Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 859

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. В целом в мире роль государства усиливается. В последней трети 19 в. – начале 20 века совокупные государственные расходы в среднем находились в пределах 10% ВВП, в 1920 году уже 16-17% ВВП. В период трансформации индустриального общества в постиндустриальное в 80-х годах и первой половине 90-х годов, несмотря на провозглашённую политику приватизации и деэтатизации экономики, отношение государственных расходов к ВВП значительно возросло и составляет примерно 47% в 1990 году и 49% - в 1995 году. Меняются формы его участия в жизнедеятельности. Произошла трансформация от прямого вмешательства с целью, например, милитаризации страны, к мерам поддержки общего инновационного климата, базовых инноваций, экологической направленности, конкуренции.
7. Государство обладает мощными правовыми и экономическими рычагами воздействия на инновационную активность (через налоговые льготы, выделение и финансирование приоритетных направлений, снижение таможенных пошлин на ввозимые технологии и наукоёмкую продукцию, создание правового поля инновационной деятельности и тому подобное).
Государственное регулирование инновационных процессов – целенаправленное непрерывное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения её инновационной активности и восприимчивости к новшествам.
Механизм государственного регулирования инновационных процессов включает в себя:
1. Сбор исходной информации, её анализ, определение на их основе целей (выбор конкурентоспособных приоритетов развития, стратегических направлений, определённых предприятий).
2. Разработку конкретных решений, обеспечивающих достижение указанных целей и механизм практической реализации данных решений (осуществление государственных заказов, создание правовых условий для субъектов хозяйствования, в том числе, нормы, запреты, законы требования, стандарты, лицензии, патенты; экономических условий, в том числе финансирования, кредитования, лизинга, налоговой, амортизационной политики; психологических условий, повышающих социальный статус исследователей, новаторов, разработчиков, в том числе, государственные премии, звания, общественное уважение).
3. Контроль и анализ полученных результатов с целью корректировки достижения необходимых результатов, постановка новых задач.
Государственное регулирование инновационных процессов - есть непрерывный процесс, цель которого достижение конкретных результатов.

Субъектами государственного регулирования инновационных процессов являются государственные и негосударственные предприятия в производственной и непроизводственной сферах, цель и результат взаимодействия которых между собой и с государством – это интеллектуальная продукция и повышение инновационного потенциала.
Объект государственного регулирования инновационных процессов - интеллектуальная продукция на внутреннем и внешнем рынках.
Механизм реализации государственного регулирования инновационных процессов осуществляется через инновационную политику.
Типы инновационной политики государства:
1. Общесистемная. Это политика по горизонтали, благоприятствует развитию всех субъектов рынка, обеспечивает правовые условия равенства в осуществлении инновационной деятельности, формирует общеблагоприятный инновациям климат, создаёт необходимую для этого инфраструктуру.
2. Селективная. Это политика по вертикали. Из центра направляются денежные субсидии, бюджетные дотации, кредиты на безвозвратной основе определённому виду конкурентоспособной продукции или направлению научно-исследовательской деятельности, определённому предприятию, отрасли. Наибольшей эффективности политика достигает, если выполнены общесистемные требования к формированию благоприятной инновациям среде.
Инновационная политика – политика государства, связанная с созданием и потреблением новшеств, способствованием интенсификации инновационной деятельности. Инновационная политика включает в себя следующие положения (факторы):
1) Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности. Это законодательное регулирование инновационной деятельности, определение самих понятий «инновация», «инновационная деятельность», формирование инновационного климата в стране путём принятия нормативных актов и правовое закрепление принятых решений на всех уровнях, стимулирующих и поддерживающих инновационную деятельность, создание системы правовых норм, учитывающих специфичность инновационной деятельности, взаимоотношение субъектов инновационной деятельности.
Результат - производители новых технологий и продуктов оказываются в более выгодных экономических условиях по сравнению с производителями традиционной продукции, предоставляются возможности по изменению сложившихся пропорций в экономике путём обновления выпускающейся продукции (улучшающие инновации), облегчается внедрение новой конкурентоспособной продукции (базовые инновации). Вместе с тем нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности имеет определённый ограничительный характер (в области патентной политики, защиты интеллектуальной собственности и антитрестовского регулирования, которое регламентирует правила конкуренции, а благодаря стандартизации достигается некоторая унификация изделий).


К задаче нормативно-правового регулирования инновационной деятельности относят охрану результатов интеллектуальной деятельности или защиту интеллектуальной собственности. Государство закрепляет право на использование объекта интеллектуальной собственности за субъектом инновационной деятельности, что обеспечивает последнему конкурентные преимущества. Также государство регистрирует объекты интеллектуальной собственности, преобразуя их в товар.
Интеллектуальная собственность - совокупность прав на результаты творческой и интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность подразделяется на следующие виды:
- Литературная и художественная собственность. Охраняется авторским правом;
- Промышленная собственность. Охраняется патентным правом. Объекты промышленной собственности – изобретения, промышленные образцы, коммерческие наименования и обозначения, товарные знаки, знаки обслуживания; защита от недобросовестной конкуренции. Удостоверение права на признание изобретения, авторство и приоритет на промышленную собственность происходит путём выдачи государственным органом патента (документа, удостоверяющего авторство и предоставляющего владельцу право на объект). Патентообладатель может передать использование своего объекта промышленной собственности на основе лицензионного договора, который регистрируется государственным органом. Таким образом, лицензирование - форма торговли объектами собственности.
2) Разработку долгосрочной инновационной стратегии и выбор вида инновационной стратегии.
Инновационная стратегия охватывает вопросы теоретического и практического характера в области осуществления инновационной политики государства. Инновационная стратегия связана с экономикой и зависит от уровня развития производства, науки и техники. К вопросам теоретического и практического характера относятся проведение долгосрочных социально-экономических прогнозов развития страны, определение предстоящих изменений конъюнктуры рынка, анализ наличия фундаментального научного задела и технико-технологического задела по отраслям.
Политика государства ставит перед инновационной стратегией задачи, стратегия обеспечивает их выполнение. Различают несколько видов инновационных стратегий государства, отличных по уровню и формам поддержки инновационной деятельности:
- стратегия активного вмешательства государства. Данная стратегия предопределяет активную роль государства в организации финансирования инновационных программ и проектов, а инновационную деятельность признаёт главным фактором экономического роста. Эта роль государства подкрепляется изменениями в законодательстве, во внешней политике, характеризуется наличием жёстких директивных связей, чётким указанием приоритетов инновационного развития;

- стратегия децентрализованного регулирования. В данной стратегии роль государства более сложна. Оно стремится создать такие экономические, правовые условия для деятельности хозяйствующих субъектов, чтобы стимулировалась их научная и инновационная активность. Это осуществляется с помощью льгот в налоговой, амортизационной политике, создаётся инфраструктура инновационной деятельности, поддерживаются разработки нововведений в государственном секторе, оказывается помощь в передачи новшеств в коммерческие сектора;
- смешанная стратегия. Используется в странах, имеющих некоторый уровень государственного сектора, и к нему применяется стратегия активного вмешательства. К остальным субъектам хозяйственной деятельности применяется стратегия децентрализованного регулирования.
Стратегии инновационной политики различаются по принципам её формирования:
- стратегия «переноса». Государство закупает лицензии, патенты, ноу-хау высокоэффективных технологий за рубежом для освоения выпуска наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, имеющей спрос и за границей и у себя. И в экономике страны задействуется иностранный научно-технический потенциал;
- стратегия «заимствования». Государство опирается на дешёвую рабочую силу собственной страны, задействует собственный научно-технический потенциал и осваивает наукоёмкую продукцию, производившуюся ранее в развитых странах;
- стратегия «наращивания». В государстве происходит постоянная активизация инновационных процессов. Это осуществляется благодаря использованию собственного имеющегося научно-технического потенциала с привлечением зарубежных «мозгов», через объединение результатов фундаментальной и прикладной наук, освоением их в производстве и выражением их в новых продуктах и технологиях, имеющих спрос.
Условие успешного функционирования инновационной политики – органичность с долгосрочной стратегией государства.
3) Обоснование инновационных приоритетов и составление на их основе инновационных проектов и программ.
При выборе приоритетов решается задача: выбрать в условиях ограниченных ресурсов согласно экспертной оценке и направлений научно-технического развития, критические технологии, фундаментальные исследования и прогнозы, на основе которых составляются инновационные проекты и программы.
К критериям формирования инновационных приоритетов относятся:
- технологические потребности страны. На перспективу определяют узловые технологические потребности исходя из целей проведения инновационной политики (например, могут быть выделены такие потребности, как насыщение рынка конкурентоспособными товарами, укрепление обороноспособности, ресурсосбережение, освоение новых материалов, развитие здравоохранения);

- конкурентоспособность продуктов и технологий, а так же их научная и техническая новизна, патентная защищённость, направленность на решение задачи в определённой области, способность дать импульс новым технологиям и продуктам в смежных областях;
- эффективность. Под ней понимают совокупную коммерческую эффективность проекта, общегосударственную и социальную значимость, прибыль от реализации критической технологии, фундаментального или прикладного исследования, срок окупаемости вложенных средств, вклад в укрепление позиций страны на международной арене. Критическая технология – технология, способная кардинально изменить какую-либо область знания, производства;
- реальность. Необходимо учесть обеспеченность научным заделом, интеллектуальным потенциалом, финансовые возможности и источники финансирования, производственные мощности, уровень риска и неопределённости.
На основе принципов эксперты ранжируют критические технологии, научно-технические направления развития, исследования и прогнозы. Государство отдаёт приоритет наиболее важным, отвечающим всем принципам формирования приоритетов.
Государство заинтересовано в получении инновационного продукта в приоритетных областях, в данных направлениях науки и наукоёмкого производства происходит концентрация ресурсов и распределение государственных средств.
На основе выбранных приоритетов государственной инновационной политики формируется система инновационных проектов и программ.
Совокупность взаимосвязанных проектов – целевые инновационные программы.
4) Создание государством условий для реализации приоритетов, проектов, программ. Это обеспечение экономических, организационных, информационных, кадровых, внешнеполитических условий хозяйствования в стране через сочетание методов прямой и косвенной поддержки, с помощью которых реализуется инновационная политика.
К методам прямой поддержки государством инновационной деятельности относят: прямое бюджетное финансирование инновационных проектов и программ, новых поколений техники и технологий, имеющих значение для ключевого повышения конкурентоспособности экономики, то есть целевое, предметно-ориентированное, проблемно-направленное финансирование; кредитование; лизинг; государственное предпринимательство. Актуально в областях изначально носящих некоммерческий характер – обороне, здравоохранение, науки, культуре, образовании. Данные методы создают индивидуальные условия хозяйствования.