Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Педагогика высшей школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25
Проектирование технологий формирования ориентировочной основы деятельности (ООД) включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации.
Известно три типа учения: среднее ООД (первый тип), полная ООД в конкретном виде (второй тип), полная ООД в общем виде (третий тип).
Следует сказать, что выбор первого типа учения, как правило, осуществляется в том случае, когда есть резерв учебного времени, материал или может быть усвоен самостоятельно, или не имеет профессиональной значимости (т.е. не предусмотрен отработка конкретных навыков).
Второй тип учения весьма распространен в системе ПТУ. В результате его использования ученики способны выполнять частные действия. Выбор этого типа учения целесообразен в том случае, когда в рамках некоторой темы изучается независимая от тех или иных ситуаций деятельность.
Третий тип учения используется преимущественно в высших учебных заведениях, когда выдаются общие алгоритмы, характеристики, которые обученными самостоятельно преломляются под ситуации, сменяющих друг друга.
Определяем тип учения, устанавливаем содержание его компонентов и выбираем методы изложения нового материала (словесные методы и методы наглядности).
Таблица 2.7 - Выбор способов формирования ООД по теме «Ремонт и модернизация ПК»
Наименование темы (пунктов плана)
Цели обучения
№ уровня
Методы изложения
Наглядные пособия
1 2
3 4
5
2.5. Проектирование технологий формирования ВД
После того, как у учащихся сформированы необходимые представления об объектах, изучаемых процессах или явления окружающей действительности, наступает этап формирования умений, навыков или, по-другому, исполнительных действий.
В таблице приведена общая характеристика способов обучения, представленные через методы обучения и описание деятельности преподавателя по каждому из этапов формирования деятельности.
Таблица 2.8 - Выбор технологий формирования ИД по теме «Ремонт и модернизация ПК»
На им ен ова н
ие ра зде ла
Цели обучения
Урове нь
Выбранный способ закрепления
Средства закрепления
Метод
Форма
Метод
Варьируем ые параметры
Варианты решения
1 2
3 4
5 6
7 8

26
2.6. Проектирование технологий формирование контрольных
действий (КД)
Проектирование системы контроля является одним из важных видов деятельности преподавателя. Контроль дает возможность определить, насколько четко достигнута цель обучения, недостатки процесса обучения и что нужно сделать, чтобы применить новые технологии обучения.
Деятельности по контролю можно разделить на следующие виды: контрольно-проектировочной деятельности, то есть деятельности по созданию
(разработке) технологии контроля по учебной дисциплине, ее разделам и темам, при этом контроль должен обеспечивать диагностику степени достижения их целей; контрольную исполнительную деятельность, то есть деятельность по организации и осуществлению контроля; контрольную аналитическую деятельность, то есть деятельность по анализу и оценке результатов учебного процесса и его коррекции.
Деятельность преподавателя по разработке системы контроля включает ряд этапов.
Первый этап анализ цели обучения. На данном этапе чрезвычайно важно проанализировать цели каждого из уровней усвоения, с тем, чтобы осуществить в соответствующей последовательности и контроль формирования умений.
Второй этап выбор видов контроля. На данном этапе чрезвычайно важно охватить все этапы обучения. В этом случае необходимо так построить систему контроля и продумать способы контроля, чтобы преподаватель четко получил ответ на вопрос исходя из этого преподаватель поймет, правильно ли ученик понял поставленную задачу, обладает ли он достаточным количеством знаний для его выполнения и какие трудности возникают у учащихся.
Третий этап выбор способов контроля. Для данного этапа следует четко выполнять требования к организации контроля.
Таблица 2.9 - Выбор технологий формирования КД по теме «Ремонт и модернизация ПК»
На им ен ова ни е ра зде ла
Це ли обуче ни я
Урове нь
Выбранный способ контроля
Ти п
Показ ат ель
Метод
Форма
Средства закрепления
Название
В
ари ат ивн ы
е па ра м
ет ры
Варианты решение
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения
Перспективно-поурочный план - это документ, который содержит перечень уроков по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные время, отводимое на изучение тех или иных вопросов темы, типу урока, целями обучения, содержанием базового материала, методами обучение.


27
Таблица 2.10 - Перспективно-поурочный план
№ урока
Тема урока
Тип урока
Учебная цель
Развивающая цель
Урок
№ 1
2ч аса
Урок
№ 2
4 ч ас а
Таблица 2.6 - Определение способов формирования базовых знаний
Способы формирования базовых знаний Средства формирования базовых знаний
Содержание отчета.
1.Тема, цель.
2.Теоретические сведения.
3. Дидактический проект (заполненные таблицы) и основные технологии обучения (П
д
= М + ООД + И
д
+ К
д
+ К
ор
).
4. Выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Дать определение понятию функции деятельности специалиста.
Перечислить функции деятельности специалиста.
2. Что включает в себя функциональная структура деятельности специалиста?
3. Перечислить и описать уровни сформированности умений.
4. Перечислить и описать требуемые уровни знаний.
5. Что такое тактические цели обучения? Что относится к тактическим целям обучения?
6. Сколько, согласно теории В.П. Безпалько, существует уровней усвоения учебного материала? Перечислить и описать каждый из них.
Литература
1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П.
Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2016. - 488 c.
2. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А.
Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 655 c.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М.
Бим-Бад. — Москва, 2002.
4. Инновационные технологии в образовании. Методические указания к выполнению курсовой работы / Составители: Карчевская Н.В.,– Стаханов: изд- во
Стахановский инженерно-педагогический институт менеджмента
Луганского государственного университета имени Владимира Даля, 2018. – 50с.
5. Конспект лекций по дисциплине «Инновационные технологии в образовании» для студентов направления подготовки
44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям). / Сост.: Н.В.Карчевская. – Луганск: изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2019. – 49 с.

28
Практическая работа 9
1   2   3   4

Тема: Планирование воспитательной работы куратором учебной группы в вузе.
Цель: Формирование практических умений выполнять планирование воспитательной работы; осуществлять воспитательную работу в группе и ее учет и отчетность о проделанной работе.
1 .Функции и задачи куратора группы.
Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.
Коммуникативная функция кураторства предполагает обеспечение и поддержку куратором благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие куратора в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией
ВУЗа.
Контролирующая функция предполагает наблюдение за посещаемостью и успеваемостью студентов, контроль за выполнением функций старосты группы.
Контрольно-диагностическая функция. Куратор должен уметь составлять профессионально грамотный портрет студента.
Творческая функция куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными способностями. Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.
Работа куратора считается составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах как внеаудиторная учебно-воспитательная работа.
Содержание работы куратора студенческой группы включает в себя:
- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
- контроль за успеваемостью студентов;
- знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
-помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
-привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.


29
Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора;
- доведение до сведения деканата (директората) и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении;
- этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству;
- контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка.
2.Методика воспитательной работы кураторы в академической группе. В своей деятельности кураторы используют различные методы и формы воспитательной работы. Это еженедельные воспитательные часы, которые включаются в расписание академических занятий, а преподавателю - индивидуальному плану работы; беседы за "круглым столом", дискуссионные клубы, другие меры воспитательного воздействия в студенческих аудиториях и общежитиях (с привлечением специалистов разного профиля); культпоходы по историческим местам родного края, в музеи, картинные галереи, на выставки, в театры; коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей и их обсуждение; индивидуальная воспитательная работа со студентами с учетом их особенностей.
Ежедневная работа куратора является анализом ситуаций, постоянно возникающие решением педагогических задач, источники которых - отношения в группе, отношение студентов к учебе, труду, профессии, коллективные и личные интересы; специальная работа куратора и актива, куратора и группы; педагогическое руководство и развитие самостоятельности студенческого самоуправления и др.
При реализации функции педагогического анализа необходимы следующие основные умения:
- Определение главного звена в воспитательном процессе;
- Анализ результатов воспитательной работы;
- Правильное оценивание педагогической ситуации, возникшей;
- Умение привлекать помощников из студентов к анализу деятельности группы.
Умение анализировать уровень развития коллектива, выявлять причины изменений, произошедших в группе, дает результаты только в том случае, если выводы, сделанные при анализе, реализованы куратором в других видах деятельности, в частности в планировании и целеполагании. Эффективность воспитательной работы куратора академической группы в значительной степени определяется ее планировкой. Оно должно быть четким и целенаправленным, что позволит избежать многих ошибок и негативных явлений в студенческой группе. План воспитательной работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику и требует учета потребностей, интересов, индивидуальных особенностей каждого студента, сотворчества педагогов и студентов в организации воспитательной работы, обоснованности воспитательных мероприятий и тому подобное.
3.Журнал куратора группы (Основные разделы).


30
Журнал куратора является одной из основных форм отражения проведенной воспитательной работы с группой и заполняется в течение всего учебного года. По окончании учебного года журнал куратора храниться в деканате до окончания студентами данной группы университета.
По окончании учебного года необходимо составить письменный отчёт и сдать его вместе с Журналом куратора начальнику отдела внеучебной работы.
Порядок выполнения работы
I. Общие сведения о группе:
- факультет, направление (профиль), Специальность (специализация);
- количественный, половозрастной состав группы;
- социальная характеристика группы
(городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т. п.);
- успеваемость студентов в группе, динамика успеваемости за год;
- достижения в спорте, культуре, общественной деятельности, данные об активистах, интересах студентов;
II. Проведённая куратором работа:
- периодичность работы с группой;
- план работы: мероприятия, индивидуальная работа со студентами группы;
- анализ проведённой работы со студентами: какой эффект дали проведённые мероприятия, беседы, часы куратора, индивидуальная работа;
- работа с родителями (если проводилась, был ли эффект);
- выводы о проделанной работе;
- предложения по улучшению организации работы кураторов.
Содержание отчета
1. Тема, цель.
2. Теоретические сведения о методах воспитания.
3. План (фрагмент) воспитательной работы в группе.
3.1. Выполненные другие задания.
4. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Какова цель данной работы?
2. Описать кратко функции и задачи куратора.
3. Содержание работы куратора студенческой группы.
4. Какие необходимы умения при реализации функции педагогического анализа?
5. Основные разделы журнала куратора.
Литература
1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П.
Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2016. - 488 c.
2. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А.
Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 655 c.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М.
Бим-Бад. — Москва, 2002.

31 4. Конспект лекций по дисциплине «Педагогика высшей школы» для студентов направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям). / Сост.: Н.В.Карчевская. – Луганск: изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2019. –
66 с.
5. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Педагогика высшей школы» для студентов направления подготовки 44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям), магистерские программы
«Экономика и управление», «Информационные технологии и системы»,
«Электроснабжение»,
«Безопасность технологических процессов и производств»,
«Горное дело.
Подземная разработка пластовых месторождений»,
«Горное дело.
Электромеханическое оборудование, автоматизация процессов добычи полезных ископаемых и руд», «Горное дело.
Технологическая безопасность и горноспасательное дело», «Профессиональная психология», «Управление персоналом». / Сост.: Н.В. Карчевская. – Стаханов: изд-во ЛГУ им. В.Даля, 2021. – 42 с.
6. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов направления подготовки 44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям). / Сост.: Н.В. Карчевская. –
Стаханов: изд-во ЛГУ им. В.Даля, 2021. – 52 с.
Практическая работа 10
Тема: Активные методы обучения.
Цель: формирование знаний и умений при подготовке и применении проблемных и интерактивных технологий в теоретическом и практическом обучении, контроле знаний при проблемном обучении.
Оборудование: учебная плановая документация; учебная литература; слайды, средства статической проекции.
Теоретические положения
Сущность проблемного обучения заключается в постановлении перед учениками специальных учебных проблем и затягивании их в активный умственный процесс путем создания проблемных ситуаций, в которых и возникает желание развязывать проблемы. В проблемном обучении сочетаются возможности формирования познавательной потребности и развития мышления.
Дидактическое содержание проблемного обучения
Схема пояснительно-иллюстративного обучения
Схема проблемного обучения
Дидактический прием
Психологический механизм
Дидактический прием
Психологический механизм
1.Предявление учебного материла
Восприятие, память
1. Проблемное задание
Зарождение проблемной ситуации и начало процесса мышления