Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1127

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особого внимания заслуживает эгоцентризм младшего подростка. Согласно концепции Ж. Пиаже [Флейвелл, 1967], обсуждаемому нами возрасту присуща последняя стадия детского эгоцентризма. В мышлении подростка возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для него более реальными, чем то, что происходит в действительности. По мнению Дж. Флейвелла, с новыми возможностями познавательной деятельности эгоцентризм усиливается и принимает форму наивного идеализма, а подросток проявляет склонность к неумеренному увлечению реформами и переустройством мира и отличается «совершенной уверенностью в действенности своего мышления в сочетании с рыцарским пренебрежением к практическим препятствиям, которые могут встретить выдвигаемые им предложения» [Флейвелл, 1967, 297].

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельности мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

В исследованиях креативности определяют данный возрастной период как особый этап в развитии творческих способностей - период подражательной креативности. Подросток в этом периоде отличается активным проявлением собственной индивидуальности, стремлением к самовыражению, но осуществляется это через подражание известным образцам - в частности, следование за музыкальными кумирами. Чаще всего креативность подростков имеет вербальное выражение - они ведут дневники, пишут стихи, повести. Развитие информационных технологий предоставляет новые возможности для проявления такой креативности - ведение блогов, увлечение фотографией, видеосъемкой. В творческих проявлениях младшего подростка психолог-консультант может получить значимую информацию проективного характера.

Эмоционально-регулятивная сфера

Ярким следствием указанного выше процесса физиологического созревания становятся изменения в эмоционально-регулятивной сфере подростка. Всем известные подростковые перемены настроения, чувствительность и одновременно жесткость, зачастую черствость и агрессивность имеют своей причиной с большой вероятностью именно физиологические изменения:

  • новые, не всегда понятные сигналы от собственного тела;

  • гормональные всплески;

  • изменения во внешности, очень часто воспринимаемые критично и драматично.


Факторы физиологического плана могут служить основанием для повышенного напряжения, тревоги, страхов, неудовлетворенности собой. Во внешнем поведении отмечаются перемены настроения, защитные реакции - от агрессивности и неаргументированной обиды на весь мир (в первую очередь на близких) до чрезмерной обидчивости, чувствительности, замкнутости и ухода в себя. Эмоциональные и регулятивные функции у подростка связаны чрезвычайно сильно. Даже старшие подростки, да и взрослые люди, далеко не всегда обладают регулятивным потенциалом, достаточным для того, чтобы управлять своими эмоциями, их выражением. У младших подростков ресурсов для решения данной задачи очень часто недостаточно. Д.И.Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста локально-капризной, указывая на преобладание ситуативно обусловленных эмоций, снижение самооценки, часто отчетливо выраженное неприятие себя [Психология современного подростка, 2006].

Для младших подростков характерно усиление негативных эмоций в домашнем поведении, часто пугающее членов семьи. Отрицательные эмоции проявляются преимущественно по отношению к родителям, особенно к матери. Причины такой избирательности в проявлениях грубости и нетерпимости следует связывать с началом сложного и важного процесса - достижения автономии подростка от родителей, пик которого приходится на старший подростковый возраст. Для консультанта важно иметь четкое представление об этих процессах, поскольку запросы родителей часто связаны с появлением сложностей именно в сфере отношений в семье. Ребенок становится агрессивным, грубым или, наоборот, излишне чувствительным, обидчивым, замкнутым. Родители пугаются таких проявлений, им сложно понять, что происходит, теряется контакт с сыном или дочерью, которые из «милого ребенка превращаются в монстра».

Вне семьи, особенно в общении с другими взрослыми (родителями друзей, тренером, руководителем кружка, порой учителями в школе), младшие подростки могут выглядеть совсем иными - дружелюбными, воспитанными, жизнерадостными. В связи с этим консультанта поджидает некая ловушка. Если удалось установить с ребенком контакт, стать авторитетным взрослым, бывает трудно соотнести то, как описывает ребенка родитель, с тем, что наблюдает психолог в общении с подростком наедине. Наблюдая за тем же ребенком в группе сверстников, можно обнаружить еще одно его «лицо». Такая вариативность поведения в различных ситуациях естественна для подростка, ей не стоит удивляться. Но желательно получить информацию о разнообразии вариантов общения подростка с различными партнерами.



Учебная деятельность младших подростков претерпевает значительные изменения по сравнению с учениками начальной школы. Отмечается выраженная неровность в успешности, низкий уровень внимательности, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость, уход в фантазии. В силу конформности подростки в группе, подражая друг другу, взаимно усиливают негативные поведенческие реакции. Младшие подростки, начиная пробовать свои силы в установлении контроля над ситуацией, уже не так послушны, как ученики начальной школы, где присутствует безусловный авторитет взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Но при этом еще недостаточно сформированы навыки саморегуляции, не принята в полной мере ответственность, слишком далеки планы и цели будущей взрослой жизни, которые уже присутствуют у подростков старших. Результатом становится аморфное, стихийное ощущение собственной независимости и силы в отношении порядков, устанавливаемых взрослыми, но эта стихия еще не направлена в конструктивное русло и плохо регулируется самим подростком.

Личностно-социальное развитие и сфера коммуникации

В личностном развитии особое значение приобретает проблема ведущей мотивации. Если у младшего школьника ведущей деятельностью является учеба, а активность преимущественно направлена на адаптацию к роли ученика, активное расширение потенциала знаний и умений, то у младшего подростка на первое место выходит общение со сверстниками [Кле, 1991; Райс, 2012]. В младшем подростковом возрасте начинают активно решаться важные возрастные задачи, имеющие продолжение и завершение в старшем подростковом и юношеском возрасте, - осознание своего статуса и позиции в среде сверстников, приобретение опыта взаимодействия с представителями противоположного пола, в конечном счете - обретение идентичности. Эти задачи теснейшим образом переплетены с ключевой проблемой становления независимости и автономности личности. Но их решение младшим подростком только начинается, процессы происходят на фоне недостаточности интеллектуального и волевого потенциала, нерешенных вопросов ответственности, которую младший подросток в полной мере еще не способен принять на себя.

Среди концепций и теорий подросткового возраста большой продуктивностью обладает модель «четырех статусов идентичности» Дж. Марсиа [Marcia, 1980]. Автор предлагает модель четырех статусов идентичности, каждый из которых в тот или иной период может характеризовать личностное развитие.


  1. Диффузия (размытая идентичность). Диффузию характеризуют малая озабоченность проблемой выбора, низкий уровень самостоятельности и самоконтроля (высокая экстернальность), отсутствие каких-либо идеологических, профессиональных и половых моделей. Подростки этого статуса часто начинают чувствовать себя одинокими, заброшенными, никому не нужными, непонятыми, поскольку сталкиваются с новыми ощущениями и переживаниями, которые не понять, не регулировать еще не способны.

Можно предположить, что практически любой ребенок, вступая в подростковый возраст, переживает стадию диффузии; у одних эти переживания более болезненны, у других - менее. Уровень проблемности и напряженности переживания данного периода зависит от того, насколько сформирован адаптационный потенциал личности, а также от особенностей семейных отношений, уровня поддержки и принятия, которые ребенок получает в семье.

  1. Предрешение (досрочная идентичность
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   30

). Подросток не пережил кризис в полной мере, не осознал значимость решений, которые необходимо принять, но уже сформировал картину своего будущего, своего мировоззрения и своей половой роли, основываясь преимущественно на мнении значимых взрослых. Он становится тем, кем хотят его видеть окружающие; опыт отрочества служит лишь подтверждением его инфантильных установок, подросток придерживается авторитарных ценностей, следует внешним указаниями, искренне полагая, что это его собственное решение. Такой статус особо заметен в семьях с авторитарными, доминирующими родителями, делающими подростков конформными по отношению к родительским ценностям.

Подросток, остановившийся на стадии досрочной идентичности, может и не перейти в другие статусы, некритично закрепив усвоенные, а не выработав собственные мировоззренческие установки. Такие люди во взрослой жизни с большой вероятностью будут характеризоваться высокой конформностью, законопослушностью, вряд ли когда-либо станут рисковать, проявлять себя и брать ответственность. Проявления досрочной идентичности можно наблюдать у инфантильных взрослых.

  1. Мораторий (нормативный кризис). Подросток находится в кризисе и проявляет себя в идеях, размышлениях, философских построениях. Часто отмечается активная конфронтация с социальными предписаниями и нормами. Внешне это может выражаться в том, что подросток находится в конфликте со всем миром и самим собой, жизненные проблемы представляются ему неразрешимым. Поведенческие проявления: ссоры с друзьями и родными, агрессивность, резкие смены настроения. В ситуации моратория у подростков может повыситься уровень тревожности, проявляется болезненно чувствительное отношение к себе, а также амбивалентное отношение к родителям.

Для подростков, у которых отчетливо выраженной является стадия моратория, характерно «социальное экспериментирование», направленное на получение разнообразного опыта взаимодействия с внешней средой, иногда экстремального. Подросток в стадии моратория обычно больше всего «пугает» родителей, особенно если социальное экспериментирование связано с асоциальными пробами.

  1. Реализованная (зрелая) идентичность. Подростки, пережившие кризис, начавшие профессиональную подготовку и активное формирование собственного мировоззрения, переходят к периоду сознательной постановки жизненных целей, рационально оценивая свои будущие выборы и решения, следуя собственным представлениям. Они уже пересмотрели свои детские убеждения и отошли от установок родителей. В этом статусе люди имеют стабильные представления о родительских ролях и испытывают позитивные чувства к родителям.