ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1130
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для подростков характерно переживание астенизации. Многие из них жалуются на отсутствие мотивации, повышенную утомляемость, физическую и психологическую, снижение работоспособности. Подростки ссылаются на потерю интереса к учебе, трудности пробуждения по утрам, сниженное настроение. Можно наблюдать ухудшение успеваемости, так как способность к концентрации внимания и запоминанию снижается. В некоторых случаях возникает физическое недомогание.
Родители, да и сами молодые люди, часто относят эти проявления к лени. У этого состояния есть объективные причины, связанные с быстрым темпом физического созревания подростка. В данный период происходят значительные изменения в нервной и эндокринной системах [Казанская, 2008; 2011]. Снижение общего уровня активности характерно для большинства подростков, однако в некоторых случаях существует опасность развития депрессии. Психологу надо быть внимательным и при необходимости рекомендовать консультацию эндокринолога, невролога или психиатра.
-
Наиболее актуальные проблемы подросткового
возраста в практике психологического консультирования
Задачи, которые необходимо решить подростку в период взросления, и особенности возраста формируют наиболее часто встречаемые в консультировании проблемы. Их очень условно можно поделить на две группы.
1. Проблемы, связанные с изменением смысла и характера отношений:
-
Эмансипация и формирование отношений с родителями и семьей на новых принципах. -
Проблемы, связанные с новым смыслом и форматом отношений со сверстниками - как групповых, так и межличностных. Проблемы одиночества. -
Взаимодействие с другими взрослыми, оказывающими влияние на жизнь подростка. -
Отношения с представителями противоположного пола и сложности, связанные с этим.
2. Личностные проблемы:
-
Самосознание и самоотношение (разные аспекты этой проблемы - от отношения к своему телу до восприятия своих личностных качеств). -
Сложности саморегуляции и управление эмоциями и поведением. -
Впервые возникшие экзистенциальные вопросы. -
Сомнение в своем будущем. Выбор профессии.
5.5.1. Вопросы, с которыми обращаются подростки и взрослые на
психологическую консультацию
Вопросы формирования отношений с другими людьми являются самыми важными для подростков. Родителей же подростков больше волнуют проблемы их успеваемости и поведения. Подтверждением может служить статистика запросов, с которыми обращаются родители и ученики в рамках электронного дневника учащегося (ЭДУ), разработанного компанией «КОРУС Консалтинг». Этот вариант ЭДУ предполагает, в отличие от иных, наличие «Психологической страницы». О формате и принципах ее действия скажем ниже, сейчас же обратимся к статистике обращений, которую собрали сотрудники Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Анализ статистики и содержания запросов открывает для нас наиболее волнующие темы школьной и нешкольной жизни с 2010 по 2016 г. Следует заметить, что ответы на вопросы, заданные заочно, могут отличаться от статистики личных обращений, но, как показывает опыт консультирования, это отличие несущественно.
Наиболее часто с запросами к психологу обращаются ученики (44,9 %) и их родители (44,5 %), обращения учителей составляют всего 1,6 %. Есть существенная разница в содержании волнующих проблем.
Обращает на себя внимание, что успехи в учебе явно не являются приоритетными среди тем, волнующих подростков. Заметно преобладают вопросы, связанные с отношениями. И хотя проблемы влюбленности занимают значительное место, на первое место все- таки выходят темы отношений с друзьями и одноклассниками.
Первая любовь - слишком деликатная область, чтобы ее обсуждать, даже анонимно. Либо же это чувство переживает не каждый подросток. Проблема отношений с родителями уступает даже теме влюбленности. Зато недовольство собой и своими достижениями часто обсуждается в разговоре с психологом.
Таблица 5.1. Содержательный анализ запросов. Ученики (5-11-й классы)
Области в которых ВОЗ II11КЛII СЛОЖИ ОСП 1 | Общее число обращений. % | Формулировка проблемы | %от общего числа запросов |
Учеба | 14.1 % | Не получается | 12,3% |
Учитель занижает оценку | 2,8% | ||
Сложности в отношениях | 56,9% | С родителями | 10,2% |
С учителями | 3,2% | ||
С друзьями и одноклассниками | 30,8 % | ||
Любовь | 12,7% | ||
Личные трудности | 29,0% | Переживание психо логи че скоро кризиса: сложные эмоциональные проблемы или проблемы поиска смысла жизни | 7,1% |
Недовольство собой. «Хочу измениться» | 21,9% |
Опрос коллег, психологов-консультантов, работающих с подростками, подтверждает актуальность этих тем обращений. Информация собрана в разных городах России в процессе проведения методических тренингов. Было опрошено более 100 человек. Рейтинг частоты обращений за психологической помощью выглядит так:
-
Сложности нахождения своего места в среде сверстников. -
Острые эмоциональные переживания по поводу актуальных событий. -
Отношения с родителями, реже - с другими взрослыми. -
Недовольство собой (способностями, внешностью). -
Страх будущего, проблемы выбора.
Таблица 5.2. Содержательный анализ запросов. Родители учеников (5-11-й классы)
Области, в которых возникли сложности | Общее число обращений, % | Формулировка проблемы | % от общего числа запросов |
Учеба | 40,8 % | Демотивированность | 30,2% |
Трудности в учебе | 10,6% | ||
Сложности е отношениях | 38,7% | С детьми | 30,7% |
Детей с их соучениками и друзьями | 8,0% | ||
Психологические проблемы ребенка | 20,5% | Зависимость от компьютера | 8,2% |
Нежелательные изменения в поведении | 10,2% | ||
Невротические проявления | 2,1% |
Рейтинг отражает жизненные задачи, которые предстоит решить подростку, свидетельствует не столько об их важности, сколько является отражением оценки психологической сложности решения данных задач молодым человеком. Все они - проявление поиска собственной идентичности и, как показывает практика консультирования, могут обнаруживаться у одного и того же подростка-клиента на разных этапах работы.
