разрешалось заколоть не уступившего дорогу.
У каждой касты имелись свои особые обязанности и права: обязанности й права оказываются не императивами для человека вообще, а образом жизни особой отдельной касты. Так, храбрость не есть добродетель вообще, но для индусов лишь добродетель кшатриев. Нет права вообще, есть отдельное право каждой касты. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши горячее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму своей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах.