Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 860

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным рычагам прямого финансирования относят: субсидии (безвозвратные пособия), дотации (покрытие убытков от реализации проектов и программ), реальные инвестиции (проявление государственного предпринимательства в сфере инноваций, когда средства, вкладываемые в исследования и разработки некоммерческой направленности предполагают их окупаемость по аналогии со средствами коммерческих предприятий), финансовые инвестиции (вложение государственных средств в операции с ценными бумагами инновационно активных предприятий и предприятий малого наукоёмкого бизнеса), финансовый лизинг (финансовая поддержка государства, связанная с последней стадией инновационного процесса и затратами на обновление производственных мощностей, заключается в покрытие государством части затрат, которые получают предприятия при приобретении новых технологий, оборудования), прямые льготные займы (возможное увеличение срока кредитования или снижение ставки процента в зависимости от важности проводимой разработки), гарантированные займы (получение кредита субъектами инновационной деятельности в системе коммерческого кредита под гарантии государственных органов), компенсационные соглашения (государство компенсирует из бюджета кредитору часть средств, предоставляемых новатору, или проценты за кредит).
К методам косвенной поддержки государством инновационной деятельности относят: налоговое, амортизационное, ценовое регулирование, политику таможенную и протекционизма. Задача косвенной поддержки – формирование общественных условий хозяйствования.
Основные формы налоговой политики в области стимулирования инновационной деятельности следующие: освобождение от уплаты налога (целевые инновационные налоговые льготы под выполнение особо важных заказов, программ, проектов), «налоговые каникулы» (отсрочка налога на прибыль от реализации инновационных проектов), изменение налогооблагаемой базы (на прирост инновационных затрат, на реинвестирование в технологическое перевооружение производства или научно-исследовательские работы), индексация инновационных налоговых льгот для сохранения деятельности во время инфляции, уменьшение налоговой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ, понижение налоговых ставок, осуществляющим инновационную деятельность, в том числе создание налоговых зон с особым льготным режимом (скрытая форма кредита) или налоговый кредит (сумма скидки, вычитающейся из налога на прибыль, а не из налогооблагаемой базы, устанавливается в процентах ко вложенным средствам в науку и технику, сумма налога возвращается из прибыли, полученной в дальнейшем от развития производства).

Также к методам косвенной поддержки государством инновационных процессов в экономике относят амортизационное регулирование. За счёт возможности отнесения затрат от внедрения новшества в виде амортизационных отчислений на цену изделия, производитель получает возможность путём высокой цены на новый продукт компенсировать затраты на производственные фонды, с помощью которых осуществлён выпуск изделия. После того, как вся стоимость производственных фондов компенсируется амортизационными отчислениями, и себестоимость снизится, производитель может или снизить цену на продукт и увеличатся его продажи, или его доходы, основанные на прежних, высоких ценах на продукт, резко пойдут вверх. Происходит компенсация доходов государства, полученных за счёт налогов, которые прежде были предоставлены производителю в виде налоговых и амортизационных льгот. Среди моделей амортизационной политики государства выделяют: ускоренную амортизацию, единовременную амортизацию.
Также используют ценовое регулирование инновационной деятельности. Это зафиксированные или заниженные цены, которыми пользуются новаторы и предприятия, осуществляющие НИОКР, инновационные проекты и программы за услуги инновационной инфраструктуры (аренда помещений, связь, подготовка и переподготовка кадров, топливно-энергетические ресурсы). Среди форм ценового регулирования различают: контрактное ценообразование, льготное ценообразование.
Международные аспекты инновационной политики государства выражаются в косвенных методах поддержки инновационной деятельности – в таможенной политике и политике протекционизма: регулируются режимы экспорта и импорта технологий, обмен интеллектуальной собственности (покупка патентов, лицензий, охрана государственной и индивидуальной интеллектуальной собственности граждан и организаций), выход на отечественный рынок зарубежных производителей интеллектуальной собственности и наукоёмкой продукции. Цель – организация притока наукоёмких технологий, оборудования, машин из-за рубежа, охрана национального использования собственных уникальных технологий, обеспечение коммерческой реализации высокотехнологичных продуктов и технологий. Государство использует методы: прямые (присоединение к мировым системам научно-технической информации, введение международных стандартов и норм, закупка научно-технической литературы, патентование за рубежом продукции и её составляющих, входящей в состав экспортируемой продукции), косвенные (снижение таможенных тарифов на ввозимую высокотехнологичную продукцию, технологии, патенты, лицензии или освобождение от таможенных пошлин ввозимых научных печатных изданий, технологий, закупаемых государством, грантов, экспортные и импортные квоты на интеллектуальную продукцию).


Необходимым экономическим условием реализации инновационных приоритетов, инновационных проектов и программ при проведении инновационной политики государством является поддержка малого и среднего инновационного бизнеса и предпринимательства.
Государственное стимулирование малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью косвенных инструментов поддержки; антитрестовского законодательства. Антитрестовская (антимонопольная) политика представляет собой контроль взаимоотношений малых, средних и крупных предприятий с целью недопущения поглощения малых и средних предприятий, выпускающих продукцию и технологии в сфере нововведений, а также в некоторых областях, выпускающих альтернативную корпорациям продукцию. Стимулирование инновационной деятельности малых и средних фирм происходит с помощью прямых инструментов, например, используют организацию на конкурентной основе государственных контрактов и государственных закупок.
Для малого бизнеса – это гарантия платёжеспособного спроса на их новинки, для государства возможность привлечь к серьёзным областям (космос, энергетика) силы и возможности малого инновационного бизнеса с последующим применением новинок в гражданских областях (так было с компьютером, спутником). Предпочтение отдаётся отечественным производителям новинок, в свою очередь малые инновационные предприятия могут привлекать нужных иностранных специалистов.
Организационные условия реализации инновационных приоритетов, инновационных программ и проектов - формирование и поддержка инновационной инфраструктуры. Иинновационная инфраструктура - комплекс организационно-экономических институтов, где происходит охват всего цикла осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей до их реализации.
Различают: инфраструктуру макроуровня государства (государственные фонды поддержки научной, инновационной деятельности и малого предпринимательства) и инфраструктуру микроуровня государства (инновационные центры, инновационные банки, инкубаторы, холдинги, венчурные фонды, технополисы, технопарки, свободные экономические зоны, финансовые группы, консалтинговые фирмы).
Технопарк – участок, на котором размещены промышленные, научные, научно-производственные предприятия, имеет определённую цель создания, единый орган управления, осуществляет селективный отбор проектов. Свободная экономическая зона – разновидность технопарка
, но с широкой системой таможенных, налоговых, инвестиционных льгот. Роль государства в организации парков – принятие нормативно-правового сопровождения, льготного экономического режима, а так же дополнительные услуги (готовые, приспособленные помещения по низкой арендной плате, низкие тарифы на коммунальные услуги, организация лизинга оборудования, кооперационных связей, охрана результатов, склады). Инновационные инкубаторы – разновидности парковых структур, различаются по источнику финансирования. Существуют корпоративные, общественные, частные инкубаторы. Структурообразующие организации в парках – инновационные центры, в некоторых странах они получили название – технополис. Их особенность – образование вокруг университета. Государство предоставляет фирмам-новаторам субсидии, компенсирующие риск инновационной деятельности.
Сосредоточение наукоёмкого производства и НИОКР может быть осуществлено в городах-технополисах. Это небольшие территориальные единицы, имеющие как промышленные и научно-исследовательские институты, так и бытовые и культурные институты.
Создание государством информационных условий для реализации выбранных инновационных приоритетов, инновационных программ и проектов тесно связано с наличием и уровнем сформированной инновационной инфраструктуры. Информационный обмен между участниками инновационного процесса способствует кооперационному взаимодействию, объединяет его участников, помогает им. Обмен осуществляется путём организации информационных фондов, включающих базы изобретений, патентов, сведений о возможных источниках финансирования, данные об имеющемся спросе на научные и технические разработки, а также публикаций реферативного типа по научным и техническим разработкам, проблемам, полученным патентам, помощь в издании отдельных монографий, финансирование научных издательств и снабжение библиотек их продукцией.
Информационные услуги в инновационной деятельности могут оказывать как специализированные государственные информационные фонды, так и центры, занимающиеся лицензированием, стандартизацией, патентированием, сертификацией, некоммерческие научно-технические общества, коммерческие фирмами.
Одним из условий реализации инновационной политики государства является кадровая поддержка инновационной деятельности. В государственных вузах осуществляется подготовка кадров инновационного менеджмента, которые могут работать не только директорами промышленных производств, но и в инфраструктуре, информационных фондах, обслуживающих и содействующих протеканию и интенсификации инновационных процессов, специалистами по проблемам рынка инновационной продукции. Государство должно создать систему учебных инновационных центров, где осуществляется подготовка и переподготовка инженерных, научных, управляющих кадров в области инновационной деятельности, организуются международные стажировки, обмен специалистами.

Таким образом, действенная государственная инновационная политика имеет определённые цели и задачи её реализации, опирающиеся на законодательство, органы управления, инструменты регулирования и поддержки.