Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1122

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Описанные варианты решения подростком возрастных задач достаточно обобщенные. В каждом конкретном случае взаимодействие подростка с родителями и окружающими принимает свои формы, свой ритм и свою скорость. Резкость, скачкообразность проявления новых потребностей и интересов, физического созревания, пробы новых форм поведения становятся чем-то непонятным, удивительным и даже пугающим родителей и педагогов, когда взрослые «не узнают» и пугаются ребенка, которого «будто подменили».

Поводом для обращения к специалисту как раз и оказываются ситуации, когда подростковый кризис проявляется в формах, вызывающих тревогу, страх, непонимание у родителей, у детей или у тех и других вместе взятых. Эти ситуации почти всегда связаны со сложностями адаптации в самом широком смысле - от проблем общения со сверстниками до успеваемости - либо с трудностями взаимодействия родителей с ребенком. Но в любом случае сложности обусловлены самим содержанием возрастных задач или трудностями их решения конкретным подростком. Например, родители в панике - «Мы не узнаем своего сына, был “золотой мальчик”, а теперь огрызается, стал агрессивным». Причина такого поведения подростка или связана с физиологическим состоянием, свойственным возрасту, или имеет и социальную детерминацию - переживание непринятости в компанию либо несчастной любви. За очень распространенной родительской жалобой о падении познавательной или учебной мотивации («Ничего не хочет, пропали все интересы, все кружки забросил...») кроются и поиск истинных склонностей, и проблемы с успешностью в учебе или другом

занятии, а следовательно, удар по неудовлетворенности статусом в специалиста в ходе общения



самооценке и переживания школьном классе. Задача с родителями найти и
проанализировать истинную причину.

  1. Цели и задачи консультирования младших подростков и
    их родителей


Понимание консультантом целей взаимодействия с клиентом (клиентами - в случае детско-родительского консультирования), ожидаемых результатов, критериев успешности выполненной работы - краеугольный камень эффективности специалиста в практической психологической деятельности.

Целью любого вида психологического консультирования является оказание профессиональной помощи в решении жизненных проблем и сложных ситуаций. Этот тезис остается инвариантным и в ситуации детско-родительского консультирования. Однако в силу специфики возрастно-ориентированного консультирования процесс приобретает ряд особенностей.


Во-первых, всякий раз консультант имеет дело с подростком и родителем. И каждый из этой пары (а иногда и более многочисленной группы, если в процесс включаются другие члены семьи) может иметь свое понимание целей и причин обращения к специалисту. Распространенной бывает ситуация, когда затруднения и сложности существуют только у родителя, ребенок же вообще не видит поводов для беспокойства. Такое чаще встречается в работе со старшими подростками, но случается и с детьми более младшего возраста. Но даже если подросток испытывает потребность в профессиональной поддержке и помощи, мотивирован на взаимодействие со специалистом, консультант может столкнуться с ограниченностью его ресурсов (обусловленной возрастными особенностями), на которые следовало бы опираться, двигаясь к разрешению ситуации. Старший подросток с большей вероятностью интеллектуально и личностно сформирован для того, чтобы рефлексировать, анализировать ситуацию, осознавать свои ресурсы и дефициты. Младший же подросток занимает промежуточное положение, будучи не настолько маленьким, чтобы просто следовать за родительскими чаяниями, но недостаточно взрослым, чтобы честно и разумно разобраться в своей ситуации.

Другим атрибутом формулирования целей и задач консультирования младшего подростка является сам факт роста ребенка, динамики личностного развития. В этом контексте особую значимость приобретает принцип «не навреди» в следующем толковании: не стань безусловным авторитетом и не поведи подростка, который совершает важнейшие жизненные выборы, в том направлении, которое не предназначено для него, а предоставь ему возможность выбирать свой путь.

Кроме того, важно не забывать, что ответственность за происходящее с ребенком, его актуальные переживания и будущее развитие несет родитель, чьи взгляды могут расходиться с мировоззренческими позициями консультанта. И задача специалиста не в том, чтобы заменить ребенку родителя, а чтобы стать посредником между ним и подростком в решении ситуации.

Таким образом, основная цель консультирования младших подростков и их родителей - это создание условий для доверительного и конструктивного диалога с ребенком или между родителем и ребенком, позволяющего участникам совместно найти решение проблемы. Следствием такого диалога могут стать договоренности, совместный план корректировки ситуации, нахождение взаимопонимания по вопросам, вызывающим противоречия, изменение в поведении участников. Возможным вариантом по итогам консультации может стать дальнейшая индивидуальная или групповая работа психолога с ребенком при поддержании контакта с родителями.



Цель консультирования конкретизируется в задачах, обусловленных конкретной ситуацией и запросом родителя.

Наиболее распространенные варианты решения задач консультирования младших подростков и их родителей следующие.

• Экспертное информирование родителя о специфике возраста, позволяющее снять лишние тревоги или активизировать ответственность и внимание к переживаниям и проблемам ребенка. Изменение позиции родителя при успешном решении этой задачи приводит к улучшению его взаимопонимания с ребенком и совместном преодолении сложностей взросления последнего. Такая задача становится основной в случае тревог родителя, внезапно столкнувшегося с «не моим ребенком».

  • Организация (модерация) прямых переговоров родителя и ребенка, позволяющая участникам услышать друг друга, проговорить обоюдные претензии, договориться о правилах совместной жизни. Такая задача приобретает особую актуальность в случае запроса, связанного со снижением доверия, непониманием, взаимной агрессией подростка и родителя.

  • Организация совместного анализа источников и причин сложностей, неуспешности ребенка в той или иной области (учеба, общение, недостаток самостоятельности, отсутствие интересов). Такая задача выходит на первый план в случае неудовлетворенности или тревог родителя и/или ребенка достижениями, эмоциональным состоянием, общением.

В конкретной ситуации консультирования задачи могут сочетаться.

  1. Особенности процесса консультирования

Процесс консультирования подростков и их родителей сохраняет все особенности консультирования как вида профессиональной психологической помощи, направленной на разрешение сложных жизненных ситуаций. Специалист, безусловно, должен следовать основным этическим принципам, не забывать об этапах консультационного процесса, но и помнить об особенностях, обусловленных возрастом клиента. Остановимся на основных моментах специфики процесса консультирования в случае обращения по поводу младшего подростка.


Определение клиента

Распространенным заблуждением, особенно для начинающих консультантов, становится смешение представлений о том, кто является клиентом в ситуации, когда родитель приводит подростка на консультацию.

Поскольку запрос родителя связан с реальными или воображаемыми проблемами ребенка и психологу предстоит преимущественно взаимодействовать именно с подростком, может создаться впечатление, что в качестве клиента в консультационном процессе выступает ребенок. Более того, родитель ждет, чтобы психолог «что-то сделал с ребенком, сказал ему, объяснил...». Однако это заблуждение. Ответственность за ребенка, в том числе и за его психологическое благополучие, несет родитель. И клиентом, на запрос которого должен ответить консультант, будет родитель ребенка.

Такая ситуация создает определенные сложности для специалиста, которые важно осознавать и преодолевать. Во взаимодействии с конкретной семьей и с учетом запроса поведение специалиста может варьироваться, но принципиальной должна оставаться позиция разделения с родителем ответственности за процесс и результат консультирования.

Коротко можно обозначить следующие направления деятельности консультанта в случаях, сложных с точки зрения разделения ответственности.

Родитель и подросток формулируют противоречащие друг другу запросы.

Задача психолога состоит в организации диалога между участниками и помощи обоим в нахождении взаимопонимания, возможного компромисса.

Позиция родителя неконструктивна, а иногда даже вредна для ребенка с точки зрения экспертного психологического знания.

Задача специалиста в этом случае будет состоять в том, чтобы донести до родителя свои представления о ситуации, поделиться экспертными знаниями. Если поведение родителя не отличается конструктивностью, следует стимулировать его на изменение позиции, поведения, обсудив совместно с ним варианты изменения ситуации или возможную динамику развития ребенка в том или ином случае. Заблуждения родителя, его педагогическая и психологическая «неграмотность» не освобождают его от ответственности за ребенка и не могут быть поводом для специалиста встать на сторону ребенка в прямом смысле, защитить его, объединившись с ребенком в осуждении родительской позиции и поведения.


Родитель не настроен на какую-либо коррекцию собственного поведения и ориентирован на то, что «психолог должен что-то изменить в ребенке».

Специалисту предстоит серьезная работа по коррекции установок родителя. Для этого могут быть использованы экспертные знания о психологии подростка, а также необходимы серьезные шаги в направлении установления доверия и приобретении авторитета у родителя, с тем чтобы быть услышанным и понятым.

В ходе общения с психологом ребенок обращается с просьбой убедить в чем-то родителя, жалуется на его непонимание, недоверие, авторитарность.

В этой ситуации важно не пойти на поводу у ребенка, не занять однозначно его сторону, создав у подростка иллюзию, что он получил союзника в лице психолога в своем «противостоянии» с родителем. И если в претензиях подростка на недостаток понимания и доверия со стороны родителя, что бывает довольно часто, есть здравая аргументация, задача психолога корректно донести эти идеи до родителя, что зачастую требует больше усилий, чем общение с подростком, но является необходимым.

Подросток откровенен с психологом, но просит его не нарушать конфиденциальность их общения и не передавать родителю ту или иную информацию.

В случае запроса ребенка о конфиденциальности представляется возможным ответить на его просьбу, если речь не идет о критических ситуациях: наркотики, суицидальные намерения, угроза физической безопасности. В подобных случаях стоит честно сообщить подростку о невозможности сохранения тайны.

Мотивация участников консультационного процесса

В любой ситуации консультирования мотивация участников играет ключевую роль в прогнозе успешности процесса.

Родитель и ребенок приходят на консультацию с различной мотивацией. Большее разнообразие мотивов участия в консультационном процессе мы встречаем у подростка. Кратко обозначим наиболее вероятные варианты.

1. Подросток.

В большинстве случаев решение о посещении специалиста принадлежит родителю. Подросток может с разной степенью согласия принять это предложение. Варианты готовности подростка принять помощь специалиста могут быть следующие.