В отличие от самих подростков, их родители больше всего беспокоятся о школьных успехах. При этом превалирует вопрос, как вернуть заинтересованность к школьному обучению. Кроме того, родителей очень беспокоит изменение их взаимоотношений: почти треть вопросов касаются этой темы.
5.5.2. Основные причины и проявления осложненного подросткового
кризиса
Как уже указывалось, подросток очень чувствителен к получаемому опыту и многие впечатления буквально впечатываются в его личность. Подростковый период сам переживается как травмирующий из-за сложнейших внутренних преобразований. Если дополнительно накладываются иные негативные воздействия (семейные проблемы, травмирующие события и т. п.), то их нежелательные последствия становятся более вероятными. Исследователи девиантного поведения [Казанская, 2008; 2011] указывают, что закрепление отклоняющихся форм поведения и наличие неблагоприятных условий взросления подростка связаны непосредственно.
Факторами благополучного взросления В. Г. Казанская [Казанская, 2008] называет баланс изменчивости и стабильности среды, в которой развивается подросток, и оптимизацию. Для изменчивого мира подростка необходимо, чтобы окружающая ситуация и отношения менялись. Если же окружающие люди и обстоятельства вынуждают его оставаться тем же (приводят к стагнации), это чревато серьезными последствиями. Например, родители продолжают излишне опекать, контролировать его. Возможно, это было органично в более раннем возрасте, но в подростковом приводит либо к инфантилизации, либо к стремлению резко противостоять такому отношению, подростковому бунту. Динамичность же изменений не должна быть хаотичной и резкой, непредсказуемой («Теперь ты взрослый и с этого момента сам отвечаешь....»). Такой поворот событий может быть воспринят подростком как отказ от поддержки и привести к ощущению растерянности и беспомощности, усилить ощущение одиночества.
Следствием нарушения благополучного взросления могут явиться девиации поведения [Змановская, Рыбников, 2010]. Однако, даже если девиантное поведение не формируется, вероятны другие более скрытые последствия. Они не всегда проявляются непосредственно и явно. И пусть мы исключим особо тяжкие случаи, связанные с сексуальным насилием или экстремальными ситуациями, которые часто приводят к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) [Тарабрина, 2001], столкновение с травмирующими событиями жизни может воздействовать на формирующиеся самосознание и картину мира подростка. Такими травмирующими жизненными ситуациями бывают развод родителей, потеря близких, отвержение сверстников, отставание в учебе, первая любовь, оставшаяся безответной, не до конца пережитые трудные ситуации.
У молодого человека еще недостаточно сформированы личностные ресурсы, нет опыта переживания сложных жизненных ситуаций, мал ресурс самостоятельного выбора действия. Подростку нужна помощь в том, чтобы осмыслить происходящее с ним, вернуть себе чувство собственной ценности. В противном случае подростковые обиды и травмы порой становятся источником непреодолимых сложностей взрослой жизни. Приведем пример.
Рассказ клиентки 36 лет. «Когда мне было пятнадцать лет, я сильно влюбилась в мальчика чуть старше, семнадцати лет. Сначала все было очень хорошо, романтично. Он меня тоже сильно любил, и мы даже планировали пожениться, когда мне исполнится восемнадцать.
Но через год он сказал: “Ты глупая какая-то, наивная, мне с тобой скучно”. Я писала ему письма в армию, ждала, что все вернется. Он не отвечал. А потом я узнала, что он переписывается с другой. Я сильно переживала, не могла есть, спать. Все думала: “Что я не так сделала? Что со мной не так?” Хотела повеситься... Вышла замуж быстро, в двадцать. Живем уже пятнадцать лет, а я все боюсь, что муж уйдет. Терплю, когда он оскорбляет меня. Только перед сыном стыдно. Ужасно ревную мужа. Самой противно, но проверяю карманы мужа и его телефон».
Но не только опыт непосредственного участия в травмирующих событиях негативно сказывается на формировании личности подростка, такое же воздействие может оказать и опыт наблюдения аналогичных событий в жизни других людей. Все это составляет предмет психологического консультирования подростка и его родителей.
В данной главе нам представлялось важным остановиться на тех возрастных задачах, с которыми сталкивается подросток и его окружение, на психологическом содержании кризиса подросткового возраста.
Подводя краткие итоги, надо сказать следующее.
-
В своем психологическом развитии человек проходит через ряд психологических кризисов. Преодоление каждого из них завершается обретением новых способностей и возможностей, которые позволяют человеку решать стоящие перед ним жизненные задачи. Взросление - это путь эмансипации, обретение шаг за шагом независимости. -
Критерием успешного преодоления подросткового кризиса является становление самосознания себя как взрослого самостоятельного человека. Это задача сложная и многоплановая. Чтобы осознавать себя как человека самостоятельного, то есть готового брать ответственность за свою жизнь, подростку предстоит решить ряд принципиально важных психологических задач. -
Психологическое сопровождение, психологическая помощь в этом возрасте становится особенно актуальной. Только адекватно справившись с решением данных задач, подросток по-настоящему почувствует себя субъектом собственной жизни.